Ирина Печеных
Конспект подгруппового занятия по формированию произносительных средств языка для детей с ФФН (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциации звуков М и Мь в слогах и словах
Форма : «Путешествие в Голубое и Зелёное Королевство»
Цели:
коррекционно-образовательные:
закреплять навыки различения на слух звуков [М] – [МЬ] и правильного употребления их в речи;
закреплять умение дифференцировать звуки по твердости – мягкости в слогах и словах (с проговариванием);
учить анализировать артикуляцию звука и давать ему характеристику, пользоваться моделями при анализе артикуляционного уклада;
закреплять умение выкладывать схему слова из 3 звуков (мак)
коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по формированию произносительных средств языка для детей с ФФН (старшая группа)» размещена в разделах
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух;
развивать общую и мелкую моторику, воображение;
коррекционно-воспитательные:
воспитывать желание говорить правильно и красиво;
пробуждать интерес к логопедическим занятиям с использованием ИКТ;
воспитывать у детей активность на занятии.
Оборудование: конверт с письмом, зеркала, картинки с изображением упражнений для артикуляционной гимнастики, карта Королевства (компьютерная презентация, таблица с характеристиками звуков М и МЬ, «светофорчики», «снежок», звуковые домики и картинки с «жильцами», (компьютерная презентация, дощечки-схемы, слово для анализа МАК, полотно с «кочками», листочки (зеленые и голубые, карандаши (зеленый и синий) для каждого, талисманы Добра, Умения, Счастья, компьютер, проектор.
Содержание Речевой материал Оборудование Примечание
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я нашла на своем столе. На конверте написано «Для ребят». Интересно, что в нем?
- Дорогие мальчики и девочки! У нас в Королевстве случилась беда! Пропали наши Правители. Мы знаем, что только Вы можете помочь нам найти их. Наше Королевство находится очень далеко, поэтому к путешествию обязательно нужно подготовиться, а для этого выполните наши упражнения. Мы оставляем Вам карту нашего Королевства, чтобы вы смогли по нему путешествовать. Удачи Вам, подданные Голубого и Зеленого Королевства.
- Ну что, ребята, поможем жителям королевства найти их правителей? Отправимся в Путешествие? Конверт с письмом
2. Артикуляционная гимнастика - Давайте посмотрим, какие упражнения нам нужно выполнить, для того, чтобы добраться до Королевства.
- Ребята, как вы думаете, что это за упражнения? Дети: это упражнения для нашего языка!
- Выполним их перед зеркалом!
Упражнения: «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Лошадка», «Чашечка», «Иголочка» Зеркала, картинки с изображением упражнений.
3. Произношение звуков изолированно - Ребята, путь к Королевству нам преграждают река и высокие горы. Как вы думаете, как мы сможем попасть туда?
Дети: мы поплывем на пароходе.
- Правильно, сначала мы поплывем на пароходе. Пароход гудит ММ.
Дети: ММММММММММММММММ
- Правильно, поплыли МММММММММММММ
- А теперь перед нами горы, что мы будем делать?
Дети: мы можем полететь на самолете
- Наш самолет маленький, и он гудит МЬМЬМЬ
Дети: МЬМЬМЬМЬМЬМЬМЬ Слайд. Карта Королевства
Самолет перемещается по экрану Компьютер, проектор
4. Характеристика звуков - Вот мы и прилетели в Королевство. Мы с вами попали во дворец Правителей. Давайте узнаем, что же случилось? Смотрите, везде висят плакаты с приметами Правителей. Давайте посмотрим повнимательнее.
Голубой плакат: характеристика звука М
Зеленый плакат: характеристика звука МЬ
- Вы догадались, как зовут наших Правителей?
Дети: это звуки М и МЬ.
- Ребята, пока вы узнавали, как зовут Правителей, я выяснила у стражи, что случилось. Оказывается Правители – братья, и они так похожи, что многие жители их не различали. Поэтому они решили покинуть свое Королевство, пока жители не научатся их различать. А вы умеете различать звуки М и МЬ?
Дети: да умеем. Звук М – твердый, а МЬ – мягкий.
- Может быть научим этому жителей Королевства? Слайд. Дворец.
Таблицы с характеристиками звуков М и МЬ. (голубой и зеленый плакаты) «Приметы» звуков называют несколько детей
5. Развитие фонематического слуха - Отправляемся с вами на поиски Правителей. И пойдем по дорожке. Посмотрите, у кого-то рассыпались вещи, наверное, у правителей. Давайте узнаем, где вещи звука М, а где вещи звука МЬ. Я буду произносить слова, а вы поднимите «светофорчик». Если в слове будет звук М, какой светофорчик вы покажете? ( Дети: синий, а если звук МЬ? ( Дети: зеленый)
Слова: майка, медаль, марка, мешок, меч, маска
- Мы прошли по дорожке и попали в Дремучий лес. Здесь обитает Эхо. Оно хочет проверить, умеем ли мы различать звуки М и МЬ. Мы должны повторить за ним цепочки слогов в той же последовательности. Я поизношу слоги, а вы хором повторяете.
Дети хором: ма-ма-мя; мА-мя-ма
- Умницы, вместе вы хорошо отвечали Эху, а теперь эхо хочет проверить каждого из вас. Давайте встанем, у меня есть волшебный снежок. Кому я его кину, тот и отвечает эху.
Дети индивидуально: ма-мя, му-мю, мо-мё, мэ-ме, мы-ми, мя-ма Слайд. Дремучий лес.
«Светофорчики»
6. Дифференциация звуков в словах. - Молодцы, справились с заданием. Отправляемся дальше. Посмотрите перед нами домики. Но почему-то все жильцы на улице. Оказывается, они все вышли погулять и не помнят, в каком доме живут. Как мы можем им помочь? Как вы думаете, кто живет в голубом доме?
Дети: слова со звуком М.
- А в зеленом?
Дети: Слова со звуком МЬ
- Правильно, морж живет в голубом доме, потому что в слове морж есть звук М. А где живут остальные жители?
Дети: гном живет в синем домике, потому что в слове гном твердый звук М.
Жители: морж, гном, медведь, муха, медуза, хомяк, мышка Слайд. Домики (зеленый и голубой). «Жители»
По очереди заселяют всех жителей
7. Физкультурная минутка - Вот опять мы помогли жителям Королевства, научили их различать звуки М и МЬ. Пойдемте дальше. Ребята, посмотрите на карту. Что это здесь стоит? Да это избушка на курьих ножках. Она не пропустит нас дальше, если мы не отгадаем ее загадки. Но условие такое: ответ говорить нельзя, можно только показать. Давайте встанем все в кружок и попробуем отгадать загадки.
Крыльями машет, Сама ни с места.
Мельница. Махи вытянутыми в стороны руками.
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
Медведь. Идут по кругу, изображая медведя
Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
Мяч. Прыгают на месте
- Кого же мы с вами показывали? Есть ли в этих словах наши звуки?
Дети: мы показывали мельницу, медведя, мяч. Слайд. Избушка на курьих ножках.
8. Определение места звука в слове. Составление схемы слова. - Ребята, впереди река, а мост сломался. Как же перебраться через реку?
Дети: починить мост, перелететь, переплыть, перепрыгнуть
- Нужно его починить. Для этого нам понадобятся специальные дощечки. Ну а для того, чтобы их можно было сложить вместе, нам нужно правильно закрутить болтики. А для этого нужно выложить схему слова, которое вы видите на экране Слайд. Мостик.
«Дощечки» - схемы
Слово «МАК», картинка
9. Дифференциация звуков в словах. - Мы перешли через мост и теперь нам нужно пройти по кочкам. Но кочки эти необычные. Они прячутся, как только к ним подойдешь. А наступить на кочку может только тот, кто правильно назовет, что там было нарисовано и положит на нее листочек правильного цвета, голубой или зеленый.
- Посмотрите внимательно на все кочки и запомните названия картинок.
- Теперь все кочки спрятались (педагог их перевернул). Что было нарисовано на первой кочке?
Дети: На первой кочке была мяч. Кладем зеленый листочек, так как есть мягкий звук МЬ.
- На следующей? Слайд. Кочки. Полотно с «кочками», картинки со звуками М и МЬ, листики голубые и зеленые
10. Итог занятия. - Мы перешли через все кочки, и, посмотрите, мы снова вернулись к замку Правителей. И нас встречают Правители М и МЬ. Взгляните на них. Неудивительно, что жители их путают, ведь они носят одинаковые белые костюмы.
- Как же помочь жителям различать Правителей? Какой можем им дать совет?
Дети: Правитель М может носить синий костюм, а Правитель МЬ – зеленый.
- Заштрихуйте в своих тетрадях костюмы Правителей.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие звуки помогали нам правильно выполнять задания? Что мы сегодня делали на занятии? А что понравилось больше всего? Слайд. Правители М и МЬ. Тетради, карандаши: зеленый и синий.
11. Рефлексия - Ну что ж, нам пора уезжать из Королевства. Но для того, чтобы уехать нужно сказать пароль нашим Правителям.
- Каждый должен придумать слово или со звуком М или со звуком МЬ
Дети: мак и меч, мел и мох
- Давайте встанем снова все в круг. Ребята, жители Голубого и Зеленого Королевства благодарят вас за то, что вы научили их различать Правителей М и МЬ и хотят подарить вам на память Талисманы. Добра, удачи и счастья!
Талисманы Добра, Умения, Счастья