МААМ-картинки

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»

nailart mail ru
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: В труде – красота человека.

Цель: развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.

Задачи урока :

- актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;

- создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;

- активизировать интерес учащихся к предмету.

Темочки:

Планируемые результаты:

Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Метапредметные: выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Предметные: делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Элементы содержания: трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Основные средства наглядности: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

2. Работа с индивидуальными карточками: объясни значение пословицы

(поговорки).

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.

Где хотенье, там и уменье.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки?

В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.

4. Изучение нового материала.

1. Продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…»

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.

Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.

Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению. И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг пере обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.

Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художественной литературы. «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «Лентяй сидя спит и лёжа работает» — говорят в Дагестане, «Без труда не поймаешь и окуня» — гласит бурятская пословица, татарская пословица поучает: «Без труда и зайца не поймаешь».

Ещё в древности сложился образ русского крестьянина-богатыря, пахаря, труженика. Земледельческий труд в Древней Руси был настоящим подвигом, он требовал от человека постоянного напряжения и терпения. Это рождало в русском богатыре такие качества, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца. Силой богатырской его питала Мать Сыра Земля.

Одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович — крестьянин, живущий трудом, осознающий значение и величие этого труда. Он работает, не покладая рук: пашет землю так, что конная дружина князя Вольги не может угнаться за ним три дня.

2. Работа в классе: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».

Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме.

3. Работа в паре: чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Используя текст, ответьте на вопрос: почему народ сделал его героем былин?

Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин

5. Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

6. Закрепление материала.

- «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два

плуга?»

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.

- «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

- Как вы теперь продолжите фразу «Человек работает для того, чтобы…»

7. Итог урока.

- Вспомни работу своих одноклассников на уроке.

- Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

8. Домашнее задание.

Объяснить значение пословиц.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе Урок окружающего мира в 3 классе Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. Планируемые предметные результаты.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево»Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .

Конспект урока по физической культуре «Гимнастика» в 3 классе Конспект урока по физической культуре для 3 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Шипилова Татьяна Юрьевна Предмет: физическая культура Класс:.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России» Цель: дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд, костюмов, устного народного творчества.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Конспект урока «Транспорт. Виды транспорта». Мир природы и человека. 1 подготовительный класс для РАС Тема урока: Транспорт. Виды транспорта. Цель: познакомить обучающихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»
Опубликовано: 10 мая 2022 в 08:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»» (включая файлы) размещена пользователем nailart mail ru (УИ 2266470) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД