надежда лопандина
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры «Праздники в нашем доме»
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области с 2009 года преподается в рамках дополнительного образования православная культура. Руководитель Лопандина Надежда Павловна - педагог дополнительного образования (высшее филологическое образование). Работает по авторской программе "Возрождение".Обобщен опыт работы по духовно - нравственному воспитанию в ДОУ на всероссийском образовательном форуме в городе Кострома (2011 год).Участники педагогического процесса по духовно - нравственному воспитанию - воспитанники 5-7 лет, педагоги ДОУ, родители воспитанников (законные представители).
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию: ознакомление с основами православной культуры „Праздники в нашем доме“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ и занятия во внеурочной деятельности в начальной школе.
Автор: Лопандина Надежда Павловна
Педагог дополнительного образования МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь ул. Шоссейный пр-д, д. 10; e-mail : lebds3@yandex.ru; тел. 8(47466)54846
Педагог дополнительного образования МБОУ гимназия №1 г. Лебедянь ул. Антонова, д. 14; e-mail : leb-gimn1@yandex.ru; тел. 8(47466)52074
Тема: «Праздники в нашем доме. День рождения, именины»
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, безопасность, социализация.
Программные задачи. Раскрывать перед воспитанниками значение имени для человека; дать каждому ребёнку знание о святом покровителе, чье имя он носит; закреплять такие понятия как святой, Ангел-Хранитель, день Ангела, именины; развивать познавательную активность, коммуникативные навыки и творческие способности детей; на примерах жизни святых покровителей; воспитывать у детей христианские добродетели и стремление следовать им в жизни. Воспитывать любовь к родной культуре.
Оборудование: мультимедийная установка, картины, семейные фотоальбомы, аудизаписи песен «Алеша» (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» (муз. Э. Колмановского, сл. К. Манменкина).
Ход занятия.
Дети рассматривают фотоальбомы и рассказывают о семейных праздниках.
Чтение стихотворения.
-Почему и отчего Почему и отчего
К нам пришло веселье, Лампы светят ярко,
Ведь еще не Новый год И кому – то в этот день
И не новоселье! Дарим мы подарки!
Но не зря нам сейчас И не зря в этот час
Весело с друзьями. Пироги с вареньем.
Что у нас? Что у нас? А у нас, а у нас
Отгадайте сами? Праздник-(день рождения)
- Сегодня мы поговорим о праздниках в нашем доме : День рождения, именины. Дети, как в вашем доме отмечают День рождения?
- На День рождения приходят гости. К нам на занятия тоже пришли гости.
Выходит Василиса:
Здравствуйте, гости! Милости просим!
Дай Бог тому, кто в нашем дому.
Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем!
Василисою Премудрою зовусь, Вам сегодня низко поклонюсь!
Воспитатель :
Принимайте гостей, с ними будет веселей.
Сценка «День рождения» :
Лиса: (поёт) :
Я веселая лисичка, я Лисичка- всем сестричка,
Хвостик рыжий у меня, посмотри, как хороша.
Я на праздник так спешу, опоздать я не хочу.
Игры, пляски там, веселье и хорошее настроение.
Еще раз взгляну на приглашение. (Достает приглашение) Ой, какое красивое! (Читает) Приглашаю на веселье ко мне домой на день рождения.
Лиса рассматривает корзину:
Я корзиночку купила,
В неё подарок положила. Здесь чудесная игрушка,
Будет рада ей Танюшка.
Летит воробей:
Весну очень я люблю, о весне и я пою.
Распускаются цветы, поют звонко соловьи.
Я порхаю целый день, червяков искать не лень.
Но немного я грущу, я друзей иметь хочу.
Лиса:
Привет, дружочек Воробей, слёзы вытри поскорей
Воробей:
Ты сказала мне «дружок», повтори еще разок.
Лиса: Ты теперь дружочек мой, я возьму тебя с собой.
У Танюши день рождения. Таню очень я люблю, ей подарочек несу.
Воробей:
Ах, как здорово, Лиса. А что же подарю ей я?
Может зернышко свое? Утром я нашел его.
А, быть может, червячка? Земляного, вкусного.
Лиса:
Червяков не ест Танюшка, наша милая подружка.
Лучше песню сочини и ей песню подари.
Воробей:
Чик - чирик! Чик - чирик! Ах, какое наслаждение, что лечу на день рождения.
Лиса:
А вот и Танюша! Посмотри сколько у неё гостей!
Лиса и Воробей:
С днем рождения поздравляем! Много радости желаем! (Дарят подарки)
Таня:
Спасибо, друзья!
Воспитатель :
Ребята, а мы с вами давайте споём Тане «Каравай».
- У каждого из нас есть день, когда мы с вами родились. Ребята, а вы знаете, когда ваш день рождения? Кроме дня рождения, у каждого из нас есть особый день, праздник - это именины.
Беседа об именинах:
Именины – день, когда церковь празднует святого, в честь которого мы носим имя. Рождаясь в мир, человек получает имя. Родители часто выбирают имя заранее. Имя есть у каждого человека. Имена не нужно придумывать; большинство имен существуют тысячи лет. Сотни имен издавна хранит церковная книга - месяцеслов. Имена принадлежат великим святым и расположены по дням и месяцам года. Много сотен лет на Руси, по решению родителей младенца крестят и дают ему имя святого.
Рассматривание картины И. Тупылева «Крестины»
Ребенок:
На Руси крещение было большим праздником. Художник изобразил на картине чашу - купель, в которой священник окунает младенца три раза. Какая одежда у людей?
Рассматривание картины Макарова “Крещение”
Ребенок:
Издавна в народе живет вера, что этот святой, в честь которого мы носим имя - наш покровитель, заступник на всю жизнь. Он помогает в трудные минуты жизни. Полезно знать день памяти святого, имя которого мы носим, потому что - это день именин. Именины- этот день называют еще Днем Ангела. При крещении Господь каждому дает Ангела Хранителя.
Показ изображения Ангела - Хранителя (икона) :
Ребенок:
Ангел- это помощник Бога. Люди по-разному представляют этого служителя. Ангелов изображают с крыльями, потому что они летают и несут весть Богу.
Стихотворение “Ангел”
-Как автор называет в стихотворении Ангела?
-У тебя есть Ангел Божий А когда ты непослушен
Светлый, верный, лучший друг. Он расстроен и грустит.
Он всегда придет на помощь, От упрямых и врунишек
Если что случится вдруг. Ангел может отойти,
Ангел рядышком с тобою А тебе такого друга
И невидимо хранит, В целом мире не найти.
-Что делает Ангел? От каких детей Ангел может отойти? Ангел Хранитель как бы излучает добро и свет, но не может заставить все время быть хорошим. Если человек делает добрые дела, старается быть честным и послушным, то Ангел помогает ему, а если человек поступает плохо, то Ангел отворачивается от него.
Изображение Святой Ольги.
Ребенок:
Каждое имя имеет значение. Святая Ольга- святая, великая (сканд.) Изображение Александра- защитника.
Ребенок:
Святой Александр- защитник людей (греч.)
Изображение Святой Татьяны. Ребенок: Святая Татьяна – устроительница, учредительница (лат.)
- Как празднуют день рождения вы знаете. А как нужно праздновать именины мы узнаем из рассказа “Именины”.
Чтение и анализ рассказа “Именины” ( Ангел Хранитель: Сборник рассказов)
«Близился день именин Лизы. Что ей подарят в этом году? Вечером мама позвала Лизу:
- Ты теперь большая девочка-, сказала она, – Ты должна знать, что значит день именин. Это день твоего Ангела, день, когда церковь прославляет святую Елизавету, имя которой ты носишь. Завтра мы пойдем в храм, ты постарайся вспомнить обо всем плохом, что ты сделала и постарайся набраться решимости никогда больше так не поступать.
Утром Лиза проснулась раньше всех. Рядом с кроватью Лизы стоял стол с подарками. Лиза стала смотреть подарки. Там был крендель от тети Ани, большая кукла от папы, чайная посуда от мамы, лото от Феди, и несколько книжек с картинками.
Лиза прижала к себе куклу и танцевала вокруг столика. Потом Лиза в белом платье и с белыми бантами в косичках была в церкви. Когда Лиза причащалась, она затаила дыхание и старалась не думать о плохом. Все люди в церкви стали для нее милыми и Лизе захотелось сделать всем что-нибудь приятное, подарить что-нибудь. Она извинилась, когда толкнула тетю, уступила дорогу старичку с палочкой. Всех-всех она жалела и любила в эту минуту. Весь этот день был хорош. Были гости, сладкий пирог, играли в саду. Но ложась спать и вспоминая свои именины, Лиза почувствовала, что все-таки самое лучшее было в церкви, когда она полюбила всех людей. И ей показалось, что она чуть-чуть не увидела своего Ангела. Мама сказала ей, что Ангелов люди не могут видеть, но могут чувствовать глазами своего сердца.»
- Как мама объяснила Лизе, что значит день именин? С чего начались именины Лизы? Куда пошли героиня рассказа? Что произошло с Лизой в церкви? Как праздновала Лиза свои именины? Увидела ли Лиза своего Ангела Хранителя?
- Не только люди носят имена святых, но и многие города названы в честь святых: (изображения городов на экране) рассказывают дети:
- Город Александров: назван в честь святого князя Александра Невского- защитника Земли Русской.
Екатеринбург: Носит имя святой Екатерины.
Владимир: Святой Владимир- князь, который крестил Русское государство.
Изображение памятника русскому солдату в Болгарии:
-Многие поэты и композиторы сложили песни, в которых звучат имена Святых.
Слушание песни “Алеша”, «Катюша».
-Прослушайте отрывок из песни и назовите имя, которое звучит в песне? А знаете ли вы о своих святых, имена которых вы носите? В день именин люди посещают храм. А что такое храм?
Вывод: Каждый человек должен знать, в честь какого святого он носит имя, жизнь святого и день, когда празднуется память святого.
- Рассказ ребенка о своем святом покровителе.
-Человек своими добрыми делами должен украшать свое имя.
Чтение стихотворения Н. Григорьевой “Не имя красит человека”.
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей-
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?
- Спориться так неприлично,-
Няня нам совет дала. -
И не имя красит личность-
Красит имя лишь делаю
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать.
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же ваши, знайте-
Все красивы- спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
- О каких праздниках мы поговорили. В честь какого события отмечается день рождения, именины? Как по-другому называют именины?