Наташа Акименко
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «На полянке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению детей с окружающим
«На полянке»(старший возраст)
Задачи: Знакомство детей с характерными внешними признаками насекомых;
Обогащение и активизация словаря; составление простого предложения с предлогами на, под, над; развитие мышления, зрительного и слухового внимания, мелкой моторики рук, общей координации движений
Воспитание бережного отношения к природе
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром „На полянке“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Оборудование:
Карточки с изображением насекомых; бумажные бабочки на палочках; плоскостные цветы; сюжетная картинка «На полянке»; карточки для моделирования; подборка фотографий для игры «Четвертый лишний»;
музыка «Звуки природы»
1.
- Ребята, вы помните сказку К. И. Чуковского «Муха-цокотуха»? Кого она пригласила к себе в гости? (бабочку, жуков, муравьёв, тараканов, пчелу, блошек, кузнечика)
- Как их всех можно назвать одним словом?
Сегодня я хочу вас пригласить на солнечную весеннюю полянку, где зеленеет молодая травка, цветы кивают нам своими головками, птицы щебечут свои веселые песенки.
Музыка: «Звуки природы»
2. Кто же спрятался на полянке? Отгадайте!
1).От цветка к цветку порхает,
Утомится – отдыхает.
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а нектар собирает. (бабочка) (выставляет картинку)
А знаете, что многие бабочки, так же как и птицы мигрируют (перелетают) в другие края? Весной бабочка откладывает яйца на растениях. Из яиц вылупляются гусеницы, они питаются листьями, потом превращаются в куколку, а затем из куколки появляется бабочка.
( показ последовательности: яйца, гусеница, куколка, бабочка)
У бабочки очень нежные крылышки, если поймать бабочку за крылья, то она от наших пальцев получит ожег и не сможет взлететь, погибнет.
(педагог раздаёт детям бумажных бабочек на палочках)
Дыхательная гимнастика:
Давайте поможем нашим бабочкам взлететь, подуем на них (короткий вдох через нос, не надувая щек, длительный выдох через рот)
Физкультминутка: «Бабочка»
Утром бабочка проснулась. Плавные взмахи руками.
Потянулась, улыбнулась Движения соответственно текста
Раз – росой она умылась,
Два изящно покружилась.
Три – нагнулась присела.
На четыре – улетела.
2) Летит – пищит, сядет – молчит.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар) (выставляет картинку)
- А знаете ли вы, что кусаются только комарихи, а самцы-комары питаются лишь соком растений.
3) Восемь ног, как восемь рук вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк – покупайте мухи шелк. (паук)
(выставляет картинку)
- А знаете вы, что в отличие от всех насекомых, все паукообразные имеют восемь ног, в большинстве случаев 8 глаз, у них нет крыльев и тело разделено на две части.
Пальчиковая игра «Паук» :
На изломанный сучок Левая рука вытянута,
Сломанной осинки ладонь опущена вниз.
Пальцами правой руки выполняем от плеча
левой руки перебирающие движения вниз
С крестиком на спинке Указательным пальцем левой руки чертим
крестик на тыльной стороне правой руки
Свил уютный гамачок, Левая ладонь округлена : изображение «гамачка»
Пальцы правой руки собраны в щепоть,
которую опускаем в «гамачок»
Сам в сторонку – Указательный палец правой руки
И молчок. поднесен к губам.
4) Осенью в щель забивается, а весною просыпается.
(муха) (выставляет картинку)
- Мухи повсюду ищут еду, в разных нечистотах, к ней прилипает много бактерий, которые потом вызывают различные заболевания.
Упражнение на развитие общей и мелкой моторики:
Чай душистый пьем, пыхтим: Дети ритмично потирают ладонь
- Уф-уф-уф-уф-уф-уф. о ладонь горизонтально
Отгоняем веткой мух. Ритмично помахивают рукой
Мух-мух-мух-мух-мух-мух
А они в варенье сели, Ритмично постукиваем пальцем
Ели-ели-ели-ели. о ладонь
Так нам мухи надоели!
Мы варенье быстро съели.
5) На ромашку у ворот опустился вертолет.
Серебристые глаза,
Кто же это?. стрекоза (выставляет картинку)
- А знаете, что стрекоза поедает комаров. Посмотрите, какая она лупоглазая.
Мы сейчас с вами сделаем гимнастику для глаз. Куда стрекоза полетит – туда глаза и повернем, не поворачивая головы.
Зрительная гимнастика: педагог перемещает фигурку стрекозы в разные стороны (слева-направо, снизу-вверх, по часовой стрелке, по диагонали – от цветка к цветку) дети вращают глазами.
6) С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка
Зелененькая спинка. (кузнечик) (выставляет картинку)
- А знаете, что кузнечик стрекочет ударяя (вибрируя) задними лапками о передние крылышки. А слушает кузнечик ушами, которые находятся на брюшке у основания задних лапок.
Подвижная игра «Кузнечик» :
Поднимайте плечики, дети выполняют движения
Прыгайте, кузнечики. соответствующие тексту
Прыг-скок,
Прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
7) Домовитая хозяйка полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком
(пчела) (выставляет картинку)
- Пчела, если укусит человека, оставляет жало и умирает. Человек для пчел строит улья. Дикие пчелы живут в лесу в дупле.
8)Черен, да не ворон, с рогами, да не бык,
Шесть ног без копыт,
Летит – воет, сядет – землю роет. (жук) (выставляет картинку)
- У жука 4 крыла: два верхних внешних жесткие, нижние два – мягкие, легкие, прозрачные.
К жукам относится божья коровка (выставляет картинку). Она защищает растения, поедая таких вредных насекомых как тля.
3.
Игра «Закончи предложение: (показ сюжетной картинки «На полянке»)
Пчела собирает…. (мед) Кузнечик стрекочет в… (траве)
Жук грызет…. (кору) Бабочка порхает над (цветком)
Муха разносит… (болезни) Божья коровка поедает (тлю)
Жук спрятался под… (травинку) Гусеница превратилась в (бабочку)
Придумай предложение про насекомого, которого ты видишь на картинке.
Упражнения на развитие общей и мелкой моторики
Прилетела к нам вчера Взмахи перекрещенными кистями рук
Полосатая пчела. На каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек соединяют пальцы, начиная с мизинца.
И веселый мотылек,
Жук-жучек и стрекоза,
Как фонарики глаза. «Колечки» указательные и большие пальцы
соединены
Пожужжали, полетали, Взмахи перекрещенными кистями рук.
От усталости устали Дети кладут руки на колени
4.
- Давайте, ребята, теперь обсудим, кто же такие насекомые, и чем они отличаются от других живых существ.
Педагог поочередно выставляет модели, проговаривая с детьми.
У насекомых есть голова, туловище, крылья, 6 ног, брюшко, вместо рта хоботок. Они бывают разной окраски. Питаются травой, пыльцой, некоторые поедают вредных насекомых. Живут в траве, в коре деревьев, в муравейниках, дуплах. Появляются из личинок.
5.
Игра «четвертый лишний»
На экране поочередно появляются фотографии с изображением насекомых, среди них проскакивают фотографии животных, птиц, рептилий… Дети должны назвать лишние картинки.
6.
Скажите, друзья, нужны ли насекомые на земле, ведь многие из них кусаются, разносят болезни, губят растения?
На земле, в природе всё взаимосвязано, всё что создано природой, всё нужно. Без насекомых погибли бы птицы, не расцвели бы цветы, ведь насекомые их опыляют, перенося на своих мохнатых лапках пыльцу. Без насекомых не было б так красиво на Земле.
Хотите, я вам покажу, какие они все разные и красивые?
Показ слайд-шоу о насекомых (звучит музыка)