Татьяна Петрова
Конспект подгрупповой НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с НВ ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дикие животные.
Образовательная область: коммуникация.
Области интеграции: здоровье, познание, музыка, социализация, художественное творчество, физическая культура.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи.
Задачи:
Публикация «Конспект подгрупповой НОД по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с НВ ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные: 1) активизировать, уточнить и обогащать словарь по теме; 2) закреплять грамматические категории – винительный, творительный падеж единственного числа существительных, именительный, родительный падеж множественного числа существительных, предлоги В, ПОД; 3) упражнять в согласовании существительных и прилагательных в мужском и женском роде; образовании прилагательных от существительного и предлога БЕЗ, подборе родственных слов; 4) продолжать учить составлять загадки о животных с опорой на мнемосхему.
Развивающие: 1) развивать фонематический слух; 2) развивать мимических мышц; 3) развивать глазодвигательную функцию; 4) развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные: 1) воспитывать вежливость, культуру поведения в лесу.
Коррекционные: закреплять правильное произношение поставленных звуков в свободной речи.
Форма проведения: игра – путешествие.
Предварительная работа: беседа о диких животных, обучение составлению загадок по схеме.
Материал: лист с наложенными друг на друга контурами диких животных, игрушка Лесовичок, макет дома, картинки жилищ животных, мнемотаблица «Семья», мнемосхема для составления загадок и животном, изображения животных с недостающей частью тела, прищепки, цветные круги, корзинка с угощениями для животных, простые карандаши, аудиозапись подвижной музыки, звуков леса.
Ход мероприятия:
Логопед: Здравствуйте. У меня в руках приглашение от Лесовичка. Кто такой Лесовичок? Я предлагаю отправиться в лес в гости к Лесовичку. Как ведут себя в лесу? Почему?
Развитие общей моторики.
Дети выполняют движения соответственно тексту.
Ну-ка дети собирайтесь, (Дети встают со стульев)
В лес дремучий отправляйтесь.
По дороге мы идём. (Маршируют)
Снег, метели нипочем. (Имитация подметания снега)
В морозный день идти не лень. (Руки вверх)
Мы сугробы перепрыгнем, (прыжок вверх)
Под корягой проползём, (шаги в полуприседе)
А под елью отдохнём. (Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза)
Включается запись звуков леса.
Развитие фонематического слуха.
Логопед: Ребята, мы вошли в лес. Какие звуки вы услышали в лесу? Мы знаем игру «Поймай звук». В одну ладошку – ловим один звук, а два звука в две ладошки.
О, АУ, И, М, АМ и т. п.
На доске изображения контуров животных.
Логопед: А вот и наши жители. Но только они испугались и спрятались. Кого вы заметили? Составьте предложения по схеме.
Дети составляют предложение: «Я заметил (увидел, нашел) белку (ежа, лису и т. д.). В лесу живет (обитает) много белок (ежей, лис и т. д.)».
Логопед: Как мы назовем этих животных, почему?
Мимическая гимнастика.
Логопед:Собрались звери на полянке.
Дети становятся в круг.
Логопед: Медведь обрадовался – может, мед принесли. Лиса удивилась, как много ребят пришло в лес! А волк разозлился – это мой лес! Заяц испугался!
Дети изображают эмоции: радость, удивление, недовольство, испуг.
Подбор признаков к предмету.
Логопед: Чтобы звери не пугались, подарим им красивые слова. У меня лежат цветные круги, догадайтесь, кому подарим красивые слова? (коричневый – медведь, серый – заяц, ёж, оранжевый – белка, лиса).
Дети называют слово-признак и прикрепляют прищепку к кругу.
Подбор родственных слов. Развитие мелкой моторики
Логопед: Хочу вас проверить, как вы знаете семьи животных (работа с мнемотаблицей «Семья».
Дети составляют предложение, прокатывая массажный мячик по столу. от себя до логопеда (Папа – заяц, мама - зайчиха, детёныш - зайчонок. И т. д.)
Образование существительных творительного падежа единственного числа.
Логопед: Угостим наших зверей гостинцами.
Дети достают из корзинки угощение. (Я угощу белку орешком. Я угощу ежа малиной. И т. д.).
Зрительная гимнастика «Морковка».
У каждого ребенка изображение морковки.
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними, (взгляд вверх)
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти, (посмотреть вниз)
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ай– да заинька умелый!
Глазками моргает, (моргание и закрывание глаз)
Глазки закрывает.
Зайчики морковки взяли, (открыть глаза)
С ними весело плясали. (Танцевальные движения под музыку).
Закрепление употребления предлогов В, ПОД
Логопед: Пора нашим зверям разбегаться по домам. Помогите им отыскать дом.
Дети составляют предложения (Лиса побежит в нору. Медведь возвратится в берлогу. Белка запрыгнет в дупло. Волк вернется в логово. Заяц спрячется под куст. Еж отправится в норку.
Логопед: Пока мы ходили, вот и дом показался. Заглянем в него?
- Здравствуй, Лесовичок. А мы тут с ребятами пока ходили, столько видели животных! Ребята, загадайте Лесовичку загадки, а он пусть отгадает, каких животных мы встретили в лесу.
Дети составляют загадки. (У этого животного рыжая, пушистая шубка. Она живет в норе. Она любит охотиться на зацев. Кто это)
Логопед: Лесовичку очень понравились ваши загадки, но он тоже хочет вам загадать свои.
У человека руки, а у животных – …
У человека живот, а у животных – …
У человека ногти, а у животных – …
У человека рот, а у животных – …
У человека живот, а у животных – …
Образование прилагательных с помощью приставки БЕЗ-
Логопед: Лесовичок очень рад, что вы его навестили. На память он дарит вам фотографии своих лесных друзей. Ой, ребята, у меня на фотографии медведь без лапы. Он безлапый. Назовите, какие у вас животные.
Дети называют прилагательное с приставкой БЕЗ- (заяц безхвостый, лиса безносая, ёж безлапый и т. д.)
Индивидуальная работа.
Логопед: дорисуйте недостающие части.
Итог.
Логопед: Пора нам в детский сад возвращаться. Закройте глаза. Вот мы и снова в саду. Вам понравилось путешествие? Где мы сегодня побывали? Кому мы сегодня помогли? Какие игры вам понравились?