Копылова Татьяна
День открытых дверей. Сценарий мероприятия с участием педагога-психолога КОУ и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
[
b]Конспект участия педагога-психолога в дне открытых дверей
для родителей будущих учеников КОУ «Сургутская школа-детский сад
для детей с ОВЗ» 27.04.2018 г. [/b]
Подготовила:
педагог-психолог Т. В. Копылова
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
Цель: Ознакомление родителей будущих учеников КОУ с методами и технологиями работы педагога-психолога.
Задачи:
1) Представить метод Арт-терапии, его возможности, цели и техники.
Публикация «День открытых дверей, Сценарий мероприятия с участием педагога-психолога КОУ и родителей» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Сценарии с участием родителей.Совместные с родителями развлечения
- Темочки
2) Рассказать об использовании компьютерных технологий в процессе коррекционно-развивающих занятий.
3) Дать рекомендации родителям.
Ход проведения мероприятия:
Знакомство с методом «Арт-терапия» :
Арт-терапия - это метод, который дословно можно перевести как «лечение искусством». Данный метод используется при работе с детьми всех возрастов, применим как в индивидуальной, так и в групповой работе, позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память, помогает развить социальные навыки.
Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека. Не каждый человек может стать великим актёром, художником или скульптором, но всем людям присуща тяга к прекрасному, желание самостоятельно создать нечто уникальное. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.
Здесь представлены некоторые техники данного метода:
• Монотипия - считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). Монотипия снимет напряжение, поможет развить воображение и творческое мышление, гармонизировать эмоциональный фон. Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую. Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали.
• Крупотерапия – снимает эмоциональное напряжение, стимулирует развитие чувственного восприятия, пальчики становятся более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, стимулируют процесс их речевого и умственного развития, развивают слуховое восприятие. Также у детей развивается усидчивость, аккуратность, обогащается сенсорный опыт.
В своей практике я применяю такие приемы этого метода, как:
- рисование на крупе;
- пересыпание крупы в различные емкости с помощью ложки, рук и других подручных средств;
- игра «Золушка» - детям предлагается отделить горох от фасоли (правой рукой фасоль, левой горох и т. п.);
- «сухой бассейн» - это небольшие глубокие пластмассовые контейнеры заполненные крупой, в котором можно массировать руки, прятать и находить игрушки и т. д.
• Пальчиковый театр – это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками ребенок знакомится и «отрабатывает» понятия справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие). При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути, театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры.
• Кукла Би-Ба-Бо – это кукла-перчатка, которая надевается на руку. Голова имеет отверстие для указательного пальца, а руки игрушки двигаются при помощи большого и среднего пальцев кукловода.
Участвуя в играх с куклами «Би-Ба-Бо», дети развивают мелкую моторику, которая очень необходима для развития речи, мышления, улучшится координация движений, она станет увереннее и точнее. Маленькие актеры принимают участие в выступлениях, при этом они фантазируют, читают стихи, импровизируют, что очень важно для развития речи, она становится красивой и грамотной.
Дети учатся перевоплощаться, учатся произвольности, развивают свое творческое воображение, учатся выступать перед публикой, тем самым улучшается общение друг с другом, дети становятся мудрее и добрее.
• Песочная терапия (sandplay) – это терапия игрой, (дословно - песочная игра, увлекательный, творческий и в то же время исцеляющий процесс.
Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и т. д. Почему именно песок? Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Игры в песке развивают фантазию. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во- вторых, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Использование ИКТ (информационные-компьютерные-технологии).
Сенсорный стол-экран.
К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей.
Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.).
Рекомендации:
1) Использование методов и техник Арт-терапии в домашних условиях.
2) Компьютерные игры, развивающие познавательные процессы: «Баба-Яга. Поди туда…», «Несерьезные уроки. Логика и внимание», «Следопыт», «Маленький искатель» и др.