Елена Ходячих
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы «Вода и её свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Теме: Вода и её свойства.
Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности детей.
Количество детей : подгруппа
Цель: Совершенствовать представления детей о воде.
Задачи:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах (не имеет формы, не имеет вкуса, цвета и запаха, способна растворять некоторые вещества, формах и видах воды.
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной группы „Вода и её свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили.
• Уточнить и закрепить знания детей о значении воды.
• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
• Ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная; развивать у детей связную речь, обогащать словарь детей существительными, прилагательными; упражнять в употреблении глаголов, точно отражающих действие: налить, перелить, вылить…
• Воспитывать бережное отношение к воде; уточнить знания о том, что вода – ценный природный дар, воду надо беречь.
• Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами.
• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
• Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Методы и приё мы:
1. Наглядный (карточки, символы «Кому нужна вода»).
2. Практический (опыты).
3. Словесный (рассказ воспитателя, беседы, вопросы поискового
характера).
Материал и оборудование:
• Карточки с изображением тем исследований.
• Карточки с изображением методов исследований.
• Символы, обозначающие свойства воды.
• Памятка «Берегите воду!», «Есть на свете такое Чудо – вода».
• Прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы.
• Мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, полоски бумаги, краски, кисточка, вата, воронка, растительное масло, салфетки, слайды на тему: «Вода».
• Кувшин с водой, соломенная трубочка.
• Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.
Ход занятия:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Формирование положительной мотивации Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!
Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? Дети: (Вода)
Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Воспитатель: Кому и зачем нужна вода? Ребята, а что было бы, если бы не было воды? Что бы произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь. Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы более подробно ознакомимся с ее свойствами, но сначала я предлагаю вам поиграть в игру «Вода в окружающей среде». (Детям предлагается набор карточек, из которых они должны выбрать то, что является водой: лед, снег, дождь, облако, озеро, море, морозные узоры, иней, туман).
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? Дети: Вода – это жизнь. Для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Воспитатель: Да, без воды все живое на земле погибнет. А хотите больше узнать о воде? Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Тогда подходите к столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды, где мы узнаем с помощью опытов, какой бывает вода.
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня мы с вами превратимся учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Что это? Дети: вода
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая? (жидкая) А в каком ещё состоянии может быть вода? (в твёрдом, лёд). Дети: вода – это жидкость (она течет, ее можно наливать).
Воспитатель: Что можно делать с водой? Дети: Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Вывод: правильно ребята вода – это жидкость, она течет, ее можно наливать во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: А чтобы вы запомнили, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске)
Опыт 2. «Какой формы вода?» - На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку.
Воспитатель: Форма, которую принимает вода, меняется? Дети: – Да.
Воспитатель: Значит, какой вывод из этого можно сделать?
Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать в посуду разной формы, при этом вода принимает форму этой посуды. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. И так вода не имеет формы.
Воспитатель: А чтобы вам, ребята легче было это запомнить, я приготовила символ (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 3. Какого цвета вода?
Воспитатель: ребята, а как вы думаете какого цвета вода? Дети: белого (голубого).
Воспитатель: вот сейчас мы это и проверим. Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.
Воспитатель: какого цвета молоко? Дети: белого.
Воспитатель: а можно сказать про воду, что она белого цвета? Дети – нет (да).
Воспитатель: давайте проверим (ложку опускает в стакан с водой).
Воспитатель – ребята, посмотрите через воду ложку видно? Дети: да.
Воспитатель: давайте посмотрим, будет ли видно ложку в стакане с молоком? (опускает ложку в стакан с молоком).
Воспитатель: ребята, видно ложку в стакане с молоком? Дети: нет.
Вывод: через воду ложку видно, а через молоко – не видно. Значит вода прозрачная жидкость.
Воспитатель: ребята из этого опыта можно сделать вывод, что вода бесцветная. И чтобы вы легче запомнили я приготовила символ (вывешивается на доске).
(Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Воспитатель: ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Дети: да.
На столе у воспитателя 2 стакана с водой и краски (красного и желтого цвета).
Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебную краску и мы увидим, что произойдет с водой (добавляет краску в воду). Ребята, изменила вода свой цвет?
Дети: да.
Воспитатель: какого цвета вода стала в первом стаканчике? Дети – красного.
Воспитатель: правильно вода стала красного цвета. Какого цвета стала вода во втором стаканчике? Дети – желтого.
Воспитатель: правильно вода стала желтого цвета. Ребята теперь повторите этот опыт сами. Возьмите краску, положите в стакан с водой и перемешайте ложечкой.
(дети выполняют опыт). Воспитатель: можно сделать вывод, что вода меняет цвет в зависимости от того, что в нее положили. Чтобы легче было запомнить, я приготовила символ (вывешивается на доске).
Физкультурная минутка
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Дети: нет.
Воспитатель: а теперь понюхайте кофе. У кофе есть запах? Дети: да.
Воспитатель: правильно у кофе есть запах, а у воды нет.
Вывод: Вода не имеет запаха, но она может менять свой запах (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Воспитатель: Давайте еще раз сделаем выводы (поглядывая в карточки-символы) .
• Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить. И еще она всегда принимает форму той посуды, в которую мы ее наливаем.
• Вода бесцветная. Но может менять свой цвет (если в ней что-нибудь растворить, например краску).
• Вода безвкусная, но может менять свой вкус (если в ней что-нибудь растворить, например сахар, кофе).
• Вода не имеет запаха. Но может его менять.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Итог занятия.
Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, многое о ней узнали. Давайте вспомним, для чего нужна вода и кому? Ответы детей.
Воспитатель: Да, дети, вода нужна всем : и животным, и людям, и растениям.
Воспитатель: молодцы ребята!
А сейчас давайте подойдем к доске и еще раз вспомнить, о каких свойствах воды мы сегодня с вами говорили.
Вода – это жидкость
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А сейчас, дети, скажите, что вам понравилось на занятии?
Закончить занятие я хочу стихотворением Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!