наталья киченко
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Свойства воды».
ЦЕЛЬ: Развитие начальной компетенции у детей, исследовательских способностей и умений.
ЗАДАЧИ: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности.
Познакомить с пиктографическим письмом, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов при помощи различных символов.
Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка.
Публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности с детьми 6–7 лет „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
Учить ставить вопрос (выделять проблему).
Развивать мышления, творческие способности, речь детей.
Учить ребёнка смело высказывать свои определения.
Воспитывать привычку бережного обращения к природе.
ПОДГОТОВКА: карточки с символическим изображением тем и методов будущих исследований (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, прочитать в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, получить информацию у компьютера (из Интернета, позвонить по телефону специалисту); (солнце и луч света, магнит, вода, комнатное растение, аквариум с рыбками, попугай).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайные ложки, соломинки, термос с горячей водой, стекло (зеркальце, листки 10х10, карандаши
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: заранее приготовить горячую воду (вскипятить, молоко, сок
Ход ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (ИГРОВАЯ МОТИВАЦИЯ) :
Воспитатель предлагает детям сесть за столы.
- Ребята, сегодня мы с вами станем настоящими учёными и будем учиться проводить самостоятельные исследования – так же, как это делают взрослые учёные.
- Но для этого мне нужны два помощника-добровольца. Кто из вас хочет мне помогать?
Воспитатель выбирает двух добровольцев – энергичных, активных детей.
II. ВЫБОР ТЕМЫ:
Перед детьми выкладываются карточки с темами, из которых они должны выбрать одну.
Дети – добровольцы (выбранная пара «исследователей») определяют тему своего исследования : выбирают карточку с картинкой (это вода) .
Затем карточку с выбранной темой («ВОДА») крепим в центре доски.
III. СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ :
- Ребята, вы уже знаете из предыдущего занятия что такое вода. Наша задача сегодня – получить как можно больше сведений о свойстве этого предмета, который вы выбрали, и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад.
- Для того, чтобы выполнить эту работу, нам нужно будет исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её, как это делают настоящие учёные.
- Но как же это можно сделать? Существует много способов добычи информации, учёные называют их «методы исследования».
- Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?
Далее проводится коллективное обсуждение детьми.
Они называют основные методы:
1. - подумать самостоятельно;
5. - спросить у другого человека;
4. - прочитать в книгах;
2. - понаблюдать;
3. - провести эксперимент;
6. - получить информацию у компьютера (из Интернета);
8. - позвонить по телефону;
7. - узнать у взрослых.
Каждый ответ ребёнка поощряется воспитателем. Он даёт в руки ребёнку карточку с изображением этого метода.
- Наши карточки – это и есть наш план исследования. Но нам его нужно сделать более строгим и последовательным.
- Что нам нужно сделать в самом начале? С чего начать наше исследование?
Ответы детей. Воспитатель незаметно для детей подводит их к идее, что надо подумать сначала самостоятельно.
- Сначала надо подумать самостоятельно.
Дети соглашаются с предложением воспитателя и крепят карточку с этим методом исследования на доске.
- Что нам следует сделать после этого: во вторую, третью очередь? и т. д. …
Ответы детей: позвонить, понаблюдать и провести эксперимент, получить информацию у компьютера. Остальные карточки с методами также крепятся на доску.
Дети последовательно прикрепляют свои карточки на доску.
IV. СБОР МАТЕРИАЛА:
- Итак, вы выбрали объектом исследования ВОДУ и ее свойства. Теперь мы должны собрать о ней материал и зафиксировать его, чтобы вы не забыли. Для этого можно наш собранный материал запомнить, но это будет трудно потом вспомнить. Поэтому, их надо обозначить схематически (т. е. картинками, значками, символами). Мы с вами будем зарисовывать их на маленьких листочках бумаги карандашом.
- Но сначала нам надо немного отдохнуть и провести физминутку.
V. ФИЗМИНУТКА:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Встали, дети, скажем тихо:
«Раз, два, три, четыре, пять»
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Заново начать играть.
