Наталья Кольцова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Сказки русского леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цельь: Заинтересовать детей пейзажной живописью. Познакомить с творчеством художника – пейзажиста И. И. Шишкина. Развивать воображение, фантазию. Воспитывать интерес к живописи.
Материал: Репродукции картин И. И. Шишкина; «Среди долины ровныя…»; «Цветы на опушке леса»; «Утро в сосновом лесу»4 «Лесная глушь»; «Лесные дали»; «Перед грозой»; «Рожь»; «Корабельная роща»; «Сосновый бор»; И. Н. Крамской «Портрет И. И. Шишкина».
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Сказки русского леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Предварительная работа. Чтение русских народных и авторских сказок : «Царевна – лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Летучий корабль», Д. Мамин – Сибиряк, «Сказка про храброго зайца…».
Ход занятия:
Педагог подготавливает репродукции картин и приглашает детей на занятия.
Воспитатель. Сегодня вы познакомитесь с произведениями замечательного русского художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина.
Его папа хотел, чтобы сын стал ученым, а мама видела маленького Ваню купцом, торговым человеком. Но Ванечка, так ласково звал его отец, больше всего любил рисовать.
Жила семья Шишкина в небольшом городке Елабуге, который стоит на берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов. Отец и братья любили охотиться и Ивана научили стрелять без промаха, но мальчик не любил охоту. Всегда словно слышит Ванюша, как кричит падающая птица, как стонет раненый зверь. Да и дереву ведь больно, если ломают его ветки.
Деревья для мальчика были такими же живыми существами, как звери и люди.
Однажды брат Николай с торговцем Соломатиным отправились смотреть посевы пшеницы. Возле поля на пригорке стоял дуб – громадина. Все деревья готовились одеться молодой листвой. А он, пустой и корявый, мёртво возвышался над полем.
- Погиб видно дуб-то, - говорит Соломатин, - пилить надо.
Ванюша бегом пересёк поле, вскарабкался на низкие пологие ветки, скользнул вверх легко, как обезьяна, сорвал крохотный сучок, где-то в середине дерева и стал рассматривать бледное, зелено-желтое тело дуба под корою.
- Он живой, он не погиб! – закричал Ванюша. – У него почки есть, только ещё маленькие…
Он называл полюбившиеся сосны человеческими именами и очень скучал по ним в Москве, куда был отправлен учиться. По дороге на занятия Иван забегал поздороваться с любимыми деревьями: липой красавицей, старым дубом.
Оказавшись за границей, Иван тосковал по России, по русским лесам. Ему казалось, что даже деревья здесь говорят на чужом языке.
Всю жизнь он восхищался природой и в своих произведениях стремился передать её красоту. Особенно он любил хвойные и дубовые леса. Друзья называли его повелителем леса. (Показывает «Портрет И. И. Шишкина» работы И. Н. Крамского).
Беседа с детьми. Почему Иван Шишкин так любил деревья? Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? О чем могут рассказывать деревья?
Педагог показывает репродукцию картины «Среди долины ровныя…». Читает строки из баллады А. Мерзлякова.
Среди долины ровныя
На гладкой высоте
Цветёт, растет высокий дуб
В могучей красоте…
Воспитатель. Давайте подойдём к могучему дубу, раскинувшему во все стороны кудрявые густые ветви. Что мы там сможем увидеть?
Выслушав ответы детей, педагог читает вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» : «У лукоморья дуб зелёный…»
Воспитатель. А может быть это дуб из сказки «Царевна лягушка» и на его ветвях висит сундук, в котором смерть Кощеева? Рассуждения детей.
Педагог выставляет репродукцию картины «Цветы на опушке леса».
Беседа с детьми. Кого мы можем встретить на лесной опушке? Вы помните сказку Мамина – Сибиряка про храброго зайца Длинные уши – Косые глаза – Короткий хвост? Наверное, на такой поляне среди душистых белых цветов и ароматных трав, расположилось заячье семейство, чтобы послушать зайца. А из за деревьев вот-вот покажется голодный, вышедший из лесной чащи Волк. Попрячутся зайчишки в густой траве. Все, кроме храброго зайца.
Рассматривается репродукция картины «Утро в сосновом лесу». Дети и воспитатель вспоминают сказки, где персонажами являются медведи.
Воспитатель. Семейства медведей облюбовало для жилья лесную чащу. А кто из лесных обитателей может поселиться в такой лесной глуши? Выставляется репродукция картины «Лесная глушь». Дети рассматривают, высказываются.
В таком мрачном месте даже волкам и медведям будет неуютно жить. А вот баба Яга, кикимора, леший здесь наверно встречаются. Отправимся в лесную глушь или пойдём обратно? (Ответы детей). Вышли мы из леса. Вдруг потемнело небо, подул сильный ветер, начинается гроза. (Репродукция картины «Перед грозой»).
Беседа с детьми. Куда вы побежите вперёд или назад? Почему?
Отшумела летняя гроза. И вот опять светит солнце, жарко. (Показывает репродукцию «Рожь».) Лёгкий ветерок чуть колышет золотые колосья ржи, кто-то скрылся, за поворотом… Вы не успели разглядеть? (Ответы детей). Вы не видите на тропинке следы копытцев? Наверное, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка, превратившийся в козлёночка. Идут - бредут, неведомо куда. Печально смотрят на них сосны – великаны, жалко им детей, но ничем помочь они не в силах.
Сосен становятся всё больше, и вот мы уже в сосновой роще. Вы чувствуете запах хвои? (Фрагмент картины «Корабельная роща».)
Беседа с детьми. Хотелось бы вам очутиться на верхушке одной из сосен? Что бы вы оттуда могли увидеть? Почему роща названа «корабельной»? Может быть, сюда пришёл добрый молодец, решивший построить летучий корабль? (Дети вспоминают сказку «Летучий корабль»). Хотели бы вы попутешествовать на таком корабле? Куда бы вы отправились? Что бы вы увидели?
Педагог показывает репродукцию картины «Сосновый бор». Рассмотрите картину и расскажите: где в лесу можно погреться на солнце, где спрятаться в тени? Хотите побегать босиком по воде, приложить ладошку к камням: какие они холодные или тёплые?
В заключении занятия педагог предлагает детям назвать наиболее понравившийся пейзаж И. И. Шишкина и объяснить свой выбор.