Валентина Белоусова
Конспект открытого занятия в группе от 4 до 5 лет «Честная Масленица, широкая боярыня»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
открытого занятия в группе от 4 до 5 лет
«Честная масленица, широкая боярыня»
Цель: Обогащение представлений детей об устном народном творчестве при проведении фольклорного праздника Масленица.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа.
Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Публикация «Конспект открытого занятия в группе от 4 до 5 лет „Честная Масленица, широкая боярыня“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Обогащать духовный мир детей.
Развивать чувство гостеприимства.
Познавательное развитие
Расширять знания о фольклорном празднике, его значении.
Закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни.
Речевое развитие
Продолжать знакомство с малыми формами русского народного фольклора (заклички, загадки, народные игры, хороводы и т. п.)
Расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощеное воскресенье.
Художественно-эстетическое развитие
Воспитывать желание играть в народные игры.
Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, фото материалы, а также сюрпризные моменты.
Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, закреплять умение передавать несложные танцевальные движения.
Физическое развитие
Формировать у детей положительные эмоции, связанные с двигательной активностью в сезонных подвижных играх.
Развивать ловкость и координацию движений в совместной игре.
Педагогические технологии
• технология музыкального воздействия
• информационно - коммуникативная технология
• игровые технологии
• здоровьесберегающие технологии
Оборудование:
-презентация «Масленица»
-ТСО (ноутбук, проектор, магнитофон, диски)
-карусель с разноцветными лентами
-музыкальные инструменты (ложки)
-постройка крепости из модулей, «снежки» в корзине
-кукла Масленица с нарядом : сарафаном, косынкой, бусами, лентами
-обруч гимнастический, обшитый лентами
-поднос с блинами
-черная ткань
-картузы
-платки цветные
-султанчики красные и желтые
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, проходите в зал. Посмотрите, как красиво в зале, сколько гостей собралось, потому что мы сейчас с вами будем отмечать праздник Масленица. Давайте поздороваемся с гостями и сядем поудобнее на стульчики. (Дети здороваются и садятся). Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима).
В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей). Правильно, много веселых затей зима нам дарит: снежки, горки, лыжи, катание на санках.
А вы знаете, что в далекие времена на Руси отмечали праздник, который называется «Масленица», это были проводы зимы. Отмечали этот праздник очень весело: с песнями, плясками и задорными играми. А хозяйкой праздника была соломенная кукла, ее так и звали: «Масленица». Люди верили в то, что масленица - это прощальный образ зимы. Ее наряжали в сарафан, ленты, могли повязать платок, украсить бусами.
Давайте и мы, ребята, сегодня весело проводим зиму и «Масленицу».
Воспитатель (берет в руки соломенную куклу, обращается к ней) :
Здравствуй, Масленица, дорогая!
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных.
1 ребенок. Ой, Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько:
Сыром, маслом, калачами
И румяными блинами.
2 ребенок. Приходите в гости к нам
Ко горячим, ко блинам.
Масленка, масленка,
Широкая масленка!
Воспитатель: Вот у нас готово соломенное чучело Масленицы. Ну, а чего нашей гостьюшке не хватает? Ответы детей.
Воспитатель: Вот и одежда. Одежка на диво: удобна и красива! Ленты цветные, бусы расписные.
Установка воспитателя: Катя, Саша и Даша, нарядите нашу Масленицу!
Дети наряжают Масленицу.
Воспитатель: Вот какая получилась красавица! Я к вам в гости собиралась и красиво наряжалась! Вы должны мне быть под стать. Молодчики, ай да - картузы надевать. Девицы красные, разбирайте платки атласные! Да и пустимся в пляс сейчас!
Дети с педагогом пляшут под русскую народную мелодию.
Воспитатель: Поплясали от души. Ай да молодцы! Посидите, отдохните.
А я вам и гостям расскажу, как встречали праздник в старину. Посмотрите на волшебный экран.
(Показ слайдов презентации «Масленица». Воспитатель комментирует изображение).
-Масленица - любимый в народе праздник. Его отмечают в конце зимы - начале весны. Зима в России долгая, суровая, снежная. Поэтому и старые, и молодые радуются ярким солнечным лучам, ясному небу, звонкому чириканью шустрых воробьёв. Масленицу в народе как только не величают! И широкая, и весёлая, и объедуха, и разгульная, и раздольная. Масличные гуляния продолжаются целую неделю.
Понедельник - встреча Масленицы (показ картинки).
Ребята, а какие ласковые и добрые слова вы бы сказали для Масленицы.
( дети называют: широкая, разгульная, веселая, озорная, объедуха, богатая, блинная, сырная, масляная, честная, сытная, раздольная, народная, праздничная, румяная, щедрая, вкусная, обжорка, ежегодная, сударыня Масленица, Дуня румяная)
Вторник - заигрыш; в этот день проходят игры да забавы (показ картинки)
Воспитатель: Уж ты масленица
Красная коса, русая коса:
Приезжай ты к нам в гости на широкий двор.
На горах покататься, в блинах поваляться.
Приезжай, честная Масленица, широкая боярыня,
На семидесяти санях, на широкой лодочке в гости пировать!
Масленицу широкую открываем и веселье начинаем!
Ребенок: Масленица! Мы встречаем тебя песнями, плясками,
Прибаутками и присказками, играми и забавами.
Воспитатель: Начинаем мы веселье все бегом на Карусели!
Игра «Карусели»
«Еле-еле, еле-еле – закружились карусели, а потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом, ой постойте, погодите - карусель остановите.» (2 раза)
Среда - лакомка; в этот день лакомились, а чем, попробуйте отгадать: у масленицы герой один : круглый, вкусный и зовут его. (блин). Правильно, лакомились на Масленицу вкусными сладкими блинчиками. Блины непременный атрибут масленицы. Блин своей формой, золотистым цветом напоминал предкам солнце, которое в конце зимы грело все сильнее и сильнее, и именно блин стал вкусным дополнением к празднику прощания с зимой.
Это Масленица идёт,
Блин да мёд несёт!
Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой.
Воспитатель: А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины печь и с чем их есть? Тогда отвечайте.
Если верный ответ – говорим «да» и хлопаем руками, если не верный
– «нет» топаем ногами.
Сорока – белобока
Задумала блины печь,
На рынок пошла
И вот, что взяла…
Парное молоко – да!
Куриное яйцо – да!
Крупа манная – нет!
Капуста кочанная – нет
Мясной холодец – нет!
Соленый огурец – нет!
Сахар да соль – да!
Белая фасоль – нет!
Масло топленое – да!
Сгущенка вареная – да!
Китайский рис – нет!
Лавровый лист – нет!
Мука пшеничная – да!
Паста горчичная – нет!
Перец болгарский – нет!
Соус татарский – нет!
Клубничное варенье – да!
Бисквитное печенье – нет!
Четверг-разгул; строили снежные крепости, города, играли в снежки, брали крепости с "боем", это самый весёлый день Масленицы (показ картинки). Давайте мы тоже с вами позабавимся!
Поиграем в игру "Снежный тир".
Дети играют снежками, попадая в мишени (под музыкальное сопровождение)
Пятница, суббота - вечерки, посиделки; ходили в гости к родным, знакомым, пили чай с блинами (показ картинки)
Давайте с вами испечём блины! (пальчиковая гимнастика "Блины")
Начинаем печь блины (потираем руки)
Ты же слушай и смотри (ушки и глазки)
Молоко в кастрюлю влили (имитируем)
И насыпали муки (насыпаем)
Подсластили, посолили.
Размешали, развели (мешаем)
А теперь скорей пеки (показываем, как печём)
Воскресенье - прощеное воскресенье; проводы Масленицы; куклу из соломы сжигали (показ картинки).
Воспитатель:
Уж ты, Масленица годовая,
Гостья наша дорогая,
Накормила нас блинами,
Угостила пирогами!
1 ребенок:
А мы Масленицу провожаем,
Тяжело по ней вздыхаем
Ой, Масленица, воротись,
Через год покажись.
2 ребенок:
Ты прощай, прощай, наша Масленица,
Ты не в среду пришла и не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье.
Воспитатель: На прощеное воскресенье Масленицу сжигали и узнавали, каким будет год. Если дым шел вверх, то год должен быть урожайным, а если стелился понизу – бедным.
Государыня Масленица!
Наступил теперь твой час,
Ты порадуй-ка всех нас!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Мы с вами сейчас представим, что мы сожжем чучело Масленицы (обруч используется в качестве костра, чёрные треугольники - угли, чучело накрывается чёрной тканью). Дети вместе с педагогом встают вокруг чучела, держатся за руки и поют:
Как на масленой неделе
Птицы по небу летели.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Птицы по небу летели.
Зиму, вьюгу прогоняли.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
А за ними детвора
Убегала со двора.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Раздувайся фитилёк, разгорайся огонёк.
Дети "сжигают" чучело, имитирую поджог с помощью красных и жёлтых султанчиков и накрывают его чёрной тканью, бросая при этом "угольки" в костер.
Воспитатель: Ребята, проводить Масленицу нужно задорно, весело и шумно! Давайте поиграем, пошумим, позвеним от души. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Красны девицы, подходите, инструменты вы берите. Ну, теперь и молодцы спешите.
Далее исполняется игровая импровизация типа шумового оркестра под музыкальное сопровождение.
Дети угощаются вкусными блинами.
Как на масленой неделе,
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте.