Наталья Олеговна Макарова
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия «Права и обязанности ребенка» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного воспитательного мероприятия
«Права и обязанности ребенка»
3 класс
Составила
Макарова Наталья Олеговна
учитель
Турма, 2023г.
Цель: создание условий для ознакомления и обобщения знаний детей об основных правах ребенка.
Задачи:
Дидактическая: обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство; учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Публикация «Конспект внеклассного воспитательного мероприятия „Права и обязанности ребенка“ в 3 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные меропряития в 3 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Темочки
Развивающая: развивать познавательный интерес детей, связную речь; умения сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки.
Воспитательная : воспитывать чувство уважения, ответственности, гордости, долга; воспитывать чувство патриотизма, гуманизма, товарищества, этические нормы поведения, пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности); содействовать нравственному воспитанию, развивать эстетические нормы поведения; способствовать формированию активной гражданской позиции.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Участники: ученики 3 класса, классный руководитель.
Место проведения: кабинет.
Оборудование: презентация, раздаточный материал
Подготовительная работа: выучили стихотворения, сценки, придумали наряды для сценок, расставили столы в кабинете
Ход мероприятия:
ЭТАП ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
1. Вводная часть.
2. Основная часть.
- Здравствуйте, дети. Рада вас приветствовать.
Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
- А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?
Давайте разберемся.
- Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года в ООН., в которой говорится, что
Все дети пользуются одинаковыми правами
20 ноября отмечается как всемирный день детей. В этот день дети всего мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.
Сценка про Золушку.
- Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу)
Инсценировка по “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”
Учитель: - Итак, какое право ребенка было нарушено? (право на жизнь).
А теперь поиграем в игру. Я вам читаю четверостишие, а вы отгадываете, о каком праве идет речь.
Игра
1. Мы дошкольниками были
Мы ходили в детский сад,
Мы из глины мастерили
И лошадок, и зайчат…
А теперь, а теперь
Открывай нам, школа дверь!
Нам скорее подари
Расписные буквари.
(право на образование)
2. На прививку! Второй класс!
Вы слыхали? Это нас.
Я уколов не боюсь!
Если надо – уколюсь!
На прививку вызывают,
Братцы, нас!
(право на охрану здоровья)
3. Но вот пришла лягушка
Прожорливое брюшко,
И съела кузнеца.
Представьте себе,
Прожорливое брюшко.
Представьте себе,
И съела кузнеца.
(право на жизнь нарушено)
4. Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда буду я!
(право на жизнь)
5. Стал сапожником енот,
Он для всех обувку шьет:
Тапки – на лапки,
Сапожки – на ножки,
Даже старые ботиночки
Принимает для починочки.
(право на труд)
6. Ох, случилась вдруг беда,
Выпал птенчик из гнезда.
Он зовет на помощь мать,
Ищет мать, ищет мать.
(право на родительскую заботу)
7. К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе,
Учат в школе.
(право образование).
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
- подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему?
- А вот и герои следующей нашей сказки. Давайте посмотрим и узнаем о каком праве говорится в этой сказке?
(Музыка Приключения Буратино)
- Ребята, скажите, какое право вы увидели в этой сказке. Конечно, ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ, которое должно быть бесплатным и обязательным.
-Посмотрите на экран и еще раз прочитайте, какие у вас есть права.
- Знания обязанностей не менее важны, чем знания прав. А пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам рассмотреть несколько ситуаций и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Разбор ситуаций
- Итак, что же представляют собой наши обязанности? Посмотрите на экран. Давайте вместе прочитаем наши обязанности.
Слушают учителя.
Выходят 8 учеников и читают стихотворение "Наши права".
1. В своих правах мы все равны :
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
2. На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
3. В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
4. Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
5. Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
6. Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
7. О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
8. Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Дети отвечают на вопрос.
Заслушиваются ответы детей.
Входит Золушка, поет, имитирует уборку:
- Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
Прячу я печаль свою
Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже,
И не уж- то никогда
Не уйти мне никуда,
От золы и сажи!
