Юлия Филатова
Конспект совместной познавательно-речевой деятельности для детей второй младшей группы «Зайкин урожай»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности и формирование грамотной речи у детей.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять представления детей об овощах и их пользе для здоровья человека;
- формировать геометрические представления через развитие умения выделять форму в окружающих предметах;
- приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект совместной познавательно-речевой деятельности для детей второй младшей группы „Зайкин урожай“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
- развивать сенсорное внимание и сенсорные возможности: способность зрительно различать основные цвета (2 образовательный маршрут); различать и называть оттенки, контрастные признаки (1 образовательный маршрут);
- развивать связную и диалогическую речь;
- развивать общую и мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы;
- формировать у детей представление о богатстве природных красок.
Виды деятельности : двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, понавательная.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество.
Словарная работа: активизация в речи слов - огород, грядка, сад, урожай. Методическое обеспечение. Дидактические средства: мягкая игрушка – зайка; овощи в мешочке; карточки с дифференцированными заданиями различными по степени сложности, в зависимости от образовательных маршрутов; шапочки - овощи; диск с записью «Огородная хороводная»; мнемотаблицы; кусочки белой ткани в виде свеклы и моркови; чашки; свекла; морковь; салфетки; клеенки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций с изображением овощей;
- чтение и заучивание потешек, стихов про овощи;
- рисование и лепка овощей.
Методы:
Активные имитационные (игровые) :
- дидактические игры;
- ролевые игры;
Организационно–деятельностные :
- игра-экспериментирование.
Пассивные словесные:
- развивающие вопросы;
- рассказ;
- беседа.
Пассивные наглядные:
- демонстрация наглядных пособий;
- мнемотаблицы.
Интерактивные:
1. Создание благоприятной атмосферы:
- интегративная деятельность.
Мотивация: Появление в группе гостя – игрушечного зайки с волшебным мешочком (игровой мотив).
Совместная познавательная деятельность.
Сюрпризный момент.
Ребятки, у нас с вами сегодня маленький лесной гость! Попробуйте отгадать кто это? (Дети отгадывают загадку с помощью мнемотаблицы.)
- Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Варианты ответов детей.)
Правильно отгадали! Это зайка. А вот и он! Здравствуй, зайка! Ребята, посмотрите, что это он принес нам? (Варианты ответов детей.) Верно, это волшебный мешочек! Хотите узнать, что в нём?
Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
Давайте откроем мешочек и попробуем отгадать, что в нем лежит. (Воспитатель угадывает овощ, называя его характерные признаки. Затем дети достают овощи по очереди и также проговаривают признаки). Капуста, свёкла, огурец, помидор, лук, морковь, картошка что это? А где они выросли? В саду или на огороде? (Варианты ответов детей.) Правильно это овощи, они растут в огороде на грядках. Они очень полезные, т. к. в них много витаминов, которые поддерживают наше здоровье. Зайка зовет нас в свой огород. Посмотрите, какой богатый урожай собрал зайка на своем огороде. (Воспитатель обращает внимание детей на шапочки-овощи.) Сейчас, дети, эти волшебные шапочки помогут вам превратиться в самые разные овощи. (Воспитатель надевает детям на голову шапочки так, чтобы затем объединить их в подгруппы в соответствии с образовательным маршрутом.) Зайка знает одну замечательную игру и зовет вас поиграть. Хотите поиграть с ним? (Варианты ответов детей) Тогда скорей беритесь за ручки и вставайте в хоровод. (Воспитатель включает аудиозапись.)
Музыкально – дидактическая игра «Огородная – хороводная».
(«Дети - овощи» выходят в круг, пляшут, остальные хлопают в ладоши.)
Ой, молодцы. Вот так овощи! Да, зайка, какой у тебя замечательный огород. Ребятки, недавно зайка устраивал для своих лесных друзей званый обед, в честь хорошего урожая! Он готовил салаты, которые очень понравились его гостям. И теперь они хотят узнать, из каких овощей они были приготовлены. Поможем лесным зверушкам? (Варианты ответов детей.) Тогда возьмитесь за ручки те, у кого одеты шляпки - лучок, капуста. Вам нужно будет догадаться из каких овощей, был приготовлен первый салат. А тем, у кого шляпки – лучок, картошка, свекла нужно догадаться из каких овощей, был приготовлен второй салат. (Воспитатель раздает индивидуальные карточки с заданиями для детей с учётом образовательных маршрутов. См. приложение).
Молодцы, ребята! Как вы быстро помогли зверушкам разобраться, из каких овощей были приготовлены салаты. А еще зайчик угощал своих гостей вкусным супом. Хотите послушать, какой «Страшный случай» произошел с одним из гостей за столом, когда зайка подавал овощной суп? (Варианты ответов детей.) Тогда давайте снимем шапочки и сядем на стульчики.
Пальчиковая гимнастика.
Слушайте текст и выполняйте вместе со мной действия пальчиками.
- Пять проворных пальчиков (Дети сжимают и разжимают кулачки обеих рук)
Как-то за столом
Чуть не утонули (Опускают кисти вниз и трясут ими)
В супе овощном
Испугались (Соединяют большие пальцы)
Лук (Соединяют указательные пальцы)
Морковка (Соединяют средние пальцы)
Свёкла (Соединяют безымянные пальцы)
Помидоры (Соединяют мизинцы)
Успокоиться не могут (Выполняют кистями рук «фонарики»)
И по эту пору.
- Что случилось с пальчиками? Чего испугались овощи? Разве можно кушать суп руками? (Варианты ответов детей.) Правильно, дети, суп нужно кушать ложкой. Мы с вами уже большие и знаем как надо вести себя за столом во время еды.
Игра – экспериментирование.
Ой, ребята, посмотрите, что случилось у зайки, когда он готовил салаты для гостей. Его фартучек был чистеньким, беленьким. А теперь посмотрите, каким он стал. Что случилось? (Варианты ответов детей.) Да, ребятки, вы правильно догадались, Зайкин фартук испачкался. Но мы с вами уже знаем, что пятна можно смыть водой с мылом, но зайка уже пробовал смыть водой и как вы сами видите, фартук не отмылся. Как вы думаете, почему эти пятна не смываются? (Варианты ответов детей.) Правильно, это краска. Откуда взялась эта краска? Ведь у зайки нет ни акварели, ни гуаши, он готовил салат из овощей. (Варианты ответов детей.) Хотите сами узнать, откуда берется эта чудо-краска? Мы с вами уже знаем, какие овощи зайка использовал для приготовления салатов. Но, среди них, есть чудо-овощи, которые способны окрашивать ткани и другие материалы разноцветными красками. Хотите узнать какие это овощи? (Варианты ответов детей.) Тогда отгадайте мои загадки. (Дети отгадывают загадки с помощью мнемотаблиц, см. приложение.)
- Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Красна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я?
- Сидит девица,
В темнице,
А коса,
На улице. (Варианты ответов детей.)
Молодцы! Правильно отгадали это свекла и морковь. Кто может рассказать, что нужно, чтобы приготовить салат? (Варианты ответов детей.) Правильно, овощи для салата нарезают ножом или натирают на терке. Но работать с ними могут только взрослые, поэтому я сама натерла на терке свеклу и морковь. Посмотрите что получилось? (Варианты ответов детей.) Верно - кашица. Если надавить на нее, что происходит? Правильно льется жидкость (сок). Может быть, кто-нибудь уже догадался, что за чудо-краска окрасила фартучек зайки? (Варианты ответов детей.) Правильно, это сок из овощей.
Давным-давно, люди узнали о чудесных способностях овощей и стали делать краски из их сока. А вы хотите сами проверить чудесные свойства овощного сока и окрасить кусочки ткани? Что нам понадобится для окрашивания? (Варианты ответов детей.) Верно, нам понадобится сок, чашка, кусочки ткани в форме овощей.
Давайте разольем, морковный и свекольный сок по чашечкам и каждый из вас выберет, каким соком он бы хотел окрасить свой кусочек ткани. Как мы можем окрасить наши кусочки ткани? (Варианты ответов детей.) Хорошо, давайте попробуем опустить их в сок. Что получилось? (Варианты ответов детей.) Верно, наши кусочки ткани окрасились. Вы только полюбуйтесь в какие яркие, сочные цвета окрасились наши кусочки ткани? На какие овощи они похожи?
А теперь давайте положим наши окрашенные кусочки ткани посушить. После того как наши работы просохнут, мы устроим с вами выставку! У нас в группе будет свой урожай!
Итог: - Что принес нам зайка в своем волшебном мешке? Как, одним словом назвать их? (Варианты ответов детей.) Сегодня мы с вами: поиграли с зайкой, побывали у него на огороде, помогли зверушкам выяснить из каких овощей были приготовлены салаты, узнали о чудесных свойствах овощного сока и окрасили кусочки ткани в темно-красный цвет. Зайка очень вами доволен, потому что вы очень гостеприимные, умные и веселые ребята. Давайте попрощаемся с зайкой. Что бы вы хотели пожелать зайке на прощание? (Варианты ответов детей.) До свидания, зайка! Приходи еще к нам в гости!