МААМ-картинки

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет «Свойства воды»

наталья киченко
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Свойства воды».

ЦЕЛЬ: Развитие начальной компетенции у детей, исследовательских способностей и умений.

ЗАДАЧИ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности.

Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.

Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка.

Публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет „Свойства воды“» размещена в разделах

Учить ставить вопрос (выделять проблему).

Развивать мышления, творческие способности, речь детей.

Учить ребёнка смело высказывать свои определения.

Воспитывать привычку бережного обращения к природе.

ПОДГОТОВКА: карточки с символическим изображением тем и методов будущих исследований (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию у компьютера (из Интернета, позвонить по телефону специалисту); (солнце и луч света, магнит, вода, комнатное растение, аквариум с рыбками, попугай).

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло (зеркальце, листки 10х10, карандаши

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заранее приготовить горячую воду (вскипятить, молоко, сок

Ход ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ) :

Воспитатель предлагает детям сесть за столы.

- Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учёными и будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.

- Но для этого мне нужны два помощника-добровольца. Кто из вас хочет мне помогать?

Воспитатель выбирает двух добровольцев – энергичных, активных детей.

II. ВЫБОР ТЕМЫ:

Перед детьми выкладываются карточки с темами, из которых они должны выбрать одну.

Дети – добровольцы (выбранная пара «исследователей») определяют тему своего исследования : выбирают карточку с картинкой (это вода) .

Затем карточку с выбранной темой («ВОДА») крепим в центре доски.

III. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ :

- Ребята, вы уже знаете из предыдущего занятия что такое вода. Наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о свойстве этого предмета, который вы выбрали, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад.

- Для того, чтобы выполнить эту работу, нам нужно будет исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её, как это делают настоящие учёные.

- Но как же это можно сделать? Существует много способов добычи информации, учёные называют их «методы исследования».

- Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?

Далее проводится коллективное обсуждение детьми.

Они называют основные методы:

1. - подумать самостоятельно;

5. - спросить у другого человека;

4. - прочитать в книгах;

2. - понаблюдать;

3. - провести эксперимент;

6. - получить информацию у компьютера (из Интернета);

8. - позвонить по телефону;

7. - узнать у взрослых.

Каждый ответ ребёнка поощряется воспитателем. Он даёт в руки ребёнку карточку с изображением этого метода.

- Наши карточки – это и есть наш план исследования. Но нам его нужно сделать более строгим и последовательным.

- Что нам нужно сделать в самом начале? С чего начать наше исследование?

Ответы детей. Воспитатель незаметно для детей подводит их к идее, что надо подумать сначала самостоятельно.

- Сначала надо подумать самостоятельно.

Дети соглашаются с предложением воспитателя и крепят карточку с этим методом исследования на доске.

- Что нам следует сделать после этого: во вторую, третью очередь? и т. д. …

Ответы детей: позвонить, понаблюдать и провести эксперимент, получить информацию у компьютера. Остальные карточки с методами также крепятся на доску.

Дети последовательно прикрепляют свои карточки на доску.

IV. СБОР МАТЕРИАЛА:

- Итак, вы выбрали объектом исследования ВОДУ и ее свойства. Теперь мы должны собрать о ней материал и зафиксировать его, чтобы вы не забыли. Для этого можно наш собранный материал запомнить, но это будет трудно потом вспомнить. Поэтому, их надо обозначить схематически (т. е. картинками, значками, символами). Мы с вами будем зарисовывать их на маленьких листочках бумаги карандашом.

- Но сначала нам надо немного отдохнуть и провести физминутку.

V. ФИЗМИНУТКА:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем

И к себе скорей прижмем.

Встали, дети, скажем тихо:

«Раз, два, три, четыре, пять»

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Заново начать играть.

Далее следует ПОЭТАПНЫЙ РАЗБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ – ВОДЫ :

- Дети, напомните мне пожалуйста, зачем нужна вода? (для жизни людей, птиц, животных, растений, для питья, приготовления пищи, и т. д.) .

- Подумайте и попробуйте дать характеристику воде самостоятельно, какая вода?

Дети: прозрачная, сладкая, кислая, соленая, жидкая, текучая. (отмечаем символы на листочках)

- Ребята, что нам следует сделать дальше чтобы проверить ваши высказывания? Посмотрите пожалуйста на план исследования.

- Можно позвонить моей маме.

Ответ мамы: Вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, жидкая, горячая, холодная. (отмечаем символы на листочках)

- Скажите дети, чтобы все это увидеть, какой нужен метод исследования?

Дети: Метод наблюдения и эксперимент. (прикрепляем следующую карточку)

- Правильно. Молодцы. Я предлагаю вам провести несколько опытов

Опыт №1 Вода прозрачная

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? (В воде видны.)

Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет. (отмечаем символы на листочках)

Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.) А не будет растений - не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы. Если бы вы были рыбами, покажите, как бы вы плавали в воде? (упражнение для рук)

Опыт 2 У воды нет вкуса

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее нельзя пить.

Вывод: Вода не имеет вкуса (отмечаем символы на листочках)

Опыт 3 У воды нет запаха

Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет.) Для сравнения добавить в воду капельку мяты. Вывод: Вода не имеет запаха, если она чистая (отмечаем символы на листочках)

Опыт 6 Вода - жидкая

Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (отмечаем символы на листочках)

Опыт 4 Вода бывает теплой, холодной

Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком - самая теплая. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Проблемный вопрос:

- Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали - теплую или холодную?

Дети: Теплую.

- Где больше разных растений и животных - в теплых или холодных морях?

Дети: В теплых.

- В холодных моряк живет меньше разных растений и животных.) В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.)

Вывод: вода в водоемах бывает и теплая и холодная, значит, в них живут разные растения и животные. (отмечаем символы на листочках)

«Разминка» (дети встают). Физминутка.

Волны плещут в океане.

(Дети машут руками, изображая волны).

Что там чудится в тумане?

(Дети вытягивают руки вперед)

Это мачты кораблей.

(Дети поднимают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей!

(Дети машут руками)

Мы по берегу гуляем

Мореходов поджидаем.

(ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке

(Наклоны)

И сжимаем в кулаке.

(Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать

Надо чаще приседать

(Приседание)

Сядем дружно на песок

Снова начался урок.

(Дети садятся на стулья)

VI. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

- Спасибо дети за интересную работу.

- А теперь обратимся к компьютеру. Что он нам покажет?

Воспитатель показывает на компьютере и читает детям презентацию о свойствах воды.

- Ребята, что интересного мы сегодня узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведённого нами исследования?

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться

Не наесться не напиться!

Смею я вам доложить:

Без воды нам не прожить!

- Давайте выслушаем наших двух исследователей – добровольцев.

VII. ДОКЛАД:

На двух исследователей добровольцев воспитатель надевает академические головные уборы и просит их сделать сообщение об объекте нашего исследования – СВОЙСТВА ВОДЫ.

Дети обобщают полученные данные, пользуясь схемами, нарисованными на доске.

VIII. ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА ДЕТЬМИ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ) :

- Понравился ли доклад?

- Всё ли указали в докладе? (Если нет, то дети дополняют его сами) .

- Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? - Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать?

- Следующий раз мы займёмся исследованием других объектов по вашему желанию.

- За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.

- Молодцы! Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо!

Используемая литература: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»

Интернет-источники

Публикации по теме:

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста". Сентябрь. 1. «Свойства песка».

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе Перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности с неживой природой в подготовительной к школе группе. 1квартал Сентябрь 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет «Свойства воды»
Опубликовано: 21 июля 2014 в 13:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет «Свойства воды»» (включая файлы) размещена пользователем наталья киченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД