Зоя Александровна Попкова
Конспект по ознакомлению с окружающим «Лес-многоэтажный дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад №102»
Конспект
Непосредственно - образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим
Тема: «Лес – многоэтажный дом».
Старшая группа.
Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Попкова З. А.
г. Дзержинск
2014г.
Цель:
1) Дать детям представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим „Лес-многоэтажный дом“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
2) Уточнить представление о многоярусности смешанного леса, о растениях и животных обитающих здесь.
3) Формулировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.
4) Расширять представление о леснике.
5) Развивать умение сравнивать и обобщать, делать умозаключения, выводы, развивать речь, мышление.
6) Воспитывать у детей интерес к жизни леса, способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Средства:
- кукла «Незнайка»;
- схема – знаки леса;
- картинки животных, растений;
- картины: «Лисица», «Стая волков зимой», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных»;
- схема – общая пищевая цепочка;
- карточки (пищевые цепочки) у детей;
- наборное полотно;
- мультимедийная техника;
- карточки- символы.
Способы:
Игровой персонаж «Незнайка»; моделирование; наглядный материал (схемы, картинки, картины); художественное слово, вопросы, музыкальное оформление.
Мотивация:
В гости пришел Незнайка, хочет узнать что такое лес?
В группу пришел Незнайка, укутанный шарфом.
- Ребята, посмотрите Незнайка торопится в лес, говорит, что совсем недалеко от детского сада много деревьев растет.
Как вы думаете, найдет Незнайка лес?
- Расскажите Незнайке с помощью схемы и картинок, как узнать лес.
(Выставляю на доске схему «Лес – многоэтажный дом». У детей картинки животных, растений).
- Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Какие деревья занимают самые верхние этажи?
- Найдите и поставьте на наборное полотно картинки этих деревьев.
-Ребята, вы согласны, это ель, сосна?
-На этажах пониже какие деревья растут?
(По аналогии предлагаю найти изображения этих деревьев на картинках и поставить на наборное полотно).
- Какие растения растут еще ниже ярусом?
(Задание аналогично 1.2)
- Какие растения занимают нижний этаж?
- На всех этажах живут животные, лес – это их дом. Как же животные расселяются в лесу?
- Итак, кто живет на верхнем этаже?
- Почему вы так думаете?
- Кто живет на нижнем этаже?
- Где живут белка, рысь, филин, сова?
- А где живут дождевые черви, лесные мыши, кроты?
Итак, каждый этаж занимают животные, которые приспособлены жить в условиях своего уголка леса.
- Получается, что растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество.
- Ребята, как по-вашему, мы хорошо объяснили Незнайке, что такое лес?
- Ребята, а вы хотели бы вместе с Незнайкой отправиться в зимний лес?
- Но ведь это очень далеко, поэтому мы отправимся в него не по- настоящему, а как в сказке, и отнесет нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза:
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена Ветер листья с веток
Разогнал по свету:
Липовый, березовый Желтый лист и розовый.
Пасмурно, ветрено
Вся земля проветрена Ветер деток унеси
В лесу зимнем опусти.
( Звучит магнитофонная запись: звуки зимнего леса).
- Открывайте глаза, мы в лесу. (Картина «Медвежья берлога»)
- Как здесь тихо, хорошо и приятно дышать свежим воздухом. Можно прочитать стихи о лесе. Кто хочет?
- Можно и поиграть, погреемся немного.
- Ребята, Незнайка постоянно озирается по сторонам, боится встретить медведя. Это может случиться в зимнем лесу?
- Вы правы. Посмотрите, вон там берлога медведя. (Показываю на картине). Даже пар идет из-под снега. Спит медведь. Так, что Незнайка не бойся.
А кого же из зверей можно встретить в зимнем лесу?
(Выставляю картину «Лисица»).
- Кто это?
- Кто она?
- А это кто? (Картина «Стая волков зимой»).
- А если сравнить волка и лису, чем они похожи?
- Чем они отличаются
- Ребята, Незнайка говорит, что ему не понравились лиса и волк, вредные уж больно, охотятся на животных. Так ли это? Как вы думаете?
- Правильно. Ученые - экологи говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Ученые называют её - пищевая цепочка.
(выставляю схему)
живая цепочка
Первое звено, это сам лес, его растения со всеми листьями, плодами, шишками;
- Второе звено - все те, кто питается растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки, кабаны, лоси);
- Третье звено - животные, которые поедают тех, кто кормится растениями (жабы, лягушки, лисы, дятел, ежи, синицы);
- Четвертое звено - крупные хищники, которые поедают мелких (волки, ястреб, сокол).
Много таких цепочек в лесу, они сцеплены друг с другом, растения, насекомые, птицы, звери. Отдельно друг от друга им не прожить.
- Найдите такие цепочки питания.
(Даю карточки с изображением растений, животных).
Вопросы:
- Кто любит колоски?
- Чем питается сова?
- Что ест гусеница?
- А как вы думаете, кто же главный в цепочке питания?
Правильно, об этом мы с вами еще поговорим на следующих занятиях. Теперь мы все знаем, что природа сама заботится о лесе. Посмотрите, а это кто в лесу?
(Картина «Зимняя подкормка диких животных»).
- Что делает лесник здесь, в лесу?
-
- Вы дети, мы взрослые, можем как- то помочь лесникам?
- Назовите правила поведения в лесу?
- Послушайте стих-е «Гость в лесу».
- Сейчас, я думаю, нам пора в д/сад с ветерком. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено
Вся земля проветрена Ветер деток унеси
В д/сад их отпусти.
- Вот мы и в д/саду. Интересно ли вам было в зимнем лесу?
- Что вас удивило?
- Когда бы вы еще захотели придти в лес?
- Ребята, кто сегодня хорошо запомнил новое о лесе, отвечал на вопросы, правильно выполнял задания, покажите это карточкой - символом.
Почему ты на карточке улыбаешься?
- Почему ты грустишь?
- Ребята, я очень рада, что вы много знаете о лесе, и сумели об этом рассказать Незнайке, что вас интересует жизнь в лесу. Еще много чудес и лесных загадок таит в себе лес, и мы еще не раз в нем погуляем, и тебя Незнайка пригласим.
-
- Нет, не найдет, это еще не лес;
- Лес – это не только много деревьев;
- Лес – это растения, животные грибы;
- Лес – это много разных растений, животных, живущих на одной территории;
- Лес – это многоярусный «дом», в котором много жильцов: растений и животных;
- Лес – это большой дом, где много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу.
- Это сосна, ель, пихта.
(Дети находят на картинках изображения этих деревьев и ставят на наборное полотно).
(Дети показывают ответ светофориком).
Липа, клен, рябина, береза, черемуха, дуб.
(Дети находят картинки и выставляют, называя деревья).
- Подрастающие деревья и кустарники: можжевельник, шиповник, малина, смородина.
- Травы и низкорастущие кустарники, черника, брусника, голубика, мох.
- А еще грибы.
(Выполняют задание аналогично 1.2.3.).
- Животные живут на том этаже, где они могут легко передвигаться, находить себе пищу строить убежища.
-Птицы, насекомые.
- Здесь есть для них корм;
- Удобно строить гнезда;
- Легко передвигаться, лежать прыгать.
- Все звери, которые не умеют лазать по деревьям и летать;
- Живут большие, крупные звери, лоси, медведи, лисы, волки;
- Еще живут лягушки, ящерицы, ежи, муравьи.
- Они живут на средних этажах;
- Филин и сова летают;
- Белки делают себе жилье в дуплах деревьев;
- Рысь хорошо прыгает, охотится с деревьев;
- Белки легкие, хорошо прыгают с ветки на ветку, быстро убегают от врагов, находят себе корм.
- Они живут в подвале;
- Они могут хорошо жить в земле
- Их дом в земле.
- Да, хорошо;
- Незнайка понял, что такое лес;
- Незнайка знает, что лес - это и деревья, и животные, и грибы.
- Да, хотим.
- Читают стихи
(Дети под музыку танцуют «Холодно зимой»).
- Нет, зимой медведи спят в берлогах;
- Зимой медведям нет корма, вот они и живут за счет жира, который нагуливают за лето в берлоге.
Медведи питаются лесными ягодами, медом, муравьями, рыбой - а этого зимой нет, поэтому они впадают в спячку, устраивают под корнями дерева берлогу, снег их укрывает.
- Зайца, лису, волка, белку, лося.
- Лиса, лисица.
Она красивая, пышный хвост, рыжая шерсть, узкая мордочка. Лиса быстрая, ловкая, кормится мышами – полевками, птицами, зайцами. Охотится ночью, а зимой и днем.
Зимой голодно, бывает нападает на кур, где жилье человека.
- Это волки, стая волков.
Волк похож на собаку, овчарку, он сильный, вспыльчивый, хорошо охотится, может даже справиться с лосем. Зимой волки живут стаями. У них есть вожак, самый сильный и опытный волк. Когда зимой очень голодно, могут нападать на овец, где жилье человека.
- Волк и лиса - хищники, они питаются животными. Они хорошие охотники, у них чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, острые крепкие зубы. Своих детенышей растят в норе, в логове.
У волка шерсть серая, у лисы рыжая. Волк крупнее, бегает быстрее, потому, что ноги у него длиннее. Волки могут подолгу гнаться за добычей. Лиса подкрадывается незаметно, подкарауливает добычу, заметает следы. Волки не выносят одиночества, охотятся стаями.
- В природе нет вредных и полезных, все нужны друг другу.
- Дети по подгруппам складывают цепочки питания.
- Мыши;
- Мышками;
- Листья.
- - Главные растения.
- Это лесничий;
- Это лесник, человек, который охраняет лес, следит в нем за порядком.
- Лесники знают все о лесе, берегут лес от пожара;
Помогают зимой животным, подкармливают их;
- Охраняют лес от браконьеров;
- Раскладывает в кормушки сено, а лоси уже ждут, хотят подкормиться.
- Соблюдать правила поведения в лесу;
- Беречь лес.
Дети называют:
- не разрушать муравейники;
- не разрушать гнезда;
- не кричать в лесу;
- не брать животных из леса;
- не рвать охапками цветы и др.
Читает ребенок.
- Да, интересно.
Живые пищевые цепочки, лесные звери, труд лесника.
- Весной, летом.