Юртаева Алина Халимовна
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Увлекательное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале
звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.
Программное содержание:
1) Закрепить умение расшифровывать слова по картинкам, цифрам и линиям.
2) Упражнять детей в выделении контурных изображений предметов ( транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, легковой автомобиль, велосипед, наложенных друг на друга.
3) Закрепить представление об ударении.
4) Упражнять детей в разгадывании ребусов.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе „Увлекательное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
5) Активизировать словарь антонимов : широкий – узкий, длинный – короткий, неровный – гладкий, старый – новый, прямой – кривой, асфальтированный – грунтовый.
6) Упражнять детей в преобразовании слов.
7) Упражнять детей в анализе и синтезе слов из слогов и букв.
8) Развивать мелкую моторику за счет правильной постановки руки при письме, правильного захвата карандаша.
9) Упражнять детей в составлении целого из частей (9-10 частей).
10) Формировать навыки учебной деятельности: умение выслушивать ответы друг друга, не перебивая.
11) Воспитывать у детей выдержку, коммуникативные навыки.
Ход занятия.
Л. - Здравствуйте, ребята.
Д. - Здравствуйте!
Л. - Нам сегодня пришло письмо от Винтика и Шпунтика из Солнечного города. Давайте посмотрим, что в нем!
Д. - Давайте. !
Логопед читает детям письмо : «Дорогие ребята, сегодня вас ждет много приключений. Двигаясь по схеме-плану, выполняйте задания, получайте
большие буквы, они пригодятся вам в конце путешествия. Если вы преодолеете все трудности, пройдете все испытания, вас ожидает приятный
сюрприз. Удачи!»
Л. - Ребята, посмотрите скорее на план-схему, она вам ничего не напоминает?
Д. - Да это же наша группа!
Л. - Тогда вперед! Навстречу приключениям. А вот и первое испытание: нужно расшифровать слово.
1. Дети по картинкам (гусь, абрикос, рубашка, альбом, жук) расшифровывают слово ГАРАЖ, выкладывают его буквами.
Л. - Ну что ж, заглянем в гараж.
Логопед открывает двери картонного гаража, в котором изображены контуры видов наземного транспорта, наложенные друг на друга.
Л. - Посмотрите на картинку.
Суть задачки не сложна
В гараже стоят машины,
Если ты в него войдешь,
Каждую ты сам найдешь.
Дети зрительно находят «машины», называют:
- Я вижу автомобиль!
- А я автобус!
- Я нашла грузовик.
- А вон велосипед.
Л. - Как можно назвать все это одним словом?
Д. - Транспорт.
Л. - К какому виду транспорта относятся эти машины?
Д. - К наземному транспорту.
Л. - Ребята, попробуйте выложить из слогов слово.
Дети из слогов, произвольно закрепленных на доске, выкладывают слово МАШИНА.
Л. - Молодцы! А какой слог нужно убрать, чтобы получилась ШИНА?
Д. - Первый.
Дети убирают первый слог, получая новое слово - ШИНА.
Л. - Ребята, что общего у всех этих машин?
Д. - Они все передвигаются по земле.
- Они все на колесах.
Л. - Выложите, пожалуйста, слово КОЛЕСО из букв.
Дети из букв, произвольно закрепленных на доске, выкладывают слово КОЛЕСО.
Л. - Ребята, а колеса все одинаковые или разные?
Д. - Разные.
Л. - Но что же общего у всех колес?
Д. - Они все круглые.
Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные колеса (от велосипеда, мотоцикла, автомобиля, грузовика, сравнивают их.
Л. - Какое слово спряталось в середине слова КОЛЕСО?
Д. - Лес.
Л. - Молодцы! Вы справились с этими заданиями, получите первую большую букву (У).
- Теперь нам нужно передвигаться дальше, как указано в схеме.
Дети с логопедом смотрят на схему, находят место следующих испытаний (1й стол). Пока все вместе подходят к столу, логопед подводит детей к новому заданию.
2. Л. - Ребята, а ведь в те времена, когда люди еще не придумали колесо, им достаточно было для передвижения тропинок, как в лесу. Но вот появилось колесо, и стали колеса застревать в ямах, особенно после дождя. Догадайтесь, что пришлось строить людям, чтобы колесо хорошо катилось?
Детям предлагается ребус (нота ДО + картинка РОГА).
Д. - Дорога. Дорогу пришлось строить.
Л. - Ребята, замените картинки нужными слогами.
Дети вместе из слогов на столе выкладывают слово ДОРОГА.
Л. - Какой слог в этом слове звучит дольше других?
Д. – РО.
Л. - А сейчас прочитайте это слово так, чтобы дольше других звучал последний слог.
Д. - ДОРОГА*
Л. - Ребята, а чем дорога дорога?
Д. - Приятные воспоминания о поездке.
- Знакомства с хорошими людьми.
- За нее нужно платить.
- Хорошая дорога очень ценится.
- Построить ее очень дорого.
- Впечатления об увиденном в дороге.
Л. - Вы справились и с этими заданиями, получите же вторую большую букву (С).
3. Л. - Поехали дальше?
Д. - Поехали!
Дети с логопедом проговаривают текст упражнения на координацию речи и движения «Шофер» и выполняют соответствующие движения:
Качу, лечу во весь опор. Идут по кругу, крутят
воображаемый руль.
Я сам – шофер и сам – мотор. Изображают руками мотор.
Нажимаю на педаль – Останавливаются, нажимают
на воображаемую педаль правой
И машина мчится вдаль! ногой, идут по кругу в др. сторону.
Л. - А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Логопед берет в руки мяч, встает перед детьми и каждому по очереди бросает его, проговаривая начало предложения, которое должен закончить ребенок.
- Дорога бывает широкая
- Узкая
- Длинная
- Короткая
- Неровная
- Гладкая
- Старая
- Новая
- Асфальтированная
- Грунтовая
- Прямая
- Кривая
Л. - Какую дорогу выбрали бы вы?
Д. - Прямую, гладкую, красивую…
Л. - А может быть все-таки кривую?
Д. - Нет.
Л. - А почему нет?
Д. - По прямо дороге легче ехать.
Л. - Но прямой дорога бывает не всегда.
В этом вы сейчас убедитесь. Вам предстоит новое испытание. Нужно проехать по трудной извилистой дороге, с крутыми поворотами.
Садитесь за стол, берите карандаши и будьте очень внимательны и аккуратны, чтоб ваша машина не съехала с дороги на обочину, а успешно доехала до дома.
Дети садятся за стол, берут в руки карандаши. Логопед обращает внимание детей на правильный захват карандаша и положение руки. Дети выполняют упражнение «Дорожка».
- Что, ребята, трудновато?
- Не очень, справимся!
- Какие же вы молодцы, за вашу ловкость и старания получите сразу 2 большие буквы (К,У).
4. Л. – Пора двигаться дальше. Ребята, вы знаете как называется широкая
длинная гладкая асфальтированная дорога?
Ответить на вопрос вам помогут эти пазлы.
Дети из крупных пазлов (10 ч.) собирают слово и читают его: ШОССЕ.
Л. - Молодцы! Порой бывает так, что люди, отправляясь в долгий путь, заранее не знают точной дороги. Что же помогает им правильно проложить свой маршрут? Расшифруйте слова, и узнаете ответ.
Дети делятся на 2 команды и по цифрам расшифровывают слова, а затем читают их: КАРТА, АТЛАС.
Л. - Правильно, ребята! Дорожный атлас или карта помогут нам в такой ситуации. А вы получаете 5ю большую букву (Н).
5. Л. – Что-то давно мы на схему нашу не смотрели. Давайте посмотрим. Что нас ждет впереди?
Д. - Задания на ковре.
Л. - Верно, и это последнее испытание. Так садитесь на ковер, ребята.
На дороге в воскресенье
Вдруг случилось столкновенье.
Развалилось шесть машин.
Как же милиционерам
Их названия узнать?
Помогите-ка ребята
По кусочкам их собрать.
Дети получают в конвертах разрезные картинки 6-ти машин (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, такси, легковой автомобиль). Сидя на ковре, дети складывают картинки из 9-10 частей.
Л. - Ребята, а как по-другому назвать это происшествие? Прочитайте по ниточке.
Дети на карточке формата А4 читают по буквам и слогам, собранным на ниточку, слово АВАРИЯ.
Л. - Да, и это очень печально. Но что помогает водителям не попадать в такие ситуации?
Д. - Правила дорожного движения.
Л - Конечно, но об этом мы подробно поговорим на другом занятии, а сейчас
заслуженная вами последняя 6-я большая буква (Д).
Л. - Ну что, ребята. Мы все задания выполнили? Пришло время сюрпризов. Но где их искать? Ах! Конечно же помогут большие буквы, за которые
вы боролись, выполняя все трудные задания, вот теперь-то они и пригодятся нам. Выложите из больших букв слово, которое и подскажет, где ждет нас сюрприз.
Дети из шести букв выкладывают слово. Если дети затрудняются:
Л. - Место буквы в слове подскажет цифра на обратной стороне.
В итоге дети выкладывают и читают вслух слово СУНДУК.
Находим вместе сундук, открываем его, рассматриваем содержимое. Благодарим за подарки и приключения.