Зоя Георгиевна Бунина
Конспект подгрупповой основной образовательной деятельности в компенсирующей (подготовительной к школе) группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 50 муниципального образования
Усть-Лабинский район (МБДОУ № 50)
Конспект подгрупповой основной образовательной деятельности
Публикация «Конспект подгрупповой основной образовательной деятельности в компенсирующей (подготовительной к школе) группе» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
в компенсирующей (подготовительной к школе) группе МБДОУ № 50
Лексическая тема: «ФРУКТЫ. ЗВУК И БУКВА Аа»
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Бунина Зоя Георгиевна
ст. Некрасовская
2015 г.
Коррекционно-образовательные и развивающие цели : Расширение, уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа слов, составления и анализа предложений, чтения коротких слов с пройденными буквами. Закрепление гласного звука и знакомство с буквой Аа.
Развитие общих речевых навыков, координации речи с движением.
Развитие навыков речевого общения, связной речи, мышления, творческого воображения, артикуляционной и тонкой моторики, речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков взаимодействия, стремления действовать согласованно.
Оборудование: Искусственное дерево, натуральные фрукты: яблоко, груша, слива, персик, банан, лимон, киви, апельсин, инжир, мандарин, гранат и другие, кастрюля (настоящая, коврограф, плоскостное изображение кастрюли, шаблоны фруктов по количеству детей, цветные карандаши по 1набору на каждого ребенка, двусторонние карточки с изображением фруктов, на обороте написанные слова, карточки со схемами предложений, веночек для «яблоньки», индивидуальные зеркала на каждого ребенка, влажные салфетки. Угощение для детей: фруктовое ассорти, вилки по количеству детей, салфетки.
Ход ООД
1. Организационный момент.
Дети входят в кабинет, логопед здоровается с ними,подчеркивает,что очень рада их видеть, предлагает пройти и удобно сесть на свои места, расправив плечи и выпрямив спину.
2. Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, какое замечательное дерево появи-лось у меня в кабинете. Это дерево не простое, а волшебное. Как вы думаете, почему я его называю волшебным?
(ответы детей)
Учитель-логопед: Вы абсолютно правильно заметили, что на нем одновре-менно поспели разные лакомства, вкусности, которые обычно на одном дереве не встретишь.
2.1 Назовите, что вы видите на дереве?
1-ребенок : Я вижу бананы, ананас, киви…
2-ребенок: Я вижу сливу, мандарины.
3-ребенок: На дереве растут абрикосы…
( ответы детей: персики, лимон, инжир, яблоки, груши, гранаты и другие)
2. 2 Учитель-логопед: Отлично. Вы ничего не пропустили, все перечислили правильно, а теперь скажите,как это все можно назвать одним словом?
Дети: Фрукты.
2. 3 Учитель-логопед: Верно. Сегодня мы продолжаем разговор о фруктах. Ребята, а знаете ли вы, что слово фрукты произошло от латинского fructus, что означает «плод». Речь идет о сочных съедобных плодах культурных и дикорастущих растений. Они подразделяются на фрукты разных пород. К семечковым относятся яблоки, груши, айва - у них мелкие косточки-семена. К косточковым породам относят фрукты, у которых крупные по отношению к самому плоду косточки это абрикосы, сливы, вишни, персики и другое. А вот апельсины, мандарины, лимоны, грейпфрукты относятся к цитрусовым. Среди субтропических и тропических можно встретить такие фрукты как инжир, гранаты, манго, ананасы, бананы. Все они нам хорошо знакомы и любимы. Мы с вами знаем, что растут они не только на разных деревьях, но даже в разных климатических поясах и только у нас собрались все вместе на одном дереве. Поэтому и дерево наше волшебное, а вот фрукты на нем настоящие. Подойдите, пожалуйста, тихонько к дереву, выберите, каждый по одному фрукту, сорвите и возвращайтесь на свои места за столы. Садитесь поудобнее, расправьте плечи, спины держите ровными. Понюхайте, а пахнут ли ваши фрукты?
2.4 Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!» повторить 3-4 раза.
2. 5 Логопед: Ребята, а как называется мой фрукт (держит в руках, который так ароматно пахнет?
-Апельсин.
Логопед: Давайте произнесем слово так, чтобы стало понятно, какой первый звук в слове аааапельсин.
-АААА-пель-син.
Логопед: Замечательно. Назовите первый звук, ребята.
-ААА.
Логопед: А попробуйте, можно ли его пропеть?
-ААААААААААА.
Логопед: Отлично, а теперь следите за моей рукой, пока рука внизу поем как?
-Тихо.
Логопед: Верно, чем выше рука, тем поем громче. Будьте внимательны, когда рука пойдет вниз, мы поем все тише и тянем звук, пока я его не поймаю. Спину держите ровно, плечи не поднимайте, воздух не добирайте, договорились? (3-4 раза).
Логопед: Скажите, как называют звуки, которые можно пропеть, они без преград просто льются изо рта?
-Гласные.
Логопед: Верно. Звук А гласный. Звуки мы произносим, а буквы пишим. Посмотрите это буква А. (Рассматривают, сравнивают, уточняют на что похожа, выкладывают из цветные палочек). Логопед помогает, подбадривает детей. Позитивно оценивает каждого.
2.6 А теперь внимательно рассмотрите, обследуйте понравившийся вам фрукт и составьте рассказ-описание.
Пауза для обследования фруктов детьми (логопед тихонечко индивидуально с каждым ребенком уточняет признаки).
3. Составление рассказа-описания.
Учитель-логопед: Ребята, вы обязательно должны сказать как называется ваш фрукт, на каком дереве растет, как выглядит: какого цвета, какой формы, какой на ощупь, какой на вкус и что из него можно приготовить.
(дети составляют рассказы-описания, держа фрукты в руках).
Учитель-логопед: Итак, ребята, сосредоточьтесь и постарайтесь подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какой?» Кто уже готов рассказать?
1-ребенок. У меня яблоко. Оно растет на яблоне. Оно красное, круглое, румяное, сочное, твердое, душистое. Из него можно приготовить яблочный сок или сварить яблочное варенье.
2-ребенок. У меня слива. Она растет на дереве, которое тоже называют слива. Слива синяя, овальная, блестящая, мягкая, шелковистая, аппетитная, пахучая. Из сливы можно сварить сливовое варенье, сливовый сок или сливовый мармелад.
3-ребенок. У меня банан. Он растет на пальме. Банан желтый, длинный, сладкий, когда очистишь, он мягкий, ароматный. Из банана можно сделать салат, он очень вкусный с другими фруктами, а еще банан можно посушить или сварить варенье.
(Все, присутствующие дети подгруппы, поочередно описывают фрукты, учитель-логопед помогает вопросом «Какой?» назвать как можно больше признаков и оценивает, подбадривает детей)
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием, а теперь пришло время поиграть с пальчиками. У вас замечательные вкусные, спелые, сочные, ароматные фрукты и мы сейчас приготовим из них хорошо нам знакомый, наваристый компот (собирает фрукты в настоящую кастрюлю).
4. Пальчиковая гимнастика «Компот».
Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, груши будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок.
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»).
Замечательный компот мы все вместе сварили. Вот наши фрукты так кипят в кастрюле, что от пара не видно какого же они цвета. Возьмите, пожалуйста, цветные карандаши, найдите обесцвеченные фрукты и закрасьте их в том направлении, как я вам указала стрелочкой.
5. Штриховка шаблонов фруктов ( у каждого ребенка на краю стола коробочка: цветные карандаши, карточки, шаблоны фруктов, карточки со схемами предложений, зеркало, влажные салфетки).
Учитель-логопед: Ай да и замечательные фрукты у вас получились. Яркие, а значит спелые и сочные.
6. Кто уже закончил штриховать, выходите и закрепите их вот над этой новой, блестящей кастрюлей (готовые фрукты дети выходят и закрепляют на коврографе). Оставайтесь все на ковре, я приглашаю вас поиграть.
7. Хороводная игра «Яблоки».
-Яблоня! Яблоня! Где же твои Яблоки?
(Дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребенок- «яблонька».)
Заморозил их мороз? Или ветер их унес? Или молния свалила? Или градом их побило?
(Дети останавливаются, на каждую фразу загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок- «яблонька» отрицательно качает головой.)
Или птицы поклевали? Куда они пропали?
(Разводят руками. Пожимают плечами.)
- НЕ морозил их мороз, и не ветер их унес, не спалило их огнем, града не было с дождем, птицы их не поклевали…
(Дети загибают по одному пальцу на правой руке.)
Дети оборвали!
(Дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, пятнает.)
Учитель-логопед: Хорошо мы поиграли, а теперь продолжим. Садитесь на свои места. Откройте конверты, достаньте картинки, внимательно на них посмотрите и переверните.
8. Чтение коротких слов и составление предложений. Составление схем.
Учитель-логопед: Ребята, прочитайте слова и придумайте с ними любое предложения. Составьте схему своего предложения.
1-ребенок: Ссо-к. Вкусный сок. В этом предложении 2 слова. 1-е вкусный,2-е сок.
Учитель-логопед: Очень хорошо. А почему ты первую карточку положил с трубой?
-Потому что первое слово в предложении пишится с большой буквы.
Учитель-логопед: Умница! Кто еще готов?
2-ребенок: Ссаа-д. Весной зацветет вишневый сад. В этом предложении 4 слова…
3-ребенок:Ай-ва. Очень вкусная айва.
4-ребенок:Ба-нан. Я люблю банан. И тому подобное.
(Учитель-логопед уточняет ответы детей, предлагает назвать самое длинное или самое короткое слово. Здесь же можно обратить внимание детей на интонацию, отрабатывая вопросительную интонацию).
Учитель-логопед: Замечательно. А сейчас переверните карточки картинками вверх, внимательно посмотрите на них и простучите название своего фрукта по слогам.
9. Упражнение «Телеграф»
- Ба-нан. В этом слове 2 слога.
-А-пель-син. В этом слове 3 слога.
Учитель-логопед: Молодцы. Вы отлично справились и с этим заданием. Время не умолимо бежит вперед и нам предстоит скоро не надолго расстаться, но прежде я попрошу вас выполнить ряд знакомых упражнений.
10. Артикуляционная гимнастика с использованием мимических упражнений
(учитель-логопед предлагает каждому взять индивидуальное зеркало и выполнить комплекс упражнений для звука Л, уже отработанных на индивидуальных занятиях: «забор»-«окно»-«мост»-«лопата»-«лопата копает»-«вкусное варенье»-«чашечка»-«Кто дальше загонит мяч»-«накажем непослушный язычок»-«покусаем язычок»-«вкусное варенье»-«пароход гудит». Мимические упражнения по ассоциации: «Кислый лимон»-«душистая груша»-«обидчивый малыш»-«счастливое детство».
Учитель-логопед: Молодцы! Я так счастлива и рада за вас, ребята.
11. Окончание занятия (учитель-логопед подводит итог занятия, уточняет, что больше всего понравилось на занятии, чем оно запомнилось и предлагает детям полакомиться фруктовым ассорти).