Гульнара Хужина
Конспект тематического занятия из программы «Цветик-семицветик» Н. Ю Куражевой (и др.) «Приключения будущего первоклассника»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического занятия, направленного на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 6-7 лет в рамках подготовки к школе
Из Программы Н. Ю Куражевой (и др.) «Цветик-семицветик» - психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников».
ЦЕЛИ
1. Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы детей.
2. Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти, воображения.
Публикация «Конспект тематического занятия из программы „Цветик-семицветик“ Н, Ю Куражевой (и др,) „Приключения будущего первоклассника“» размещена в разделах
3. Развитие мелкой мускулатуры руки.
4. Развитие произвольности психических процессов.
МАТЕРИАЛЫ
Ширма для сказки, персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, мяч, картинки с изображением различных действий (на картинках главный герой — это может быть лесной житель или маленький мальчик/ девочка — делает следующее: просыпается утром и встает с постели; умывается и чистит зубы; делает зарядку; завтракает; идет в школу; играет; делает уроки; обедает; читает; принимает ванну; готовится ко сну; ложится спать).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап I. Организационный
1. Приветствие. Игра «Поймай взгляд»
Психолог. Давайте поздороваемся. Сегодня в этом нам поможет мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Таней, кивнула ей головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Таня встретится с кем-нибудь взглядом. Замечательно!
Все дети по очереди принимают участие в упражнении.
Этап II. Мотивационный
2. Вводная беседа
Психолог спрашивает у детей, любят ли они отдыхать, каким образом они отдыхают. Приглашает всех отправиться в путешествие в Лесную школу, где ребята получат много полезной информации об отдыхе.
3. Путешествие в лес
Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
(Широко развести руки в стороны. повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
(Руки подняты вверх. выполнять покачивания вправо-влево)
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.)
Только в лес мы вошли — (Маршировать)
Появились комары.
(Имитировать укусы комаров. легко похлопывать по различным участкам тела.)
Дальше по лесу шагаем, (Маршировать.)
И медведя мы встречаем.
(Раскачивание туловища из стороны в сторону.)
Снова дальше мы идем — (Маршировать.)
Перед нами водоем!
(Руки на поясе. полуприседания с поворотом вправо-влево.)
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее. (Прыжки.)
Раз-два, раз-два — Позади теперь вода!
(Руки в стороны.)
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо —
(Руками махать себе на лицо.)
Закачалось деревцо.
(Руки подняты вверх, покачиваться в право-влево.)
Ветер тише, тише, тише —
(Приседания, руки вперед.)
Деревцо все выше, выше.
(Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.)
Но закончилась игра, Отдохнуть нам всем пора!
(Тихо сесть на коврик.)
Дети попадают в Лесную школу. Вспоминают, какую сказку слушали на прошлом занятии.
Этап III. Практический
4. Сказка «Обманный отдых»
Психолог. В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки.
Приближались холода. Все реже солнце появлялось на небе, где-то снег уже прикрыл землю, а ночи стали длинными и темными. Лес уснул до весны.
Но в школе жизнь продолжалась. После каникул, вернувшись в класс, ребята долго не могли наговориться о своих впечатлениях. Особенно увлекательными были истории Лисенка. Он с утра до ночи смотрел телевизор и пересказывал друзьям фильмы и мультики.
— А мне мама не разрешает долго смотреть телевизор, — пожаловалась Белочка.
— Да и мне не разрешает, — ответил Лисенок. — Но как только родители заняты каким-то делом или легли спать, я сразу же использую счастливый момент, включаю телевизор и смотрю.
— Почему же взрослые такими вредными бывают, ни телевизор, ни компьютер не разрешают? Жалко им, что ли? — обиженно спросил Зайчонок.
— Конечно, жалко! — вмешался в разговор учитель. — Только не телевизор или компьютер, а своих любимых детей. Они хотят, чтобы вы, ребята, росли крепкими и здоровыми. Учеба отнимает много сил, поэтому дополнительные нагрузки принесут еще больше вреда здоровью. Полезнее будет бегать, играть на свежем воздухе, полноценно питаться и своевременно ложиться спать.
— Но ведь нельзя же детей от любимых занятий во время отдыха отрывать? — возмутился Волчонок.
— Это обманный отдых! Если занятия, хоть и любимые, ухудшают зрение и память, способствуют усталости, перевозбуждению, то зачем они нужны дорогому сыночку или доченьке? — продолжал учитель Еж.
— Но у меня прекрасная память, я все телепередачки наизусть помню, — похвастался Лисенок.
— Да, это точно, он так здорово их нам рассказывал, — подтвердил Волчонок.
— Все яркое, удивительное запоминается легко, вытесняя нужные, но не всегда интересные события или знания, — объяснял учитель. — Вот по-пробуй, вспомни сейчас таблицу умножения!
— Всю? — удивился Лисенок. — Но я помню самые легкие примеры, а сложные, наверное, все за каникулы позабыли.
— Но почему же? Я помню! — возразила Белочка и протараторила таблицу в один миг.
— И мы тоже помним! — ответили Волчонок и Зайчонок.
— Правильно! — продолжал учитель. — Потому что вы как следует отдыхали, и в вашей памяти телепередачи не поселились.
— Но зато они интереснее, чем таблица, — проворчал Лисенок. — А отдыхать мне не нужно, я и так хорошо смогу учиться.
— Вот и Поющий Цветок тоже так думал, а получилось совсем по другому, — сказал учитель.
— Вы расскажете нам историю о нем? — попросили ученики и устроились поудобнее.
— В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вообще-то, это комнатное растение с длинным зеленым стеблем и листьями, похожими на гладкие атласные ленты. Но раз в год в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золотистые колокольчики. Они мелодично звенели, когда Цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное пение этих колокольчиков можно было услышать на закате летнего дня. Все растения и птицы замирали в эти минуты и наслаждались волшебными звуками. Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в темное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали из клубня питательные вещества. Затем его подкармливали, удобряли, и на следующий год он продолжал радовать всех своим пением. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой.
— Я могу своим пением покорить весь мир!
— Как же ты будешь покорять, если большую часть своей жизни ты спишь? — возразил ему воробей, который примостился на подоконнике.
— А я не буду спать! Буду петь круглый год! — ответил Поющий Цветок.
Так он и сделал. Перелетные птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листву, все готовились к отдыху. Но Цветок продолжал петь, правда, меньше радости звучало в его мелодиях, меньше волшебства. Может быть, потому, что против всех законов природы Поющий Цветок отказывал себе в отдыхе? Скоро изменились его колокольчики, они стали бледными и вялыми. А песня исчезла совсем.
— Что же ты не поешь? — спросил его воробей.
— Не могу, не получается, — грустно ответил Цветок.
— Конечно! — произнес воробей. — Ведь ты потратил все силы, а новых не накопил. Нам, воробьям, как всему живому, тоже нужно накапливать силы, а не только их тратить. Поэтому мы кушаем разнообразную пищу, спим нужное количество времени, дышим свежим воздухом. А иначе крылышки слабеют, глазки тускнеют, так и заболеть недолго.
— По-моему, я уже заболел, голоса совсем нет. Что же теперь мне делать? спросил приунывший Цветок.
— Теперь уж лечиться, а затем отдыхать, чтобы следующим летом ты смог нас вновь радовать волшебным пением своих колокольчиков, — посоветовал Поющему Цветку воробей.
— Грустная история, — заметила Белочка.
— Но я думаю, что потом все хорошо закончилось, — приободрил учеников Еж, — и Поющий Цветок в летние вечера где-то поет.
— Так, с отдыхом все понятно, а как же мне успеть все, что я хочу и что нужно мне сделать? — спросил растерявшийся Лисенок.
— Для этого многие школьники соблюдают режим дня. То есть расписание, примерное время своих дел, игр, занятий, еды, прогулки и сна. Вы еще не пробовали этого сделать? — спросил учитель.
— Нет! — ответили ребята.
— Тогда я предлагаю всем продумать режим дня вместе со своими родителями и завтра поделиться результатами, — предложил учитель Еж.
После того как дети прослушали сказку, психолог просит их поделиться впечатлениями от услышанного.
5. Упражнение «Что сначала что потом»
Психолог раздает детям картинки с изображением различных действий. На картинках главный герой (это может быть лесной житель или маленький мальчик/девочка) делает следующее:
• просыпается утром и встает с постели;
• умывается и чистит зубы;
• делает зарядку;
• завтракает;
• идет в школу;
• играет;
• делает уроки;
• обедает;
• читает;
• принимает ванну;
• готовится ко сну;
• ложится спать.
Дети рассматривают рисунки, раскладывают их в нужной последовательности и рассказывают историю о распорядке дня главного героя.
6. Пальчиковая гимнастика
Комплекс 2. Упражнение «Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой».
7. Задание «Прогулка по лесу»
Для здоровья полезны прогулки на свежем воздухе. Хочешь совершить прогулку по лесу? Тогда дорисуй изображения так, чтобы получилась картинка леса.
Примечание. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочек, птичек, животных. После работы психолог предлагает детям рассказать о своем рисунке. Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные из них.
8. Игра «Воздушная кукуруза»
Дети прыгают по комнате, изображая шарики воздушной кукурузы. По сигналу они прилипают друг к другу сначала по двое, потом по четыре человека и т. д.
Методические рекомендации. Сигнал можно давать свистком, остановкой музыки, хлопком и т. д.
Объединяясь по два — четыре человека, дети продолжают прыгать вместе.
9. Задание «Угощение»
Помоги Волчонку приготовить угощение для друзей. В течение 10 секунд смотри на картинку и запоминай, какой фрукт лежит в каждой тарелке. А теперь закрой верхнюю часть картинки ладошкой. Вспомни, какой фрукт лежал в каждой тарелке, и нарисуй его.
Этап IV. Рефлексивный
На этом наше занятие завершается, до свидания!