nailart mail ru
Конспект урока по основам духовно-нравственной культуре народов России «В труде — красота человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В труде – красота человека.
Цель: развитие целостного представления о трудолюбии как нравственном качестве человека.
Задачи урока :
- актуализировать и расширить знания, понятия и представления учащихся о фольклоре народов России;
- создавать условия для развития представлений школьника о трудолюбии как нравственном качестве человека;
- активизировать интерес учащихся к предмету.
Темочки:
- Домоводство, СБО, труд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты:
Личностные: определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Метапредметные: выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Предметные: делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Элементы содержания: трудолюбие как нравственное качество человека, основа трудовой деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре.
Основные средства наглядности: презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
2. Работа с индивидуальными карточками: объясни значение пословицы
(поговорки).
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!
Муравей не велик, а горы копает.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Дело без конца, что кобыла без хвоста.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
По готовой работе вкусен обед.
Без дела жить - только небо коптить.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Терпенье и труд все перетрут.
Не за свое дело не берись, а за своим - не ленись.
Где хотенье, там и уменье.
Без работы и печь холодна.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Какая тема объединяет все эти пословицы и поговорки?
В тетрадях записываем число и тему сегодняшнего урока.
4. Изучение нового материала.
1. Продолжите фразу: «Человек работает для того, чтобы…»
Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.
Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.
Честно делать дело – основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению. И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг пере обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.
Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художественной литературы. «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «Лентяй сидя спит и лёжа работает» — говорят в Дагестане, «Без труда не поймаешь и окуня» — гласит бурятская пословица, татарская пословица поучает: «Без труда и зайца не поймаешь».
Ещё в древности сложился образ русского крестьянина-богатыря, пахаря, труженика. Земледельческий труд в Древней Руси был настоящим подвигом, он требовал от человека постоянного напряжения и терпения. Это рождало в русском богатыре такие качества, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца. Силой богатырской его питала Мать Сыра Земля.
Одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович — крестьянин, живущий трудом, осознающий значение и величие этого труда. Он работает, не покладая рук: пашет землю так, что конная дружина князя Вольги не может угнаться за ним три дня.
2. Работа в классе: чтение и работа с текстом татарской сказки «Звездочка Зухра».
Какова главная мысль сказки? Приведите примеры сказок других народов, которые посвящены этой же теме.
3. Работа в паре: чтение и анализ текста «Микула Селянинович». Используя текст, ответьте на вопрос: почему народ сделал его героем былин?
Коллективная оценка выполнения задания, обобщение: «Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?»
5. Физминутка.
Посмотрите вправо-влево,
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя!
6. Закрепление материала.
- «Какова житейская мудрость сказки К. Ушинского «Два
плуга?»
В сказках, пословицах, песнях и других фольклорных произведениях разных народов трудолюбие представляется как одно из главных нравственных качеств человека. В народном сознании сложился образ труженика, который честно выполняет свою работу.
- «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?».
- Как вы теперь продолжите фразу «Человек работает для того, чтобы…»
7. Итог урока.
- Вспомни работу своих одноклассников на уроке.
- Кто из них заслуживает высокой оценки? Почему?
8. Домашнее задание.
Объяснить значение пословиц.
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!
Муравей не велик, а горы копает.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
По готовой работе вкусен обед.
Без дела жить - только небо коптить.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Терпенье и труд все перетрут.