Получи документы

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Домашний очаг и его обитатели»

Ольга Лебедева
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Домашний очаг и его обитатели»
▼ Скачать +Заказ

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с элементами быта наших предков. Продолжать знакомить с устройством и с особенностями конструкции дома. Закрепить в речи такие понятия как:изба,сруб,око,домус. Расширять представления о труде взрослых и орудиях труда.

Развивающие: развивать воображение, память, внимание. Умение устанавливать связи между предметом, его внешним видом и местом (сферой) использования.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к свей Родине, к труду человека; уважение и бережное отношение к истории, быту русского народа; воспитывать желание знать, сохранять и беречь историю народа

Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Домашний очаг и его обитатели“» размещена в разделах

Материал:

кукла би-ба-бо,горсть зерна,клочок шерсти,три маленькие булочки,стол, деревянная и стеклянная посуда, презентация «Русь разнодольная» для детей, аудиозапись песни.

Предварительная работа:

знакомство с народами мира, чтение произведений народов мира, рассматривание иллюстрация на темы быта, жилья, костюмов, питания и т. п. разных народов.

Интеграция образовательных областей:

познание, социализация, чтение художественной литературы, труд, коммуникация, музыка

Педагогические технологии:

Оздоровительная

ИКТ

Игровая

Развивающая

Ход:

1. Педагог вносит карту мира. Предлагает детям ее рассмотреть. Назвать знакомые места (континенты, моря, океаны, государства). Затем предлагает рассмотреть другую карту, определить ее название.

Ребята,как называется наша страна?

А какая,наша Pоссия (Большая,красивая,огромная,богатая)

А когда-то давным-давно, когда Pоссию называли Pусью, не было ни красивых городов, ни современных зданий. Были только поля, да густые тёмные леса.

Сейчас мы с вами перенесёмся в Древнюю Pусь.

2. (демонстрация презентации «Русь разнодольная» для детей)

Pусь деревянная-края дороги

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные.

Разнодольные русские песни поют. (звучит песня в народном исполнении)

3. Всё ещё спит:и деревья,и травы,и старый двор.

Такое впечатление,что двор пуст….но если произнести волшебные слова…. он сразу оживет, тогда можно будет узнать много интересного.

Наши предки-славяне считали, что во дворе живет много сказочных обитателей, они к ним относились уважительно, верили в них.

Давайте произнесем волшебное заклинание (Дети повторяют слова вместе с воспитателем):

Старый двор, скорей проснись,

Домовой, нам покажись!

Слышится кряхтение,посапывание,чихание.

Домовой (игрушка би-ба-бо) произносит слова:

Я,ребята,домовой!

В доме главный!

Отвечаю головой

За порядок давний.

Приглашаю за собой

Вас не для забавы.

Оглянитесь-ка вокруг,

На моём подворье;

Ждёт за каждой дверью друг,

Вас зовут с любовью.

Здравствуйте ребята,меня зовут Трофим Трофимович,я брат дворового.

Брат мой охраняет только двор,а я весь дом.

Ребята,а вы знаете,почему Русь называют деревянной (ответы детей)

(слайд с динамической картинкой)Давным-давно на Русси люди строили себе жилища из брёвен. Т

акие дома называются избами,и всё-то что в избе было сделано из дерева:и пол,и потолок,и стены,и мебель и посуда

Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами. (слайд)

(Слайд дома)

Посмотрите на крышу. Что вы видите (ответы детей)

Правильно,крыша напоминает фигуру -треугольник. Два её ската сверху соединяются бревном,что напоминает крылья. На причелинах-резной узор. Все избы стоят в деревни всегда"лицом"к дороге. Они получаются красивые,некоторые смотрятся как терема.

4. Игра"Золотые ворота".

Взолотые ворота проходите,господа:

Первый раз-прощается,

Второй-запрещается,

А на третий раз-не пропустим вас!

5. Приглашает детей в избу. Снимает с плеч мешок.

А вы знаете,что мешок мой не простой,в нём хранятся рассказы о старине.

