Елена Малышева
Конспект семинара-практикума «Я — воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара – практикума на тему:
«Я - воспитатель»
Цель: помочь каждому воспитателю оценить свои возможности и способности, а так же развивать умение продуктивно и слаженно работать в команде.
Задачи:
1. Знакомство с собой и своими личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания;
Публикация «Конспект семинара-практикума „Я — воспитатель“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
2. Осмысление своих личных интересов, ценностей;
3. Нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.
Оборудование:
• Грецкие орехи по количеству участников
• Блюдо
• По 3 маленьких листочка разного цвета на каждого участника
• Картинки с героями м/ф «Винни-Пух» - по 4 каждого героя
• Карточки с интерпретацией характера героев
• Вопросы
• Карточки с ситуациями
• Карточки с афоризмами
Ход:
Ведущий:
Воспитание по своей природе есть субъект – субъектный процесс, и никакие технологии не заменят живого слова значимого взрослого, все знают, что воспитывают собственной личностью.
Но чтобы воспитать собственную личность нужно:
1. Изучить и критически осмыслить свой личностный потенциал, что я могу дать людям.
2. Овладеть некоторыми приемами трансляции своего личностного содержания другим людям.
Сегодня я вам предлагаю следующую тему нашего семинара-практикума - «Я - воспитатель». Он направлен на тех педагогов, кто внутренне готов осмыслить свой внутренний ресурс и обогатить им свою деятельность.
1 этап. Это я: знакомимся сами и знакомим других.
Задача – настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
Упражнение «Грецкий орех».
Ведущий высыпает грецкие орехи в центре круга и просит каждого взять себе один.
Некоторое время предлагается внимательно рассмотреть свой орешек, изучить его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки.
Затем ведущий складывает орехи обратно в мешочек, перемешивает и снова высыпает в центре круга.
Задача каждого участника – найти свой орех.
Обсуждение: как вы запомнили свой орех? Какие возникли трудности?
После обсуждения орешки дарятся участникам на память.
Упражнение «Три цвета личности».
Каждый участник получает по 3 маленьких листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета.
Желтый – как все
Синий – как некоторые
Красный – как никто больше.
Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, про собственные свойства и черты.
При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку и объединяющее его совсеми участниками группы.
На листочке «как некоторые» - качество, свойство, характера или особенность поведения (стиля жизни и т. д, роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.
Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков всеми участниками ведущий просит взять всех в руки тот, на котором записаны черты «как все». Задача – в свободном режиме пообщаться со всеми участниками группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2-3 минуты. Затем общее обсуждение. Таким же способом ведущий просит обсудить содержание карточек «как некоторые». Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями, с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем – с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его проверке.
В работе с листочками «как никто больше» каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
2 этап. Мое «Я» как профессиональный инструмент.
Задача – проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают и какие ограничения накладывают.
Тест психогеометрический или Винни-Пух и все-все-все
Каждый участник выбирает героя из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все», с которым он ассоциирует себя.
Участники разбиваются в группы в соответствии с выбранным героем. Затем каждая группа знакомятся с интерпретацией результатов теста. И кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их героя». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «героя».
Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей воспитательной программы с точки зрения его героя и ответов на следующие вопросы:
• Наш педагогический девиз.
• Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
• Что нас раздражает?
• Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?
• Почему без нас детям плохо?
Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «персонажа»
Упражнение «Чем я могу быть интересен?»
Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с описанием ряда ситуаций.
Участники по очереди беркут карточки и читают текст. Нужно определить, есть ли в «Запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывает карточку, затем говорят все желающие.
Ситуации:
1. Неожиданно посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?
2. Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно ближе к вечеру в гостинице и на окружающих улицах погас свет. Есть ли у вас «заготовки» на этот случай? Чем вы могли быть интересны детям?
3. Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?
3 этап. Мои интересы и жизненные ценности.
Упражнение «Мне интереснее…»
Ведущий предлагает участникам описания ситуаций, построенных по типу «или - или». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант или ответ «не знаю». Свой выбор участники осуществляют, занимая определенное место в комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первый вариант, где – выбравшие второй и где – остановившиеся на ответе «не знаю».
После того, как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задает уточняющие вопросы представителям всех трех групп.
Ситуации:
Мне интереснее:
1. Сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль
2. Поставить спектакль вместе с ребятами
Мне интереснее:
1. Провести занятие
2. Организовать ролевую игру
Мне интереснее:
1. Сходить с детьми в зоопарк
2. Съездить в туристическую поездку
Мне интереснее:
1. Придумать что-то самой
2. Адаптировать готовый сценарий
Мне интереснее:
1. Работать с мальчиками
2. Работать с девочками
После того как ведущий предложил несколько ситуаций, можно дать возможность самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее…».
Упражнение «Мне важнее…»
Ведущий:
В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, содержится некоторая ценность. В конфликтных ситуациях чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях – о реализующихся ценностях. Педагогу очень важно уметь вычленить из ситуации, возвращать детям, а в других случаях – удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным.
Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленить ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами. Каждый участник получает карточку, на которой напечатан текст афоризма или притчи. Его задача – вычленить содержащиеся в тексте ценности и донести их до других участников.
4 этап. Заключительный.
Ведущий:
Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры, наш талант - значит, нам удалось совместить воспитание и собственную личность.
Сказка «Талант».
Рефлексия
С чем я ухожу с сегодняшнего занятия?