Марина Лебедева
Конспект экологического занятия в старшей группе «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ
Задачи:
- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
-Закрепить знания детей о глобусом – моделью планеты Земля.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительное отношение к окружающему миру, к природе.
Закреплять правила поведения в природе.
Предварительная работа:
Ознакомление с водой, воздухом и их свойствами.
Публикация «Конспект экологического занятия в старшей группе „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Занятия по темам : «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Вода друг человека»; «Волшебница вода».
Цикл наблюдений, опыты, занятия по изо – деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок.
Материал:
Глобус;
Схемы – модели: «Кому в природе нужна вода», «Как человек использует воду», «Путь воды к нашему столу»;
Схемы правил: «Правила пользования водой», «Правила поведения в природе»;
Картины: «Река, глазами подводных жителей», «Река»;
Слайды- шоу: «Заводские трубы»;
Материал для опыта фильтрации воды.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям глобус, задает вопрос.
- Что у меня в руках?
(Глобус)
- Что такое глобус?
(Макет нашей планеты Земля, в уменьшенном размере).
Звучит музыка, показываются слайды природы.
Марийский край родной,
На карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый,
Ты, как цветок –
прекрасен, юн и чист.
Воспитатель повествует:
- Дети, наша планета Земля – самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери, и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Воспитатель:
Каким цветом обозначена на глобусе суша? (коричневым, желтым)
Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
(это означает, что на земле много воды, рек, морей и океанов).
Почему на глобусе больше голубого цвета?
- Кому в природе нужна вода? (Схемы-модели)
(Человеку, деревьям, животным….)
- На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
- Откуда, у нас дома и в детском саду вода?
(Из реки, из под земли)
- Для чего нам нужна вода?
(Что бы жить, расти крепкими….)
- Как человек использует воду? (Схема –модель «Использование воды»)
(Пьет, моется, стирает)
- А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.
(Чистая)
- А может ли человек употреблять грязную воду?
(НЕТ)
- Почему?
(В грязной воде много микробов, можно заболеть)
- Давайте вместе проследим путь воды к нашему столу. Детям предлагается составить схему-модель: река - фильтр-трубопровод-кран-чайник-чашка.
Вода проделывает большой путь, прежде чем попасть к нам на стол. Для того чтобы вода стала безопасной, ее специально очищают. Иногда нам кажется, что вода сама течет из крана и по этому ее можно не экономить, пусть льется. Но это не так. Если мы с вами знаем, что вода в кран поступает из реки, представьте, что случиться с рекой, если все люди будут оставлять краны открытыми, и не будут бережно относиться к воде?
(Реки высохнут, обмелеют).
Физкультминутка
«Превращение в цветок» Звучит музыка. Релаксация
- Ребята, а сейчас мы превратимся в цветы.
Дети сидят на корточках, голова наклонена вниз.
Пригрело солнышко, появился росточек, (дети медленно привстают)
Под тёплыми солнечными лучами, тёплым дождём
Стал он расти, вырос прекрасный цветок (дети стоят, руки вверху ладошки закрыты)
Утром цветочек раскрыл свои лепестки, огляделся вокруг
Какая прекрасная природа, улыбнулся.
(дети раскрывают ладошки, смотрят по сторонам)
Тут подул ветерок, цветок закачался вправо, влево,
Наклонился вперёд
(дети делают повороты, наклоны)
Стало солнышко садиться, стало цветочку грустно,
Он закрыл свои лепестки, надеясь на завтрашний день.
Конверт с письмом от жителей пруда
Здравствуйте, ребята, я вас так ждала. С нашим прудом приключилась беда. Он погибает. Люди загрязнили наш пруд, растения увяли, птицы улетели, рыбки заболели.
Жители пруда нарисовали картину : «Пруд глазами подводных жителей».
(Сверху вода, а на дне мусор: палки, банки, пищевые пакеты). Помогите нам.
Воспитатель:
Мы с радостью поможем.
Воспитатель предлагает детям очистить пруд от мусора (дети вынимают из импровизированного пруда мусор).
- пруд стал чище, но не совсем.
показываю банку с загрязненной водой и просит помочь очистить воду.
Предлагается детям очистить воду через фильтр.
Опыт:
Каждый ребенок пропускает загразненную воду через простой фильтр (воронка с ватой) Обращается внимание детей, как изменилась вода. Затем все дети возвращаются к пруду и отдают чистую воду Черепахе.
К моменту их возвращения, Черепаха меняет грязную одежду на чистую, кувшинки в воде становятся белыми.
Ребята мы с вами очистили воду, пруд стал прозрачным, чистым, зеркальным. Прилетели птицы, рыбы выздоровели, кувшинки стали белыми.
Звучит бодрая музыка, Черепаха благодарит детей.
Воспитатель:
Проведем еще один опыт:
давайте попробуем закрыть рот и нос, сколько времени мы сможем не дышать?
(Очень мало несколько минут).
Ребята
- Правильно ребята человек может прожить несколько дней без пищи и воды, но без воздуха он может прожить лишь несколько минут. В чем мы сейчас с вами, убедились. Все живое на земле не только нуждается в воде, но и дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек.
Воспитатель:
Что мешает воздуху быть чистым?
Показываются слайды:
(Заводы – дым, машины – газ)
- Мы знаем, что растения помогают очистить воздух, как они помогают?
(Выделяют кислород).
- Получается, чем больше будет растений, тем больше будет кислорода.
Что мы с вами можем сделать, что б воздух стал еще чище?
(Посадить деревья, кустарники, цветы и т. д.)
-Природа нам помогает расти здоровыми, крепкими, красивыми
-Мы пользуемся многими дарами природы,
Назовем: (вода, воздух, ягоды, овощи, фрукты)
- Мы с вами знаем правила поведения в природе? Давайте вспомним какие правила необходимо соблюдать в природе, что бы не причинить ей вреда.
Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы.
Не кричать, не включать громко музыку.
Не разорять птичьих гнезд.
Не ловить насекомых.
Не разжигать костров.
- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:
Я пойду сейчас в лесок
И сорву ромашку. (Нет)
Съем я вкусный пирожок
И выброшу бумажку. (Нет)
Лишний хлебушка кусок
На пеньке оставлю. (Да)
Ветку ели подвяжу,
Колышек поставлю. (Да)
Разведу большой костёр
И тушить не буду. (Нет)
Сильно-сильно насорю
И убрать забуду. (Нет)
Мусор весь я уберу,
Банку закопаю. (Да)
Я люблю свой край родной,
Природу оберегаю! (Да)
- Молодцы, ребята! С заданием справились
Игра Цветик – семицветик
Дети встают в круг. У воспитателя в руках поднос с лепесточками. Ребята, под музыку передают мяч. Когда музыка остановилась, ребенок, у которого в руках остался мяч, берёт с подноса один лепесток и отвечает на вопрос.
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет.
Д: Солнце
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, и все же
Без него прожить не можем.
Дети. Воздух
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я?
Д: Вода.
В: Какие времена года вы знаете? И какое время года сейчас?
Д: Зима, весна, лето, осень. А сейчас зима.
Бежала — шумела,
Заснула — заблестела. Река
Рук и ног у него нет,
А всех трясёт и качает. Ветер
Читается стихотворение Е. Шкловский. «Смотрю на глобус – шар земной».
Смотрю на глобус - шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
"Ты береги нас, береги!"
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
"Ты береги нас, береги!"
Остановил олень свой бег:
"Будь человеком, человек.
В тебя мы верим - не солги,
"Ты береги нас, береги!"
Смотрю на глобус - шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: "Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу".
3. Заключительная часть
В: Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы» Друг природы – это человек, бережет и охраняет ее. Вручаю вам медали «Юный эколог». Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы? Что будите для этого делать (ответы детей) Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего занятия? (ответы детей). Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (ответы детей) Молодцы, ребята. А девиз наш будет такой: Береги свою планету - ведь другой на свете нету!