Мыльникова Занфира Гарифяновна
Работа с информационным полем
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект – пояснение «Работа с информационным полем»
Воспитатель: Мыльникова З. Г.
Информационное поле - один из вариантов детской инициативы при организации самостоятельной и совместной деятельности детей.
Цель: научить ребенка делать самостоятельный, осознанный выбор вида деятельности и спланировать для этого время (день недели).
Задачи:
- воспитывать самостоятельность и инициативность;
- формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах;
- учить ребёнка смело высказывать свои суждения;
- приучать планировать свое свободное время.
Темочки:
Для поддержки детской инициативы необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:
• выражать радость при встрече, использовать ласку и тёплое слово для выражения своего отношения к ребёнку;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу.
Использование выбора с помощью информационного поля помогает :
детям:
-правильно делать самостоятельный и осознанный выбор;
-не конфликтовать, не ссориться, а договариваться, уступать друг другу;
-чувствовать себя комфортно среди сверстников.
воспитателю:
-выявить предпочтения, интересы детей, их увлечения к разным видам деятельности;
-организовывать самостоятельную деятельность детей, учитывая их интересы и обогащая центры соответствующими пособиями, материалами и игрушками, внося соответствующие изменения в развивающую предметно-пространственную среду группы;
-планировать образовательную деятельность с детьми, поддерживая детскую инициативу.
Оборудование и материал:
Информационное поле ( в виде: дерева, гусеницы, звездного неба, ромашки и др., кармашки (со знаками-символами действий, дней недели, карточки (с именем, фото ребенка или условной картинкой, знаки-символы дней недели).
Ход работы:
1 этап «Утренний круг»
Для проведения группового «Утреннего круга» воспитатель приглашает детей сесть в кружок (на ковер, на палас) или стоя в общем кругу, проговариваем приветствие, улыбаемся, настраиваем детей на положительные эмоции.
2 этап Тема недели (дня)
Воспитатель знакомит с темой предстоящей недели (в понедельник) или напоминает тему недели (вт, ср, чт, пят). Вкратце проговорить о предстоящих событиях, праздниках тематической недели, которые предстоят или прошли (в зависимости от дня недели).
3 этап Выбор (детская инициатива)
Воспитатель предлагает детям подумать, чем бы они хотели в свободное время заняться, т. е. сделать выбор деятельности под названием «Я хочу», а также спланировать свое время. Педагог создает для детей ситуации выбора, предлагает, задает воспитанникам такие вопросы: «Соня, а во что ты сегодня хочешь играть?», А может ты желаешь сегодня порисовать (полепить, а завтра посмотреть альбом или книгу?», «Матвей, когда ты это планируешь сделать (сегодня, завтра, в пятницу?», «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты, Тихон, хотел этим поиграть конструктором (один или с другом?»
На «Информационном поле» с помощью знаков-символов ребенок отражает свое желание, свой выбор, свои планы на неделю (день, которые, по его мнению, являются важными.
4 этап Самостоятельная или совместная деятельность
Ребенок самостоятельно (один или с друзьями) по ранее спланированному выбору играет в различных Центрах активности группы.
Воспитателю необходимо обеспечить предметно-пространственную и игровую среду для реализации спланированной самостоятельной деятельности ребенка, продумать создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений, а также поддерживать желание у детей преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Педагог может быть и непосредственным участником творческого процесса, игры, спектакля.
5 этап Подведение итогов
В пятницу во второй половине дня воспитатель предлагает детям подвести итоги недели, проанализировать вместе с ними:
- Удалось ли тебе, Рома, выполнить свое желание, которое ты задумал и выбрал в понедельник? (Ответ Ромы)
- Алиса, давай посмотри на наше «Звездное небо», вспомни, чем ты хотела в понедельник заняться, найди свою звездочку. (Ответ Алисы)
Воспитатель ненавязчиво должен показать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий:
- Молодцы ребята! Что-то у вас получилось, а у кого-то не совсем, но я знаю, что все вы старались, пробовали. Сейчас мы приберемся на нашем «Звездном небе» : разложим карточки по местам. Я думаю, что сегодня вечером вы поделитесь со своими близкими об итогах недели. Всем хороших, насыщенных и позитивных выходных!
Пример:
«Информационном поле» - это звездное небо, состоящее из Больших и маленьких звезд.
Большая звезда – это звезда с кармашком в центре, который выражает выбор ребенка (символ действия или надпись «Я хочу ….»).
Маленькая звездочка – это ребенок. В центре звездочки находится фотография ребенка (именная, условная картинка).
Внизу «Звездного поля» имеется 5 пронумерованных кармашков с печатными названиями дней неделей (обучение письменной речи).
Дети сами выбирают вид деятельности (петь, рисовать, лепить, играть, которым они будут заниматься в течение недели (одного дня, берут свою маленькую звездочку и карточку с днем недели, скрепляет их вместе (развитие мелкой моторики) и кладет в тот кармашек большой звезды, который он выбирает (детская инициатива).