Ирина Хряпкина
Конспект родительского собрания во 2 младшей группе «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во второй младшей группе
«ИГРА С РЕБЕНКОМ В ЖИЗНИ ВАШЕЙ СЕМЬИ»
Воспитатель И. Н. Хряпкина.
Время проведения: февраль.
Форма проведения: традиционное собрание.
Цель: привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.
Публикация «Конспект родительского собрания во 2 младшей группе „Игра с ребёнком в жизни вашей семьи“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Задачи: показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребенка; познакомить с традициями и формами игрового досуга в семьях, с разными видами игр.
Участники: воспитатель, родители.
Место проведения: помещение группы.
Ход собрания.
(Родители делятся на три группы с помощью трех видов карточек с изображением игрушек — кукол, мишек, машинок, которые они получили при входе в группу.)
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим об играх с детьми дома. Тема собрания : «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах дея-тельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьезной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша — это машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет.
Великий педагог Антон Семенович Макаренко говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
— Объясните, как вы понимаете слова Макаренко.
(Рассуждения родителей.)
Нередко говорят, что игра для детей — дело серьезное.
(Воспитатель обращает внимание родителей на плакат.)
Интерес
Удовольствие
Развитие
Это ключевые понятия игровой деятельности. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием.
ВОЗМОЖНОСТИ игры огромны, они:
• развивают познавательные процессы личности — внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
• тренируют наблюдательность и ум;
• развивают творческие способности детей;
• формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
• способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
• учат самодисциплине, настойчивости, выдержке — всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Наши дети любят играть. Об этом вы говорите в своих анкетах. Эту особенность учитывает воспитатель при подготовке и проведении занятий с малышами. Игры и игровые ситуации на занятиях — это неотъемлемая часть развивающей методики обучения дошкольников. И очень важно, чтобы и в семье родители стремились развивать детей игровыми средствами.
— Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли играть с детьми? Находим ли для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?
(Выступление родителей. Анализ анкет родителей и мини-исследования «Незаконченное предложение».)
Игра — многогранное понятие, поэтому существует большое разнообразие классификаций игр.
Из всего этого многообразия я приведу лишь одну классификацию.
• Игры с правилами.
• Ролевые игры.
• Творческие игры.
А сейчас я немного расскажу о некоторых играх и покажу, чему они могут научить. Ведь каждая игра предполагает какой-то результат, обучение чему-то, развитие чего-то.
• Используйте в играх с детьми фольклор : потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это сокровищница русской народной речи и мудрости.
• Не забывайте о подвижных и спортивных играх. Они развивают не только силу, ловкость и другие физические качества, но и внимание, мышление, воображение.
• Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Постарайтесь использовать это время для общения с ребенком. Например, параллельно готовя, предложите поиграть в игры : «Большой — маленький», «Какого цвета», «Придумай слово»; сочинить с вами сказку, сосчитать предметы на кухне, придумать задачу, посоревноваться в скороговорках и т. д.
• Научитесь играть в шашки (шахматы). Эти игры развивают логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, умение прогнозировать свои действия и проверять правильность их выбора.
• Прививайте детям любовь к игровым развлечениям — кроссвордам, головоломкам, шарадам, ребусам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум.
• Обогащайте совместные прогулки на природе или прогулки по городу игровыми познавательными моментами. Изучайте окружающий мир вместе с детьми. Совместно разгадывайте тайны, придумывайте викторины, загадки, учите быть наблюдательными.
• Вместе с детьми изучайте историю семьи, своей фамилии. Превратите это в увлекательную игру создания своей родословной.
Можно говорить еще о многих играх, но за такой маленький промежуток времени всего не охватишь.
Задание 1.
Ознакомьтесь с условиями развития игровой деятельности детей и выберите те, которые существуют в вашей семье.
(Родителям предлагаются карточки, на которых сформулированы условия развития игровой деятельности детей в семье.)
Условия развития игровой деятельности детей в семье
• Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
• Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
• Выделение времени для игры с ребенком.
• Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
• Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
• Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
• Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
Задание 2.
Назовите любимые игрушки и игры своего ребенка. (Предварительно детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Ответы детей и взрослых сопоставляются. Далее проходит обсуждение с родителями знания ими игровых интересов своих детей.)
Задание 3.
«Конверт дружеских вопросов».
(Обсуждение вопросов в группах, затем выступает один представитель от группы.)
— Можно ли играть с детьми в карты?
— Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
— Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
— Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?
Воспитатель. «Одна из важных задач родителя — научить ребенка проигрывать. Известно, что некоторые дети не переносят проигрышей: плачут, устраивают сцены, отказываются играть. Не стоит в таких случаях жалеть ребенка, идти у него на поводу, стараться нарочно проиграть. Ведь игра — это прообраз жизненных ситуаций, где будут соревнование, соперничество и, конечно, возможные проигрыши.
Ваша игра с ребенком готовит его к жизни. Через игру он может понять, что, во-первых, его не всегда ждет успех; во-вторых, что для успеха надо работать, думать и много знать; в-третьих, проигрыш еще не конец света.
Если ваш ребенок особенно чувствительный, то поговорите с ним заранее. Отметьте, что каждый из нас будет время от времени проигрывать, и тогда каждый может поделиться своими огорчениями, а другой может ему посочувствовать» (Ю. Б. Гип-пенрейтер).
Примечание. Ориентация ребенка на выигрыш появляется у него только в 4,5 года.
Нам очень хотелось бы узнать мнение каждого из вас о сегодняшнем мероприятии.
Для этого просим вас закончить предложение.
Родителям раздаются листы.
«Сегодня я для себя выяснил (а)., открыл (а)., узнал (а).».
Заранее вас благодарим.
Раздача памяток.
(Принятие решения собрания.)
Приложения.
Проведение мини-исследований
«Любимая игрушка».
Детям предлагают несколько различных игрушек на выбор: куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, заводная машина, развивающая игра, музыкальная игрушка и т. п.
Детей просят назвать свои любимые игрушки и игры. Воспитатель записывает, что выбрал каждый ребенок.
Анкетирование родителей
— Любит ли ваш ребенок играть?
— В какие игры вы играете с ним дома?
— Чему могут научить ребенка эти игры?
«Незаконченное предложение»
(Закончите следующие предложения.)
• Любимая игра моего ребенка — это.
• Дома наш ребенок любит играть в.
• Папа любит с ним играть в.
• Мама любит с ним играть в.
Члены родительского комитета группы анализируют результаты мини-исследования и готовят сообщение об итогах.
Памятка для родителей
• Начинайте играть в самые простые игры, постепенно усложняйте игровые задания и, не спеша, переходите к более трудным.
• Не разучивайте сразу очень много игр, ведь малыш должен «наиграться», ребенок младшего дошкольного возраста любит повторять.
• Хвалите ребенка за успехи в игре. Ориентация на выигрыш появляется только в 4,5 года, поэтому поощрение оценками, баллами, очками, распределением призовых мест возможно немного позже.
• Приучайте ребенка хранить игрушки и игровые предметы аккуратно, в специально отведенном для них месте.
Условия развития игровой деятельности детей в семье
• Создание ситуаций, стимулирующих возникновение и развертывание игры.
• Обогащение впечатлений детей, которые могут быть использованы в игре: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, обсуждение событий из жизни детей, рассказы взрослых о себе и других людях, проведение экскурсий, прогулок, посещение музеев, театров, привлечение внимания детей к содержанию деятельности людей, к их взаимоотношениям, к явлениям в живой и неживой природе и пр.
• Выделение времени для игры с ребенком.
• Развитие творческой активности детей в игре: побуждение детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.).
• Стимулирование использования в игре предметов-заместителей, помощь в их подборе, в использовании игрового оборудования.
• Внимательное и тактичное отношение к свободной игре детей, включение в нее по мере необходимости в качестве равноправного партнера.
• Стимулирование разных видов игр (подвижных, настольно-печатных, творческих, игр-драматизаций и др.).
Сегодня я для себя выяснил (а)___
открыл (а)___
узнал (а)___
(Обсуждение вопросов в группах, затем выступает один представитель от группы.)
Можно ли играть с детьми в карты?
Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?
Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние или слезы?
Нужно ли ребенку поддаваться в игре? Когда? Почему?