– Неужели мне не дождаться веселья и радости? Ведь, так и заболеть можно! Хочу, чтобы счастье вдруг пришло ко мне!
Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал?
Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье)
Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил это. Ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается)
Звучит песня «Золушка» (слова И. Резник, музыка И. Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Ответы детей.
(С зеркальцем в руках сидит царица, любуется своим отражением)
Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи : я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.
Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?
Зеркальце. А царевна всех милее, всех румяней и белее.
(Царевна бросает зеркальце. Топает ногами. Кличет служанку)
Царица. Эй, чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову) Веди царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной там оставь на съедение волкам!
Отвечают учителю.
Внимательно слушают учителя и отгадывают.
Выходят заранее подготовленные лети.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса. А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц. Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса. Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Мальвина (строго) Сядьте. Буратино, положите руки перед собой. Не горбитесь (берёт кусок мела) Мы займёмся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино (хитро подмигивая) Врёте, ни одного.
Мальвина: А я говорю, предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино: Два!
Мальвина: Подумайте хорошенько!
Буратино (сморщился) Два!
Мальвина (изумлённо) Почему?
Буратино: Я не отдам ему яблоки, хоть он дерись!
Мальвина: У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом.
Буратино: - Диктант, а это как?
Мальвина: - Пишите: «А роза упала на лапу Азора» Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
- Ой! Вскрикнул испугано Буратино, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.
Мальвина: (всплеснула руками)
- Вы противный мальчишка не хотите учиться,
Вам бы только паясничать и веселиться,
Я добра Вам желаю, а Вы мне вредите,
Вас учить и учить.
Читаем все вместе с экрана.
Ситуация 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?
Ответ: Права мама, так как – это ущемление прав других людей.
Ситуация 2.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Ответ: Дима не прав, так как тут нет никакого насилия.
Ситуация 3.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Разъясните Иванову его права и обязанности.
Ответ: Надо разъяснить, что портить имущество нельзя.
Ситуация 4.
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Правильно ли рассуждает Петров?
Ответ: Надо объяснить Петрову, что он нарушает учебный процесс, тем самым мешая другим.
Читаем вслух с экрана.
3. Заключительная часть. - А теперь давайте поиграем в игру. Я вам читаю четверостишие, а вы мне отвечаете РАЗРЕШАЕТСЯ или ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это … запрещается.
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это … разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это … разрешается.
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … запрещается.
Дети слушают учителя и отвечают ему.
Итоги Защиту прав детей в России сегодня организуют Уполномоченные по правам ребенка, которые существуют с 20 регионах России. Уполномоченные по правам ребенка решают проблемы, которые возникают из-за случаев насилия в семье, детской преступности, наркомании, беспризорности и других недетских проблем.
В заключение давайте выведем простые правила взаимообщения :
1. Нужно знать свои права.
2. Нужно уважать права других людей.
3. Нельзя забывать об обязанностях.
Итак, мы сегодня узнали много нового. Давайте все соединим в одно целое. Ответьте мне:
1. Что такое права?
2. Что такое обязанности?
3. Есть ли у вас обязанности в семье?
4. Где могут быть записаны обязанности учеников?
5. Какие права имеет ребенок?
- Молодцы, вижу вы все запомнили.
Дети отвечают на вопросы.
Рефлексия. А теперь, ребята, посмотрите на свои рабочие места. Перед вами лежат карточки с тремя знаками. Вам нужно обвести в кружок один из них.
+ всё понял
- не всё понял
? были затруднения Учащиеся проводят рефлексию
Спасибо за внимание! До свидания.
Список использованной литературы:
1. Л. С. Луста «Основные права и обязанности детей в России» https://s20.ucoz.ru/dokymenti/lysta/prava_i_objazannosti_detej_v_rossii_20.pdf
2. О. В. Поталицына, «Классный час по теме : «Права и обязанности детей»,
https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/11/25/klassnyy-chas-prava-i-obya