Далее следует ПОЭТАПНЫЙ РАЗБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ – ВОДЫ :
- Дети, напомните мне пожалуйста, зачем нужна вода? (для жизни людей, птиц, животных, растений, для питья, приготовления пищи, и т. д.) .
- Подумайте и попробуйте дать характеристику воде самостоятельно, какая вода?
Дети: прозрачная, сладкая, кислая, соленая, жидкая, текучая. (отмечаем символы на листочках)
- Ребята, что нам следует сделать дальше чтобы проверить ваши высказывания? Посмотрите пожалуйста на план исследования.
- Можно позвонить моей маме.
Ответ мамы: Вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, жидкая, горячая, холодная. (отмечаем символы на листочках)
- Скажите дети, чтобы все это увидеть, какой нужен метод исследования?
Дети: Метод наблюдения и эксперимент. (прикрепляем следующую карточку)
- Правильно. Молодцы. Я предлагаю вам провести несколько опытов
Опыт №1 Вода прозрачная
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? (В воде видны.)
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет. (отмечаем символы на листочках)
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет. Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озерах не могут жить растения.) А не будет растений - не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоемы. Если бы вы были рыбами, покажите, как бы вы плавали в воде? (упражнение для рук)
Опыт 2 У воды нет вкуса
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок. А вот морская вода содержит много соли, у нее соленый вкус, ее нельзя пить.
Вывод: Вода не имеет вкуса (отмечаем символы на листочках)
Опыт 3 У воды нет запаха
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет.) Для сравнения добавить в воду капельку мяты. Вывод: Вода не имеет запаха, если она чистая (отмечаем символы на листочках)
Опыт 6 Вода - жидкая
Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (отмечаем символы на листочках)
Опыт 4 Вода бывает теплой, холодной
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стаканчике самая холодная, а в каком - самая теплая. Подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие - только в холодной. Проблемный вопрос:
- Дети, если бы вы были рыбами, то какую бы воду выбрали - теплую или холодную?
Дети: Теплую.
- Где больше разных растений и животных - в теплых или холодных морях?
Дети: В теплых.
- В холодных моряк живет меньше разных растений и животных.) В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них идет пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? (Жильцов очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.)
Вывод: вода в водоемах бывает и теплая и холодная, значит, в них живут разные растения и животные. (отмечаем символы на листочках)
«Разминка» (дети встают). Физминутка.
Волны плещут в океане.
(Дети машут руками, изображая волны).
Что там чудится в тумане?
(Дети вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей.
(Дети поднимают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(Дети машут руками)
Мы по берегу гуляем
Мореходов поджидаем.
(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(Наклоны)
И сжимаем в кулаке.
(Дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать
Надо чаще приседать
(Приседание)
Сядем дружно на песок
Снова начался урок.
(Дети садятся на стулья)
VI. ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:
- Спасибо дети за интересную работу.
- А теперь обратимся к компьютеру. Что он нам покажет?
Воспитатель показывает на компьютере и читает детям презентацию о свойствах воды.
- Ребята, что интересного мы сегодня узнали? Что нового мы можем рассказать другим по результатам проведённого нами исследования?
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться
Не наесться не напиться!
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
- Давайте выслушаем наших двух исследователей – добровольцев.
VII. ДОКЛАД:
На двух исследователей добровольцев воспитатель надевает академические головные уборы и просит их сделать сообщение об объекте нашего исследования – СВОЙСТВА ВОДЫ.
Дети обобщают полученные данные, пользуясь схемами, нарисованными на доске.
VIII. ОБСУЖДЕНИЕ ДОКЛАДА ДЕТЬМИ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ) :
- Понравился ли доклад?
- Всё ли указали в докладе? (Если нет, то дети дополняют его сами) .
- Ребята, сегодня мы с вами были в роли настоящих учёных. Вам понравилось? - Хотите ещё проводить исследования и экспериментировать?
- Следующий раз мы займёмся исследованием других объектов по вашему желанию.
- За вашу работу я хочу вас отблагодарить и подарить вам вот такие улыбочки-смайлики.
- Молодцы! Все сегодня отлично потрудились! Всем спасибо!
Используемая литература: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
Интернет-источники