Ребята,а давайте рассмотрим содержимое мешка. В нём дети находят три маленьких булочки,горсть зерна,клочёк шерсти,хлеб с солью,чашку.

Воспитатель срашивает,а где же книги и картинки.

Домовой говорит,что вещи,это и есть рассказы о старине.

Дети рассаживаются, и домовой начинает свой рассказ "О том как в старину место для дома выбирали".

7. Слово дом произошло от латинского слова "домус",что означает жилище,хозяйство.

Выбору места,где должен будет стоять дом, уделяли большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались "нечистыми".

У меня в мешке, три маленьких хлеба. Оказывается,с их помощью выбирали место для строительства дома. Приглядели хозяева площадку, где можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекут.

Поутру с ними на место выйдут. Два хлеба запазаху положат: один с правой стороны,другой с левой, а третий хлеб-прямо на сердце, пусть он правду скажет.

Потом их на землю бросали. Коль упали хлеба корками вверх, можно дом строить, а уж если нет, то ищи другое место для избы.

Что бы построить дом, выбирали большие сосны и ели, стволы были прямыми крепкими, их очищали от сучьев и коры и составляли между собой.

Всё это делали при помощи одного инструмента-топора (показывает топоры разных размеров)Есть одна такая пословица:"Не взявший за топор, избы не построить"(дети повторяют пословицу).

6. Домовой предлагает заглянуть в его мешок и пораскинуть умом, а он посмотрит, насколько у детей хватит мудрости. Необходимо выбрать то, что в старину клали под первое бревно, чтоб в доме хлеб был, да скотина со двора не переводилась, и и тёплой одежды вдоволь было. (дети выбирают зерно и шерсть).

Молодцы,а давайте мы с вами тоже дом построим.

7. Понтонима"Строим дом".

Дети имитируют рубку деревьев,обрубку сучков,погрузку на телегу и тяжелый ход лошади,нагруженной бревнами.

Затем дети имитируют разгрузку телеги,показывают как с брёвен обдирают кору и укладывают в сруб.

8. Что – то вы забыли?а ведь это глаза дома?. через них свет проходит,старое русское слово"око"-глаз. От него произошло слово окно. Не случайно на ставнях окон нередко изображалост солнце или даже солнце с глазом.

Солнце защищало окна от проникновения в дом злых сил. Существовал даже обычай открывать окна на восходе солнца,или когда оно поднимается достаточно высоко.

Закрывали окна на закате,когда солнце спать ложилось.

Вот дом построен,окна прорублены,свет в избу впущен,пора бы и переезжать.

Люди, которые собирались переезжать должны были проверить,можно ли в доме жить или нет,нет ли в нём нечистой силы.

Для этого на ночь в дом какую-нибудь скотину оставляли. Не пропадёт,значит в доме чисто,пропадёт в нём не поселится.

После проверки и переезжать можно.

Первым в дом впускали собаку или кошку со словами:

"Вот тебе,хозяин,мохнатый зверь на богатый двор".

Переехав же, хозяева в подоле для домового угощение ставили" (хлеб с солью да крынку с водой).

Начинался пир на весь честной мир. Садился народ вокруг стола,что в центре избы стоял.

Стол в избе особым уважением пользовался,так как за ним вся семья в радости и горести собирался: на крестины, на свадьбы да на большие праздники.

Трофим-Трофимыч приглашает всех за стол,но прежде чем за стол сесть,помогите мне из ряда посуды выбрать ту,которой,по их мнению,в старину пользовались.

9. Игра «Выбери посуду»

10. Чаепитие в «избе» с самоваром и сушками да баранками.

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ознакомление с бытом русского народа» Народная культура учит любить родную землю, постигать красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию.

Презентация здоровьесберегающей совместной деятельности педагога с детьми «Незнайка в гостях у детей» Задачи совместной деятельности:продолжать учить детей строить разные конструкции, анализировать постройку, учить преобразовывать постройку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Домашний очаг и его обитатели»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 12:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Домашний очаг и его обитатели»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лебедева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД