Наталья Голубева
Конспект районного конкурса методических разработок «Душа по капле собирает свет»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №4 «Сказка»
Районный конкурс методических разработок
«Душа по капле собирает свет»,
посвященного 91 - й годовщине со дня рождения педагога — краеведа Бересневой Музы Вячеславовны
(«Что мы Родиной зовём)
Выполнила:
Голубева Наталья Михайловна, учитель-логопед.
Конспект занятия «Улица нашего города» в старшей группе.
Цель: знакомство детей с историей названия улицы Советская г. Никольска.
Публикация «Конспект районного конкурса методических разработок „Душа по капле собирает свет“» размещена в разделах
Задачи:
- расширять представления детей о понятии "улица» ( дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта);
- развивать речь, внимание, мышление, восприятие;
- закрепить название улиц, вспомнить свой домашний адрес;
- расширять представления детей о правилах поведения на улице.
Предварительная работа: рассматривание альбомов о родном городе, беседы с детьми.
Материал: фото улиц города, геометрические фигуры, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Давайте ребята поздороваемся друг с другом и улыбнёмся.
Логопед: Сегодня я предлагаю вам найти в группе что-то интересное и необычное. А в каком направлении идти, я вам буду подсказывать. Будьте активными и слушайте меня внимательно. Сможете выполнить задание?
(ответы детей. Дети идут по указанным - следам на полу, логопед произносит слова) :
Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь,
Налево пойдёшь – гостей найдёшь,
Направо пойдёшь – что – то необычное найдёшь!
(дети находят большой конверт, открывают и видят картинки)
Логопед: Что вы нашли?
Дети: Мы наши конверт.
Логопед: Давайте посмотрим что там. Ребята это картинка, только она разрезана на несколько частей. Давайте её соберём и посмотрим, что на ней изображено.
Д/и «Собери картинку» (дети собирают картинку).
Логопед: Ребята, вы знаете, что изображено на картинке?
Дети: Да, это улица.
Логопед: Правильно, ребята. Это центральная улица нашего города. Она называется улица Советская. Одна из старейших улиц города. И сегодня мы с вами с ней познакомимся.
Динамическая пауза «Самолеты».
Я хочу на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть!
А вы дети?
Мы хотим на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть.
Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты
(Дети встают на одно колено)
Заводим моторы: т-т-т-т-т-т-т-тт-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т-т.
(круговые движения перед собой)
Моторы разогреваются: д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д-д.
Взлет! (приподняться)
Полетели: з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з (громко- тихо)
Скажем громко, отчетливо, ясно:
Быстрокрылый мощный ТУ
Набирает высоту.
Он летит все выше, выше
Превратились в точки крыши.
Самолеты на посадку: с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с-с.
Логопед: Каким мы увидели свой город с высоты мы узнаем, поиграв в игры. Д/и «Один — много» (с мячом).
Дом — дома, дорога — дороги, улица — улицы, дерево — деревья, окно — окна, клумба — клумбы, магазин — магазины, школа — школы.
2. Основная часть.
Логопед: Мы живём с вами в городе с небольшими улочками и с длинными улицами.
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш город?
Дети: Наш город называется Никольск.
Логопед: А как вы думаете, что такое улица? (ответы детей)
Логопед: Улица - это часть территории города или небольшого посёлка, расположенная между жилыми домами или кварталами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов. Улица делится на две части: тротуар и проезжую часть. По тротуару ходят люди, а по проезжей части движется транспорт. Поэтому ходить по тротуару безопасно, т. к. их делают немного выше проезжей части, чтобы туда не заезжали машины.
Логопед: Повторите еще раз, что же такое улица? (ответы детей)
Логопед: Ребята, давайте вспомним и поиграем в игру на какай улице живёт каждый из вас?
Игра «Мой домашний адрес» ( дети передают по кругу мяч и говорят: «Я живу на улице»).
Логопед: Молодцы, знаете свои адреса.
Логопед: А что вы ещё видите на этой картинке?
Дети: Еще видим много разных домов, магазинов, так же есть автобусные остановки, машины.
(Логопед с детьми рассматривают картинку и беседуют по ней).
Логопед: Посреди улицы проходит дорога, по обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов. Как они называются?
Дети: Они называются - тротуары.
Логопед: Слово «тротуар» французского происхождения, что в переводе означает «дорога для пешеходов». Вдоль улицы стоят разные дома, магазины, аптеки, автобусные остановки. Посмотрите, перед домами растут деревья и цветочные клумбы. По тротуару идут люди – пешеходы, а по дороге едет транспорт – автомобили, автобусы такси и т. д.
Логопед: На улице Советской находятся много различных магазинов, почта, здесь отправляют письма в другие города. Также мы видим аптеки, городской парк, поликлиника.
Логопед: Все эти здания находятся на нашей улице города. И чтобы не запутаться и не заблудиться улицам даются названия, а домам - номера.
Логопед: Какие улицы нашего города вы знаете?
Дети: Улица Красная, ул. Ленина, ул. Кузнецова, ул. Павлова, ул. Спирина и т. д.
Логопед: А сейчас мы с вами немного отдохнем и выполним физминутку «Мы по улице гуляем».
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди-сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)
Логопед: Сегодня я вам хочу рассказать, откуда пошло название улицы Советская.
(показ картинок улицы в прошлом и в настоящем)
Логопед: Главной улицей города всегда была Миллионная улица (в настоящее время — Советская). На улице Советская находится примерно двести двенадцать домов. Она проходит вдоль всего города — от берега реки на западе к востоку, где имеет своё продолжение в дороге к пригородным деревням. Средняя часть Миллионной улицы всегда включала и обширную площадь вокруг Сретенского собора. Миллионная улица получила такое название по причине наличия на ее протяженности значительного количества домов известных Никольских купцов (купец — человек, который занимается в сфере торговли, которые прославились в местных краях своим развитием народного образования и здравоохранения. Когда-то здесь стояло множество торговых лавок и магазинов.
Логопед: Я знаю, что вы любите играть, и сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Встаньте, те кто…». Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание логопеда:
Встаньте те, кто любит играть в машинки?
Встаньте те, кто приходит в детский сад пешком?
Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?
Встаньте те, кого сегодня привела мама?
Встаньте те, кого сегодня привел папа?
Встаньте те, кто приходит в детский сад один, без взрослых?
Логопед: Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему?
(ответы детей).
Логопед: Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Логопед: Ребята, как вы думаете, есть ли правила поведения на улице, для чего надо соблюдать эти правила?
Дети: Да, есть правила.
Логопед: Давайте вспомним их.
Правила поведения на улице:
1. по улице надо идти спокойным шагом;
2. идти только по тротуару, по правой его стороне;
3. улицу нужно переходить только по пешеходным переходам;
4. нельзя играть, кататься на коньках, санках, велосипедах по дороге;
5. нужно быть чуткими, внимательными, отзывчивыми, оказывать помощь друг другу, особенно пожилым людям.
Логопед: В городе много разных улиц: больших и маленьких, узких и широких, и каждая имеет свое название.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Логопед: На какой улице мы сегодня с вами были?
Дети: Мы сегодня были на центральной улице нашего города — улица Советская.
Логопед: Почему она так называется?
(ответы детей)
Логопед: Вы заметили, что в нашем городе строится много новых домов. Как называется профессия людей, которые строят дома?
Дети: Это строители.
Логопед: Хотите стать строителями? Вам нужно построить дом.
(дети выполняют)
Логопед: Молодцы! Красивые дома у вас получились. Давайте будем любить, беречь и заботится о нашем городе.
Логопед: На столах лежат смайлики. Если вам было интересно и все понятно сегодня на занятии, то возьмите зеленый смайлик. Если что-то было не понятно и у вас остались вопросы, то возьмите красный смайлик. До свидания!