соловьева наталья
Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской активности. Тема: «Живая земля»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия.
Тема : «Живая земля» Старший дошкольный возраст
Соловьева Н. А., воспитатель по реализации программ развития
МБДОУ «ДСОВ№135»
г. Братск, Иркутская Область.
Форма работы: экспериментирование
Вид деятельности: познавательно-исследовательская
Цель: Углублять представления о существенных характеристиках свойств и качеств различных материалов
Публикация «Конспект педагогического мероприятия по развитию познавательно-исследовательской активности, Тема: „Живая земля“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Интеграция образовательных областей: познание, труд
Задачи:
Познание : развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (через экспериментирование и практическую деятельность, дать детям возможность познакомиться со свойствами почвы, песка, глины, камней и овощей, упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать вывод; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, радоваться результатам коллективного труда;
Художественное творчество: развивать детское творчество;
Музыка: формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировке песен.
Коммуникация: формировать коммуникативные навыки при совместной работе;
Безопасность: формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека предметам
Предварительная работа
-Просмотр видеофильмов «Планета Земля», «Рапсодия природы»
-Опыты, эксперименты, исследования воздуха, воды на предыдущих занятиях.
-Познавательные занятия из цикла «Секреты природы»
-Дидактические, подвижные, речевые игры, связанные с природой.
-Домашнее задание: разучивание пословиц, поговорок о земле.
-Измельчение овощей на терке, миксере для получения сока.
-Исследование глины, песка, камней, изготовление схем детьми
Материалы и оборудование
Для экспериментирования: макет со слоями земли, контейнеры с песком, глиной, камнями, почвой (на 9 детей, стаканы с водой; (9шт, трубочки для коктейля, бумажные салфетки, лупы. Для игрового приема: «Волшебная коробка» (с двойным дном). Для труда: контейнеры с измельченными овощами (свекла, морковь, петрушка, капуста краснокочанная, ступка, деревянные ложки,5 тарелок, 10 мерных стаканов, марлевые салфетки, ситечки. Для художественного творчества: ватман; ватные тампоны, вода, салфетки. Карточки, схемы с последовательностью, способами изготовления краски из природных материалов. Музыкальное сопровождение: Магнитофон, Русская народная мелодия «Земелюшка-чернозем», Релаксационная музыка, Музыкально ритмическая разминка «Солнышко», Песня группы Земляне «Прости Земля»
Ход
Игровой момент: Для привлечения внимания детей, которые занимаются самостоятельной игровой деятельностью в группе воспитатель показывает детям коробочку и спрашивает у детей: «Как вы думаете, что у меня может быть в этой коробке?» (выслушать предполагаемые ответы) «Вы сможете узнать это если отгадаете загадки.»
Воспитатель загадывает загадки: 1. Кто на свете всех богаче, 2. Что на свете всех жирнее, 3. Ни кого не родила, а все мамой зовут, 4. Меня бьют, колотят, ворочают и режут, а я все терплю и всем добром плачу? (земля) Беседа: Верно, ребята, есть на свете чудо - это земля. У слова «земля» есть несколько значений. Что означает это слово? (выслушать и обобщить ответы детей). Первое значение этого слова означает, что это наша планета Земля, а второе значение означает верхний слой поверхности нашей планеты. А как вы думаете, что произойдет если положить в неё зернышко пшеницы? (оно в колосок превратится). В колоске том этих зернышек уже не одно, а двадцать. А если положить в эту кладовую одну небольшую картофелину? (через, несколько месяцев мы сможем выкопать из этой кладовой целое ведро крупного картофеля). А попадет в эту чудесную кладовую кедровый орешек, полежит немного – глядишь? (стоит там через несколько лет могучее дерево).
Это не сказка, а чудесная кладовая есть на самом деле- это наша кормилица земля. Почему в народе её так называют- «матушкой», «кормилица»? (выслушать ответы детей и предложить сказать о земле пословицы).Давайте скажем нашей земле несколько хороших слов –пожеланий. Знаете, от добрых слов она может превратиться в волшебную почву –«живую землю», на которой все оживает. Давайте посеем в нее вот эти зернышки. Накроем коробочку салфеткой и поставим в сторонку. Пусть наша почва отдохнет и может быть произойдет с ней какое-нибудь чудо, а мы поиграем с вами в игру.
Хоровод «Земелюшка - чернозем» (1 куплет) Ребята, вы хотите узнать и обследовать землю и её свойства. Мы с вами уже исследовали свойства воды, воздуха и я предлагаю вновь стать исследователями и пройти в нашу лабораторию. Перед нами стоят такие задачи:(воспитатель предлагает детям прочитать карточки) 1- почему землю называют «чудесной кладовой» 2- из чего состоит земля 3-почуму её нужно беречь. Дети подходят к первому столу, где стоит макет с изображением верхних слоев земли. Что это? Как по научному называют землю, которая находится у нас под ногами (почва) Какие слои почвы вы знаете (плодородный слой, песок, глина, камни) Воспитатель предлагает исследовать плодородный слой почвы. Давайте, обследуем все слои по отдельности:
Исследование песка. Предложить детям рассмотреть песок. Для этого раздаются лупы. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки друг на друга? Какие они? Предложить взять песок в ладонь попробовать пересыпать его в мисочку. Хорошо он сыпется? Какой песок? Дать детям трубочки и предложить подуть на него, что получилось? Предложить детям положить на песок бумажную салфетку и прижать её ладонью. Убрать салфетку с песка и посмотреть, что на ней осталось? Осталась салфетка сухой? Почему? Предложить смочить песок и посмотреть, что с ним произойдет. Куда делась вода? Попробуйте теперь пересыпать песок в мисочку. Получилось? Почему?
Дети делают выводы: песок состоит из множества маленьких песчинок, они разные. Песок сухой – сыпучий, а мокрый липкий, потому что его песчинки склеиваются от воды между собой. Почву, где много песка называют песчаной.
Исследование глины (в сравнении с песком) Дети рассматривают глину в лупу. Какая она? Предложить потрогать помять глину. Какая она на ощупь Давайте завернем её в салфетку. Что мы видим? Делаем вывод: что в глине есть вода. Предложить подлить еще воды и посмотреть хорошо ли глина впитает её в себя. Дети объясняют, что происходит. (вода плохо проходит сквозь глину). Дети делают выводы: глина твердая, мягкая, липкая, пластичная и не пропускает влагу. Почву, где много глины называют глинистой.
Исследование камней: Дети рассматривают камни. Стучат друг об друга. Что мы можем сказать о камнях? какие они? Дети рассматривают камни в лупу. Видно ли каждую частичку у камня? Почему? Предложить обернуть салфеткой. Что мы видим? Дети наливают воду на камни, что происходит? Делают вывод: камни твердые, крепкие, разные по цвету и форме. Они не впитывают влагу в себя. Почва, где встречается много камней, называется каменистой.
Исследование почвы: (плодородный слой) Воспитатель объясняет, что здесь находится особая земля- почва. Предлагает детям исследовать её. Дети рассматривают почву в лупу. Рассказывают, что они там видят. Дети дуют на землю из трубочки. Пересыпают её из миски в миску. Прикладывают к ней сухую салфетку. Поливают почву водой. Опускают почву в банку с водой. Делают вывод: почва состоит из разных частиц, корешков, травинок, веточек…она мягкая, рыхлая, влажная, хорошо впитывает влагу. И в ней есть воздух. Такая почва называется плодородной.
Воспитатель: Что согревает, освещает нашу Землю? (ответы детей) Верно, без солнца на земле все бы погибло. Солнце играет большую роль для всего живого и мы его очень любим. Давайте немного отдохнем и поиграем. Музыкально ритмическая разминка «Солнышко»
Рассказ воспитателя: Ребята, а вы знаете, что у Земли-планеты есть праздник - «Всемирный день Земли» (21марта) и у земли, как у почвы есть особый день и он называется Духов день. С давних времен эти праздники отмечаются как Дни рождения земли. А на День рождения принято дарить подарки. Я предлагаю вам нарисовать её портрет. Но для этого мы будем использовать только природные краски, то есть те краски, которые подарила нам сама земля.
Воспитатель приглашает детей к столу, где лежат заранее измельченные детьми овощи (свекла, морковь, зелень петрушки, краснокочанная капуста, шелуха лука). Как вы думаете, какие цвета красок мы сможем получить из этих овощей? (выслушать и обобщить ответы детей). С помощью чего мы можем извлечь краску? Детям предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать и с помощью разных приспособлений изготовить краску. Изготовление краски: Дети самостоятельно находят решение: протирают овощи через сито, толкут в ступке, отжимают прессом, процеживают через салфетки-фильтры. Анализируют свои действия, делают выводы. (на протяжении работы детей звучит тихая релаксационная музыка). Затем раскрашивают макет земного шара полученными красками при помощи ватных тампонов. (во время работы звучит песня группы Земляне «Прости Земля») По окончанию рисования дети помещают свою работу на стенд. «Как вы думаете, понравится наш подарок Земле –матушке?» (выслушивает детей, анализирует работу)
Сюрпризный момент: После творческой деятельности воспитатель предлагает посмотреть: не произошло ли какого-нибудь чуда с нашей «живой землёй» в коробочке. Дети открывают салфетку, а на поддоне лежат овощи.
Посмотрите, ребята наша «живая земля» отблагодарила нас за добрые слова и подарила нам свои плоды. В них очень много витаминов и земля хочет чтобы вы их ели, росли сильными, смелыми и никому не давали её в обиду. Скажите ей еще раз спасибо и давайте низко поклонимся земле –кормилице.
Воспитатель предлагает детям разместить в центре науки и экологии серию книг «Всезнайка», из которых они могут еще много узнать интересного о земле.