Папки-передвижки

Конспект по ознакомлению с окружающим «Лес-многоэтажный дом»

Зоя Александровна Попкова
Конспект по ознакомлению с окружающим «Лес-многоэтажный дом»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №102»

Конспект

Непосредственно - образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим

Тема: «Лес – многоэтажный дом».

Старшая группа.

Выполнила:

воспитатель первой

квалификационной категории

Попкова З. А.

г. Дзержинск

2014г.

Цель:

1) Дать детям представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим „Лес-многоэтажный дом“» размещена в разделах

2) Уточнить представление о многоярусности смешанного леса, о растениях и животных обитающих здесь.

3) Формулировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи.

4) Расширять представление о леснике.

5) Развивать умение сравнивать и обобщать, делать умозаключения, выводы, развивать речь, мышление.

6) Воспитывать у детей интерес к жизни леса, способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.

Средства:

- кукла «Незнайка»;

- схема – знаки леса;

- картинки животных, растений;

- картины: «Лисица», «Стая волков зимой», «Медвежья берлога», «Зимняя подкормка диких животных»;

- схема – общая пищевая цепочка;

- карточки (пищевые цепочки) у детей;

- наборное полотно;

- мультимедийная техника;

- карточки- символы.

Способы:

Игровой персонаж «Незнайка»; моделирование; наглядный материал (схемы, картинки, картины); художественное слово, вопросы, музыкальное оформление.

Мотивация:

В гости пришел Незнайка, хочет узнать что такое лес?

В группу пришел Незнайка, укутанный шарфом.

- Ребята, посмотрите Незнайка торопится в лес, говорит, что совсем недалеко от детского сада много деревьев растет.

Как вы думаете, найдет Незнайка лес?

- Расскажите Незнайке с помощью схемы и картинок, как узнать лес.

(Выставляю на доске схему «Лес – многоэтажный дом». У детей картинки животных, растений).

- Лес можно сравнить с многоэтажным домом. Какие деревья занимают самые верхние этажи?

- Найдите и поставьте на наборное полотно картинки этих деревьев.

-Ребята, вы согласны, это ель, сосна?

-На этажах пониже какие деревья растут?

(По аналогии предлагаю найти изображения этих деревьев на картинках и поставить на наборное полотно).

- Какие растения растут еще ниже ярусом?

(Задание аналогично 1.2)

- Какие растения занимают нижний этаж?

- На всех этажах живут животные, лес – это их дом. Как же животные расселяются в лесу?

- Итак, кто живет на верхнем этаже?

- Почему вы так думаете?

- Кто живет на нижнем этаже?

- Где живут белка, рысь, филин, сова?

- А где живут дождевые черви, лесные мыши, кроты?

Итак, каждый этаж занимают животные, которые приспособлены жить в условиях своего уголка леса.

- Получается, что растения и животные одного леса связаны друг с другом, живут как одно сообщество.

- Ребята, как по-вашему, мы хорошо объяснили Незнайке, что такое лес?

- Ребята, а вы хотели бы вместе с Незнайкой отправиться в зимний лес?

- Но ведь это очень далеко, поэтому мы отправимся в него не по- настоящему, а как в сказке, и отнесет нас туда волшебный ветерок. Закройте глаза:

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена Ветер листья с веток

Разогнал по свету:

Липовый, березовый Желтый лист и розовый.

Пасмурно, ветрено

Вся земля проветрена Ветер деток унеси

В лесу зимнем опусти.

( Звучит магнитофонная запись: звуки зимнего леса).

- Открывайте глаза, мы в лесу. (Картина «Медвежья берлога»)

- Как здесь тихо, хорошо и приятно дышать свежим воздухом. Можно прочитать стихи о лесе. Кто хочет?

- Можно и поиграть, погреемся немного.

- Ребята, Незнайка постоянно озирается по сторонам, боится встретить медведя. Это может случиться в зимнем лесу?

- Вы правы. Посмотрите, вон там берлога медведя. (Показываю на картине). Даже пар идет из-под снега. Спит медведь. Так, что Незнайка не бойся.

А кого же из зверей можно встретить в зимнем лесу?

(Выставляю картину «Лисица»).

- Кто это?

- Кто она?

- А это кто? (Картина «Стая волков зимой»).

- А если сравнить волка и лису, чем они похожи?

- Чем они отличаются

- Ребята, Незнайка говорит, что ему не понравились лиса и волк, вредные уж больно, охотятся на животных. Так ли это? Как вы думаете?

- Правильно. Ученые - экологи говорят, что лес - это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом, как звенья в цепочке. Ученые называют её - пищевая цепочка.

(выставляю схему)

живая цепочка

Первое звено, это сам лес, его растения со всеми листьями, плодами, шишками;

- Второе звено - все те, кто питается растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки, кабаны, лоси);

- Третье звено - животные, которые поедают тех, кто кормится растениями (жабы, лягушки, лисы, дятел, ежи, синицы);

- Четвертое звено - крупные хищники, которые поедают мелких (волки, ястреб, сокол).

Много таких цепочек в лесу, они сцеплены друг с другом, растения, насекомые, птицы, звери. Отдельно друг от друга им не прожить.

- Найдите такие цепочки питания.

(Даю карточки с изображением растений, животных).

Вопросы:

- Кто любит колоски?

- Чем питается сова?

- Что ест гусеница?

- А как вы думаете, кто же главный в цепочке питания?

Правильно, об этом мы с вами еще поговорим на следующих занятиях. Теперь мы все знаем, что природа сама заботится о лесе. Посмотрите, а это кто в лесу?

(Картина «Зимняя подкормка диких животных»).

- Что делает лесник здесь, в лесу?

-

- Вы дети, мы взрослые, можем как- то помочь лесникам?

- Назовите правила поведения в лесу?

- Послушайте стих-е «Гость в лесу».

- Сейчас, я думаю, нам пора в д/сад с ветерком. Закройте глаза.

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена Ветер деток унеси

В д/сад их отпусти.

- Вот мы и в д/саду. Интересно ли вам было в зимнем лесу?

- Что вас удивило?

- Когда бы вы еще захотели придти в лес?

- Ребята, кто сегодня хорошо запомнил новое о лесе, отвечал на вопросы, правильно выполнял задания, покажите это карточкой - символом.

Почему ты на карточке улыбаешься?

- Почему ты грустишь?

- Ребята, я очень рада, что вы много знаете о лесе, и сумели об этом рассказать Незнайке, что вас интересует жизнь в лесу. Еще много чудес и лесных загадок таит в себе лес, и мы еще не раз в нем погуляем, и тебя Незнайка пригласим.

-

- Нет, не найдет, это еще не лес;

- Лес – это не только много деревьев;

- Лес – это растения, животные грибы;

- Лес – это много разных растений, животных, живущих на одной территории;

- Лес – это многоярусный «дом», в котором много жильцов: растений и животных;

- Лес – это большой дом, где много жильцов, соседей. Они все нужны друг другу.

- Это сосна, ель, пихта.

(Дети находят на картинках изображения этих деревьев и ставят на наборное полотно).

(Дети показывают ответ светофориком).

Липа, клен, рябина, береза, черемуха, дуб.

(Дети находят картинки и выставляют, называя деревья).

- Подрастающие деревья и кустарники: можжевельник, шиповник, малина, смородина.

- Травы и низкорастущие кустарники, черника, брусника, голубика, мох.

- А еще грибы.

(Выполняют задание аналогично 1.2.3.).

- Животные живут на том этаже, где они могут легко передвигаться, находить себе пищу строить убежища.

-Птицы, насекомые.

- Здесь есть для них корм;

- Удобно строить гнезда;

- Легко передвигаться, лежать прыгать.

- Все звери, которые не умеют лазать по деревьям и летать;

- Живут большие, крупные звери, лоси, медведи, лисы, волки;

- Еще живут лягушки, ящерицы, ежи, муравьи.

- Они живут на средних этажах;

- Филин и сова летают;

- Белки делают себе жилье в дуплах деревьев;

- Рысь хорошо прыгает, охотится с деревьев;

- Белки легкие, хорошо прыгают с ветки на ветку, быстро убегают от врагов, находят себе корм.

- Они живут в подвале;

- Они могут хорошо жить в земле

- Их дом в земле.

- Да, хорошо;

- Незнайка понял, что такое лес;

- Незнайка знает, что лес - это и деревья, и животные, и грибы.

- Да, хотим.

- Читают стихи

(Дети под музыку танцуют «Холодно зимой»).

- Нет, зимой медведи спят в берлогах;

- Зимой медведям нет корма, вот они и живут за счет жира, который нагуливают за лето в берлоге.

Медведи питаются лесными ягодами, медом, муравьями, рыбой - а этого зимой нет, поэтому они впадают в спячку, устраивают под корнями дерева берлогу, снег их укрывает.

- Зайца, лису, волка, белку, лося.

- Лиса, лисица.

Она красивая, пышный хвост, рыжая шерсть, узкая мордочка. Лиса быстрая, ловкая, кормится мышами – полевками, птицами, зайцами. Охотится ночью, а зимой и днем.

Зимой голодно, бывает нападает на кур, где жилье человека.

- Это волки, стая волков.

Волк похож на собаку, овчарку, он сильный, вспыльчивый, хорошо охотится, может даже справиться с лосем. Зимой волки живут стаями. У них есть вожак, самый сильный и опытный волк. Когда зимой очень голодно, могут нападать на овец, где жилье человека.

- Волк и лиса - хищники, они питаются животными. Они хорошие охотники, у них чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, острые крепкие зубы. Своих детенышей растят в норе, в логове.

У волка шерсть серая, у лисы рыжая. Волк крупнее, бегает быстрее, потому, что ноги у него длиннее. Волки могут подолгу гнаться за добычей. Лиса подкрадывается незаметно, подкарауливает добычу, заметает следы. Волки не выносят одиночества, охотятся стаями.

- В природе нет вредных и полезных, все нужны друг другу.

- Дети по подгруппам складывают цепочки питания.

- Мыши;

- Мышками;

- Листья.

- - Главные растения.

- Это лесничий;

- Это лесник, человек, который охраняет лес, следит в нем за порядком.

- Лесники знают все о лесе, берегут лес от пожара;

Помогают зимой животным, подкармливают их;

- Охраняют лес от браконьеров;

- Раскладывает в кормушки сено, а лоси уже ждут, хотят подкормиться.

- Соблюдать правила поведения в лесу;

- Беречь лес.

Дети называют:

- не разрушать муравейники;

- не разрушать гнезда;

- не кричать в лесу;

- не брать животных из леса;

- не рвать охапками цветы и др.

Читает ребенок.

- Да, интересно.

Живые пищевые цепочки, лесные звери, труд лесника.

- Весной, летом.

Публикации по теме:

«Роза» на пищевой фольге«Роза» на пищевой фольге Задумавшись о подготовке подарков к наступающим праздникам, я вспомнила о своих поделках из детства, в подарок папе и маме,тогда было.

Коллективная работа «Знакомство с морскими обитателями»Коллективная работа «Знакомство с морскими обитателями» Коллективная работа «Знакомство с морскими обитателями» Цели: Уточнить знания детей о морских обитателях. Совершенствовать мелкую и общую.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с обитателями леса: лисой, зайцем» Знакомимся с обитателями леса Программное содержание. Дать первоначальное представление о лесе и его обитателях: зайце и лисе. Материал.

Конспект занятия по ОБЖ на тему «Опасность при встрече с животными» Цели мероприятия: Образовательные: Объяснить детям опасность при встрече с домашними и дикими животными на улице, научить этой опасности.

Конспект занятия по ознакомлению с природой «Прогулка по лесу с лесной феей» старшая группа Цель: Расширять представление детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный.

Конспект занятия по ознакомлению детей раннего возраста с домашними животными «Идёт коза рогатая» Программное содержание: *Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами. *Дать понятие о величине : большой -маленький,.

Наблюдение за водными обитателями (фотоотчет)Наблюдение за водными обитателями (фотоотчет) Во время экскурсии на водоём мы набрали ведерки с водой, в которой оказалась и ряска. Мы сделали это специально, чтобы провести наблюдение.

Отпускной 2015. Встреча с морскими обитателями.Отпускной 2015. Встреча с морскими обитателями. Аквапарк «Дельфин», в курортном поселке Небуг, один из первых аквапарков, открытых на территории России, находится в Краснодарском крае.

Поделка из пищевой фольги «Королевская лилия»Поделка из пищевой фольги «Королевская лилия» этот красивый цветок подходит для детской коллективной работы,дети будут увлечены в процесс. Хороший подарок к празднику. Для этого вам.

Рисование с помощью кисти и пищевой пластмассовой вилкиРисование с помощью кисти и пищевой пластмассовой вилки Очень интересная техника рисования! Я ещё открыла для себя! Замечательно подходит для маленьких детей![/i] Рисуем изображение, потом с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по ознакомлению с окружающим «Лес-многоэтажный дом»
Опубликовано: 1 октября 2015 в 15:13
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим «Лес-многоэтажный дом»» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Александровна Попкова (УИ 366585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД