Жузим Серикова
Конспект урока «Добротой себя измерь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Добротой себя измерь»
Цель урока : углубление представлений учащихся о понятии «доброта».
Задачи:
- Формировать осознанное стремление быть добрым;
- Развивать способность осмысливать и оценивать различные жизненные ситуации;
- Воспитывать доброе и внимательное отношение к окружающим.
Оборудование:
Публикация «Конспект урока „Добротой себя измерь“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
• запись песен «Дорогою Добра» (Ю. Энтин, Минков, песня о доброте из м/ф «Приключения Фунтика»
• компьютер.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: - Ребята, день у нас сегодня совсем необычный! В наш дом пришло много гостей. Они нечаянная радость для нас! Умножим эту радость. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Что вы почувствовали? Пусть это настроение сохранится до конца нашего занятия.
Концентрация на Свет. Музыкальное сопровождение. Хрустальная грусть
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче и выходит за пределы вашего тела. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, на все живое, повсюду…
Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя.
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
2. Знакомство с темой и целью нового урока.
Учитель: - Ребята, мы начнем наше занятие с одной удивительной песни. Послушайте её и подумайте, чему будет посвящен наш урок самопознания (Дети слушают аудиозапись песни «О доброте» из м/ф «Приключение поросенка Фунтика»)
Учитель: - Вы послушали песню. О чём она? (о добре, о доброте….).
Учителем сообщается тема урока («Добротой себя измерь»). Выясним значение доброты в жизни человека.
А что такое доброта по - вашему? (это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, это любовь к людям и желание помочь, это душевность, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, мама, смех, улыбка, семья и т. д.) Запись в тетрадь.
Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты, которое своими лучами согревает всех нас. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта :
милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь)
доброжелательность (доброжелательное отношение к людям)
отзывчивость (готовность откликнуться на чужую нужду)
терпимость (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению)
забота (деятельность, направленная к благополучию кого-либо)
сопереживание (сочувствие к другому)
взаимопомощь (помощь друг другу)
добронравие (хорошее поведение, хороший нрав)
Проверка опережающего домашнего задания.
Пересказ рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка»
Просто старушка
По улице шли мальчик и девочка, а впереди шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книги! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя! Или знакомая?
- Да нет же, нет! - улыбаясь, сказал мальчик. - Это просто старушка.
Вопросы:
- Что вы можете сказать о поступке мальчика? Каким он оказался человеком?
- А что вы можете сказать о девочке?
- Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?
- Чему учит нас этот рассказ?
3. Изучение нового материала.
«Жил был один богач. Все у него было но - не было счастья. Однажды ночью он проснулся, и почувствовал, что жизнь его пуста и никчемна. Служил ему старый слуга. В этот день богач был не в духе и выгнал старого слугу. Вышел слуга за ворота и заплакал, потому что некуда ему было идти.
Вдруг услышал богач, что его слуга разговаривает с кем-то и смеется. Выглянул богач в окно и увидел странника, который говорил слуге:
- Можешь жить в моей хижине, сколько хочешь. Возле хижины есть сад, который прокормит тебя.
Слуга долго благодарил странника, а потом ушел, радостно напевая.
- Странник, неужели тебе не жаль отдать свою хижину незнакомцу? – удивился богач.
- Нет, радость бедного старика стоит гораздо больше, чем моя хижина, а счастья, которое я получил, увидев эту радость, не купишь ни за какие деньги, - ответил странник».
Вопросы для обсуждения:
1. О чем эта притча?
2. Почему богач выгнал слугу из своего дома?
3. Почему странник пустил слугу в свою хижину и сказал, что он может там жить, сколько хочет?
4. Какими качествами обладает странник? (Добрый, щедрый, бескорыстный, чуткий и отзывчивый)
5. Как вы думаете, кто счастливее: странник или богач? Кто из них уже обрел внутренний покой?
6. Чему вы научились из притчи?
7. Испытывали ли вы когда-нибудь счастье из-за того, что помогли другому человеку?
Вывод: Ребята, когда человек осознает истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе расцветают благоуханные цветы внутреннего покоя.
С чем ассоциируется у вас слово доброта?
Что вы видите, когда слышите это слово?
- Какие звуки вы слышите, когда произносите это слово? (звон колокольчика, нежный, ласковый шепот и т. д.)
- А если это слово положить на язычок, то, что вы ощутите? (сладкое, как карамелька, вкусное, воздушное, как пирожное и т. д.)
- А каково это слово на ощупь? (теплое, круглое, ворочается в кулачке, шевелится, щекочет, сердечко радостно стучит)
- С каким животным у вас ассоциируется слово доброта? (игривый, ласковый котёнок, бабочка, и т. д.)
- Какими бы красками вы его нарисовали?
- А как вы думаете, где живет доброта?
Значит доброта - это всё самое хорошее, полезное, это расположение к людям, отзывчивость. Она, как солнышко живет в душе каждого человека и согревает его.
Физминутка.
Работа в группах.
1 группа заполняют корзину яблоками. Учащиеся на них пишут добрые слова.
2. Создать дерево доброты (на плодах дерева написать, что они могут сделать доброго для своих друзей и одноклассников)
3 Создать солнце доброты. На лучах пишут что могут сделать доброго своим родителям, близким.
4 Нарисовать образ доброты. Пофантазировать, на что похоже добро и нарисовать рисунок, который можно было бы соотнести с этим словом.
Сейчас сказочные герои расскажут о себе, а вы узнайте их.
^ Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка.)
Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сразиться с Людоедом. (Кот в сапогах.)
^ Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
Я спас больных зверей Африки. (Айболит)
Я оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена. (Герда) Наши герои рады, что вы знаете об их добрых поступках.
Просмотр видеоролика. Мультик «Просто так»
4. Закрепление знаний.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. И так, что же после этого занятия для вас означает слово «доброта»?
Поведение итогов урока.
Рефлексия. Будьте добры, напишите на листочке бумаги, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня.
Учитель:- Добро творить может каждый человек. Он делает это, ничего не ожидая взамен. Ведь не трудно донести сумку старому человеку, уступить место в транспорте, защитить слабого, не обижать тех, кто окружает тебя. А еще покормить птиц зимой, не губить растения, посадить деревце у себя во дворе - это и называется добром. Человек, который делает добрые дела, счастливее всех. Он может радоваться своими успехами и успехами других. И, наверное, самое главное помогать своим родителям не за очередной подарок, а потому, что вам это приятно. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Заключительная минута тишины. (звучит тихая мелодия)
-А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните всё хорошее, что было на этом уроке, все добрые слова, поступки, о которых вы говорили, поместите это добро в своё сердце и живите с ним. Сохраните эти чувства на весь день. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу.
Дневник добрых дел.
Домашнее задание.
Написать сказку, рассказ, стихотворение о добрых людях, о доброте.
- Спасибо за занятие. Я говорю вам огромное спасибо за вашу работу. И желаю вам, чтобы доброта всегда жила в ваших сердцах.
(Песня «Дорога добра») Но прежде, чем отправиться нам домой, я хотела бы подарить вам песню. Звучит песня «Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова, дети подпевают.