Лучший педагог года

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»

nailart mail ru
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: В труде – красота человека.

Цель: развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.

Задачи урока :

- актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;

- создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;

- активизировать интерес учащихся к предмету.

Публикация «Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России „В труде — красота человека“» размещена в разделах

Планируемые результаты:

Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Метапредметные: выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Предметные: делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Элементы содержания: трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.

Основные средства наглядности: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

2. Работа с индивидуальными карточками: объясни значение пословицы

(поговорки).

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Дело без конца, что кобыла без хвоста.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.

Где хотенье, там и уменье.

Без работы и печь холодна.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки?

В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.

4. Изучение нового материала.

1. Продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…»

Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.

Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.

Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению. И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг пере обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.

Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художественной литературы. «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «Лентяй сидя спит и лёжа работает» — говорят в Дагестане, «Без труда не поймаешь и окуня» — гласит бурятская пословица, татарская пословица поучает: «Без труда и зайца не поймаешь».

Ещё в древности сложился образ русского крестьянина-богатыря, пахаря, труженика. Земледельческий труд в Древней Руси был настоящим подвигом, он требовал от человека постоянного напряжения и терпения. Это рождало в русском богатыре такие качества, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца. Силой богатырской его питала Мать Сыра Земля.

Одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович — крестьянин, живущий трудом, осознающий значение и величие этого труда. Он работает, не покладая рук: пашет землю так, что конная дружина князя Вольги не может угнаться за ним три дня.

2. Работа в классе: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».

Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме.

3. Работа в паре: чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Используя текст, ответьте на вопрос: почему народ сделал его героем былин?

Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин

5. Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

6. Закрепление материала.

- «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два

плуга?»

В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.

- «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».

- Как вы теперь продолжите фразу «Человек работает для того, чтобы…»

7. Итог урока.

- Вспомни работу своих одноклассников на уроке.

- Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?

8. Домашнее задание.

Объяснить значение пословиц.

Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

Муравей не велик, а горы копает.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!

Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.

По готовой работе вкусен обед.

Без дела жить - только небо коптить.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Терпенье и труд все перетрут.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе Урок окружающего мира в 3 классе Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. Планируемые предметные результаты.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево»Конспект литературного занятия «Путешествие по сказкам народов России» с творческим занятием «Сказочное дерево» .

Конспект урока по физической культуре «Гимнастика» в 3 классе Конспект урока по физической культуре для 3 класса (по ФГОС) Ф. И. О. педагога: Шипилова Татьяна Юрьевна Предмет: физическая культура Класс:.

Конспект урока по основам православной культуры в 10 классе на тему «Давид. Книга Премудрости Соломона» Тема урока: «Давид. Книга Премудрости Соломона.» Цель: - формирование знаний о жизнедеятельности персонажей Ветхого Завета; - развитие.

Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России»Конспект занятия с дошкольниками «Богатство народов России» Цель: дать представление детям о богатстве народов России как о совокупности национальных блюд, костюмов, устного народного творчества.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Конспект урока «Транспорт. Виды транспорта». Мир природы и человека. 1 подготовительный класс для РАС Тема урока: Транспорт. Виды транспорта. Цель: познакомить обучающихся с различными видами транспорта и научить правильно их классифицировать.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»
Опубликовано: 10 мая 2022 в 08:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»» (включая файлы) размещена пользователем nailart mail ru в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД