Кириллова Татьяна Ивановна
Конспект занятия по безопасности дорожного движения «Колесо удачи»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Тисульский детский сад №4
структурное подразделение Тамбарский детский сад
КОНСПЕКТ
Интегрированного занятия по безопасности дорожного движения
«Колесо удачи» по ПДД с детьми разновозрастной группы (5 -7лет)
Воспитатель: Кириллова Татьяна Ивановна.
Пояснительная записка
Публикация «Конспект занятия по безопасности дорожного движения „Колесо удачи“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
В современном мире в век автомобилей и высоких скоростей нелегко всем, а особенно ребенку, начинающему осваивать азы дорожной азбуки. Как отмечают сотрудники ГИБДД, чаще всего в критических ситуациях на дорогах страдают дети. С каждым годом проблема детского травматизма становится острее. Каждое десятое ДТП происходит с участием детей.
Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Избежать этих опасностей можно путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на дорогах.
Конспект ООД «Колесо удачи» по ПДД разработан для детей старшей группы. Конспект составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой муниципального дошкольного образовательного учреждения Тисульского детского сада №4 разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Е. Н. Вераксы. Данное занятие способствует формированию, знаний, умений и практических навыков безопасного поведения детей на дороге, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу. Достижение поставленных задач ООД построено на основе интеграции следующих видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыки.
Тема: «Колесо удачи» по ПДД
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», физическое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыки.
Цель: Повышать интерес детей к изучению правил дорожного движения.
Задачи:
– в игровой форме закрепить знания по ПДД;
– углубить знания по ПДД на улице и дороге;
– расширять знания детей о видах транспорта; – довести до сознания детей, к чему может привести нарушения ПДД;
– способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность;
– формировать положительное эмоциональное настроение детей.
Планируемые результаты: Знает и соблюдает правила безопасного поведения на улице и в транспорте, правила дорожного движения; понимает значение сигналов светофора; узнает и называет дорожные знаки. Знает их назначение.
Подготовка к занятию : телевизор, игрушка-волчок, письмо в конверте, звуковая запись карточки с дорожными знаками,2 детских рюкзачка, медали.
Предварительная работа: Целевая прогулка по улице села, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы.
Рассматривание иллюстраций, картинок;
Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным».
Подвижные игры : «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
Сюжетно- ролевая игра: «Моя улица».
Разбор ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?»
Ход занятия
(под музыку «Песенка Свистулькина» В. Шаинского, входит взрослый в костюме Светофора, вместо трёх цветов у него пустые круги)
Светофор:
Ох, напали силы злые,
Ох, мне плохо, ох, тоска!
Пока я спал, у меня украли
Мои три заветных огонька…
А без них царю никак,
Наступил в моей стране – бардак!
(звуки сирены, визг тормозов, аварии)
Светофор:
Все машины перебиты,
Столько раненных, подбитых!
Ох, авария опять! Нужно меры принимать!
Вы, ребята, мне помогите,
И три заветных огонька верните!
А если вернёте их, страна моя будет рада,
И ждёт вас всех тогда – Царская награда!
Воспитатель:
В стране «Светофории» беда, ну что ж, поможем им, ребята? (да)
Ваше Величество Светофор, вы можете пока отдыхать, а мы попробуем ваши три огонька отыскать!
(светофор уходит)
Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит не просто Светофору и его стране помогать, но и показать свои знания по правилам дорожного движения, а поможет нам в этом игра- викторина «Колесо удачи». Я предлагаю разделиться на две команды. Первая команда будет называться «Светофорики», а вторая «Зебрята» Итак, давайте начнём играть и задания разные выполнять! (ребёнок подходит к столику, крутит волчок, воспитатель берёт письмо и читает задание)
1 Задание:
«Бабе Яге помогите и первый огонёк получите!»
И так, встречаем Бабу Ягу!
(на экране появляется баба Яга и говорит)
Баба Яга:
Здравствуйте, юные пешеходы!
Знаки дорожные я совсем не понимаю,
И на своей метле постоянно в аварии попадаю,
Касатики, милые, вы меня знакам обучите,
И за это свой первый огонёк получите!
Загадки мои про знаки отгадайте!
Презентация «Загадки от бабы Яги» на экране
(команды по очереди отгадывают загадки, правильно называют знак и находят его среди всех остальных)
(воспитатель следит за ответами, подводит итоги, и команда, которая больше всего дала правильных ответов получает жетон: команда «Светофорики» получает машинки, а команда «Зебрята» получает маленькие дорожные знаки).
Воспитатель: Молодцы! С первым заданием бабы Яги справились! А давайте ещё
научим бабу Ягу различать все знаки и делить их: на запрещающие и разрешающие. Предлагаю поиграть в игру – «Дорожный рюкзачок»
Игра «Дорожный рюкзачок»
Материал: 2 детских рюкзачка, дорожные знаки разных групп. На столе лежат картинки со знаками запрещающими и разрешающими. Каждая команда должна собрать в свой рюкзачок запрещающие и разрешающие знаки. Чья команда быстрее, та и получает жетон.
Баба Яга: Спасибо вам, ребята, теперь я буду знать знаки не только для пешеходов, но и для водителей, и не просто знать, но ещё их и различать! Как- никак, я водитель ступы! Бабушку Ягу вы, многому научили, и за это награду
заслужили! Огонёк вы свой получайте, и дальше свой путь продолжайте! До свидания! (на экране появляется красный огонёк светофора)
Воспитатель:
Молодцы ребята, мы с вами нашли красный огонёк Светофора!
Два огонька нам предстоит ещё отыскать, подскажите какие? (ответы детей) предлагаю выполнять задания дальше.
(ребёнок крутит волчок, воспитатель берёт письмо и читает задание)
2 задание:
«Письмо поскорей почитайте, и мои задания выполняйте!»
Это письмо со следующим заданием нам прислала Бабушка-сказочница.
(воспитатель читает письмо)
Здравствуйте, дорогие мои ребята, пишет вам Бабушка- сказочница. Хочется мне, узнать друзья, хорошо ли вы, сказки знаете? (да) Я вам буду вопросы задавать, а вы должны мне, правильно транспорт из сказки называть!
Вопросы команде «Светофорчики»
1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)
2. Какой вид транспорта подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)
3. На чём летал старик Хоттабыч? (на ковре – самолёте)
4. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной (на поезде)
5. На чём добралась Золушка во дворец на бал? (на карете)
Вопросы команде «Зебра»
1. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (велосипед)
2. Личный транспорт бабы Яги? (ступа)
3. Ехали медведи на (велосипеде, а за ним комарики на (воздушном шарике)
4. На чём увезла Снежная королева Кая? (на карете)
5. На чём летал Незнайка на луну? (на ракете)
Воспитатель: Ребята, Бабушка - сказочница будет очень рада, что вы много сказок знаете.
Появляется Незнайка:
Ха! Сказки они знают! А вот в машинах точно не разбираются, не то, что я! Вот
например:
Если горло заболело,
Пожарных вызывай ты смело!
Быстренько приедут они,
На грузовой машине «03»!
Воспитатель:
Так, так» Нам всё ясно» Ты, Незнайка, совсем не разбираешься в машинах и не
различаешь грузовой транспорт от пассажирского! А хочешь, ребята тебя научат?
Незнайка: Не надо меня учить, я итак всё знаю, вот давайте с вами поиграем!
Игра «Транспорт»
Командам и Незнайке раздаются карточки с изображением разного вида транспорта. Под музыку все танцуют, а по окончании музыки нужно встать к стойке с картинкой своего вида транспорта: грузовой, специальный, пассажирский. Кто быстрей и правильнее.
(воспитатель проверяет задание, Незнайка выполнил не правильно, дети его исправляют)
Незнайка: Ой, ребята, я опять торопился, никого не слушал и всё перепутал! Мне так стыдно….
Воспитатель: Ничего страшного, Незнайка, не расстраивайся! Ты к нам в гости чаще приходи, и мы тебя научим не только виды транспорта различать, но и правила дорожного движения знать!
Незнайка: Я понял, что без знаний, ну никак нельзя! Я обещаю, что буду учиться, чтобы много интересного узнать, и за всё я вам хочу огромное спасибо сказать! Сейчас же я быстро в библиотеку побегу, но сначала вам огонёк жёлтый верну! Держите! (на экране появляется жёлтый огонёк светофора)
Воспитатель: С заданиями быстро справились мы, и вот второй огонёк нашли! А сейчас я предлагаю командам немножко отдохнуть.
Физминутка:
Мы по улице шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело, мы идём вперёд,
Где пешеходный переход!
Когда дорогу перешли
Можно прыгать - раз, два, три! (шаги на месте и прыжки под счёт)
(ребёнок крутит волчок, воспитатель берёт письмо и читает задание)
3 задание:
«Внимание! Видео вопрос! На экран внимательно смотрите, и ошибку быстро найдите! Нужно подумать, не спешить, и ошибку эту объяснить!»
Воспитатель: на экране показаны ситуации с нарушением правил дорожного движения и правильные. Ребята, нужно найти картинку с нарушением и объяснить.
Воспитатель: Молодцы! (за правильные ответы команды получают фишки)
(на экране появляется зелёный свет светофора)
Воспитатель: Посмотрите, а вот и третий – зелёный огонёк! Мы с вами нашли все три волшебных огонька царя Светофора! (на экране появляется картинка с тремя цветами светофора).
Под музыку выходит царь Светофор, а вместо пустых кругов у него три цвета светофора
Воспитатель:
Ваше Величество, Царь Светофор! Мы много выполнили заданий, и огоньки ваши отыскали.
Светофор:
Спасибо вам, ребята, за помощь!
На дорогах с давних пор
Я хозяин- Светофор!
Вы нашли три огонька,
Я представляю их друзья!
Воспитатель:
И опять с тех давних пор
Царь – Великий Светофор,
На посту своём стоит
И страной руководит.
Чтобы все без исключенья,
Знали правила движенья.
И не только твёрдо знали,
Но всегда их выполняли!
Да, я думаю, что пора подвести итоги нашей игры!
Светофор, ты мне фишки помоги посчитать, а вам, ребята, предлагаю пока поиграть!
Игра – разминка «Светофор» (муз. запись)
Светофор: Все сегодня были молодцы, и расстраиваться никому не надо, всех вас ждёт от меня награда!
(воспитатель объявляет результаты игры, Светофор награждает победителей медалями).
Ребё нок: Чтобы взрослым, чтобы детям, без аварий жить на свете,
Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!
Список литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» : Просвещение, 2007г.
2. К. Ю. Белая «Я и моя безопасность» Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная пресса, 2010г. - 48
3. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах» : методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
4. Т. Г. Храмцова «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста». Учебное пособие. – М. : педагогическое общество России, 2005г.