Ольга Смирнова
Методическая разработка открытого занятия по классу скрипки
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Киришская детская школа искусств»
КОНСПЕКТ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
ПО КЛАССУ СКРИПКИ
СМИРНОВОЙ Ольги Владимировны
г. Кириши
СТРУКТУРА УРОКА:
1. Вводная часть (5 минут)
• организация урока
• прослушивание домашнего задания
Публикация «Методическая разработка открытого занятия по классу скрипки» размещена в разделах
• анализ ошибок и положительных моментов в исполнении
2. Основная часть (30 минут)
• прослушивание пьесы в записи – три разных
исполнителя
• сравнительный анализ прослушанных записей
• практическая работа над музыкальным произведением
3. Подведение итогов (5 минут)
• соединение поставленных задач
• понимание характера музыки
• задание на дом
Материально – техническое оснащение:
• Кабинет 16 кв. м.
• Скрипки (2 шт.)
• Фортепиано
• Подставка для нот
• Ноутбук, колонки
• Флэшкарта, диски с записями скрипичной и ф-ной музыки
• Метроном
• Учебно – методическая литература
• Стол, стулья, зеркало в рост учащегося
Ход урока.
1.
• Организационный момент (2минуты).
Обучающаяся входит в класс, здоровается, достает дневник, ноты, инструмент. Настраивает инструмент.
• Прослушивание домашнего задания (2 минуты)
Прочитав домашнее задание, преподаватель просит ученицу исполнить «Прелюдию». Ученица исполняет пьесу наизусть.
• Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении (1 минута)
Преподаватель:
- Скажи, пожалуйста, как ты считаешь, всё ли
получилось у тебя из того, над чем мы работали ранее?
Ученица:
- Я стала увереннее играть наизусть. Ярче играю на
«верхах». Стараюсь играть «длинным» смычком.
Преподаватель:
- Мне нравится, что ты играешь уверенно, ярко. Хорошо контролируешь ведение смычка. Я считаю, что нам необходимо подумать о фразировке и оттенках во фразах. Я подготовила для тебя три записи этой «Прелюдии». Они отличаются друг от друга. Сегодняшняя тема урока «Стилистические особенности исполнения «Прелюдии» Крейслера. Значит, мы будем говорить о стиле, т. е. особенностях исполнения этой пьесы.
Прослушивание пьесы в записи (5 минут).
Звучат записи «Прелюдии» в исполнении: 1. Ицхак Перлман.
2. Н. Мильштейн. 3.Guido Rimonda and Orchestra Camerata.
Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты).
Преподаватель:
- Скажи, пожалуйста, какое исполнение тебе понравилось больше?
Ученица:
- Первое. Оно яркое, ясное, оно понятно мне. Нравиться темп, оттенки.
Преподаватель:
- А что не понравилось в двух других исполнениях?
Ученица:
- Во втором было очень много ускорений в четвертях. А мне нравится более размеренное движение.
Третье не понравилось совсем – оркестр как-то замедлил движение, оттянул его
Преподаватель:
- Я специально дала тебе прослушать три разные трактовки одного и того же нотного текста. Каждый исполнитель имеет право создать свой образ – в силу своего темперамента, владения звуком, настроения. Ты удивлена, но настроение это эмоции с какими музыкант либо должен справиться, либо полностью реализовать их в своей игре. Многие произведения музыканты исполняют на протяжении всей своей жизни и в разные годы играют их по-разному. К сожалению, музыка – это временное искусство и исполнить пьесу два раза совершенно одинаково не удаётся, но всегда нужно стремиться показать слушателю красоту музыки, которую ты прочувствовал сам.
Практическая работа над музыкальным произведением (23 минуты).
Преподаватель:
- Прежде, чем мы приступим к работе над пьесой, давай вспомним о строении «Прелюдии» и я ещё раз напомню тебе о стилистике, т. е. стиле исполнения. И так, что такое стиль?
Жорж Бюффон (французский натуралист, математик и писатель) однажды сказал, что «Стиль это и есть сам человек». Я убеждена, что стиль в литературе – это автор, а в музыке это, в огромной степени, исполнитель. Как и в литературе, музыка требует декламации, иначе говоря, интерпретации, основанной на полном понимании произведения. Необходимо определить характер произведения – какой он: лирический, драматический, героический или патетический, весёлый или беззаботный – каждому эпитету свойственны разнообразные акценты, подчеркивания или деликатные прикосновения. Понять самому произведение и сделать его понятным публике – такова цель, к которой артист – исполнитель должен стремиться.
Невозможно рассматривать стиль как предмет исторической традиции. Красота, а не традиция служит критерием всякого стиля.
- Сегодня мы покажем работу над произведением австрийского скрипача и композитора Фрица Крейслера. Это «Прелюдия» из инструментальной пьесы «Прелюдия и Аллегро» в стиле Пуньяни».
- Татев, что такое «Прелюдия» ?
Ученица:
- Это инструментальная пьеса не имеющая строгой формы.
Преподаватель:
- Да. Это короткое муз. произведение не имеющее строгой формы. В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда и название, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В целом «Прелюдии» похожи на импровизацию.
Преподаватель:
- Татев, давай начнём сейчас сначала. Я уже сказала, что мне очень нравиться. Что ты играешь
длинными смычками, единственное, что мне хотелось делать более четкой каждую ноту, это не акцент, а скорее артикуляция (в фонетике от латинского articulo – «расчленяю», «членораздельно»).
Преподаватель показывает, как сделать артикуляцию вначале каждой четверти. И просит играть сначала. Ученица играет 15 тактов. Учитель останавливает.
Преподаватель:
- Хорошо играешь. Уверенно. Хорошо контролируешь ведение смычка, но ещё постарайся, чтобы в конце смычок никогда не уходил к грифу – только параллельно подставке. Но что у тебя ещё не получается?
Ученица:
- Пока не совсем получается артикуляция. Особенно вверх смычком.
Преподаватель:
- «Прелюдия» Ф. Крейслера – целеустремлённое произведение, которое безостановочно идёт мерной поступью к своей цели. «Прелюдия» удаётся лишь тогда, когда исполнитель может донести до слушателя её возвышенную, торжественную, несуетную поступь. Татев я прошу тебя делать артикуляцию вначале каждой ноты. Ведь начало звучит, скорее всего, как колокола, а колоколов то как раз и маловато. Сыграй мне, пожалуйста, ещё раз сначала.
Ученица играет первую часть, первые 20 тактов пьесы.
Преподаватель:
- Хорошо. Так гораздо лучше. Старайся давать одинаковую атаку вверх вниз при движении смычка. А теперь давай подумаем, что можно сделать здесь во фразировке. Начиная с 3-го такта спускаясь мелодией вниз, чуть убирать звук – немного мягче, объединим фразочку по 2 такта, а вот начиная с 12 такта расширить, и тогда у нас получится развитие фразы. А то у нас получается как-то всё одинаково. Пожалуйста, сыграем ещё раз.
Ученица играет – теперь она хорошо понимает, как начать и как завершить фразу, ей нравиться, что пьеса начинает звучать по-новому.
Преподаватель:
- Давайте обратим внимание на 17-й такт это 6 тактов до смены размера. Здесь очень важно играть с роялем. Татев повернись, пожалуйста, в этом месте к Ларисе Петровне (концертмейстер, чтобы было легче исполнить эти четверти вместе. Играем с 15 такта.
Ученица играет, учитывая замечания преподавателя.
Преподаватель:
- Как ты считаешь, это исполнение стало лучше?
Ученица:
- Мне кажется что лучше. Мелодия звучит более выразительно, вот только на верхах – в 3-ей октаве мои ноты почему-то не звучат, вернее я не знаю, как их выделить.
Преподаватель:
- Играй каждую из этих нот как самую любимую, тогда у них появится необыкновенная выразительность и пронзительность звучания. И давайте сразу поговорим о замедлении, которое вы делаете в конце первой части «Прелюдии». Посмотри, пожалуйста, Татев, в ноты. Что там сказано про изменения в темпе? Есть ли там ritenuto ?
Ученица:
- Нет. Его нет ни в первой, ни в последней части.
Преподаватель:
- Да. В тексте нет замедления ни первый, ни второй раз, но второе окончание это окончание всей «Прелюдии» и там оно будет оправдано. Давайте сыграем с 15 такта и сразу соединим со средней частью, с размером 3/4.
Ученица играет, старательно выигрывая каждую ноту в верхнем регистре, и переходит к средней части Andante.
Преподаватель:
- Хорошо. Сейчас соединение частей прозвучало более логично, но скажи мне, пожалуйста, какие оттенки в начале Andante.
Ученица:
- forte-piano.
Преподаватель:
- А ты играешь таким же звуком, как и раньше. Как тебе поступить здесь? Ты помнишь, в этой части ты должна дать себе и слушателю отдохнуть?
Ученица:
- Я думаю, что уходя из ноты си в ми нужно убрать звук.
Преподаватель:
- Обязательно. И играй это более мечтательно. Пожалуйста, играем два такта до Andante.
Ученица играет, старательно убирая звук к концу лиги.
Преподаватель:
- Хорошо. Скажи, пожалуйста, какие ноты здесь главные?
Ученица:
- Это четверти с залигованой шестнадцатой.
Преподаватель:
- Правильно. И ты их не выдерживаешь. Играй их дольше, спокойнее, тебя никто не подгоняет. Играем это место как каденцию. Мы можем опять объединить по два такта. Вначале убираем звук, затем небольшой подъём – crescendo, когда пассаж идёт вверх. В 35-ом такте яркое си и от него с ускорением – accelerando идём на си малой октавы, и в этой ноте постарайся собрать всё внимание зала. Пусть все ждут вступления следующего такта. Играем.
Ученица играет, выполняя поставленные перед ней задачи.
Преподаватель:
- Теперь звучит гораздо интереснее. Получилось хорошее фермато, но откуда между 37 и 38 тактами появилась пауза, и ещё перенос смычка – они есть в тексте? И ещё - не забывай про артикуляцию, переходя в следующую часть. Иначе получиться размазано.
Ученица:
- Нет паузы и переноса смычка тоже нет. Я добавила это сама.
Преподаватель:
- Я поясню, почему этого не стоит делать. Пьеса продолжается, мы убираем звук на piano и остановка звука здесь будет выглядеть как внезапно закрытый рот у вокалиста во время пения. Поэтому ты тем же смычком (не меняя направления) продолжи вступление в следующую часть. И ещё пару моментов я хотела обговорить. Татев, что такое poco a poco?
Ученица:
- Это переводиться как моло по-малу или постепенно.
Преподаватель:
- Посмотри в текст. Даже там где пишется cresc. это всё ещё piano, такты 44, 49 - начинаем играть громче, но это далеко ещё не полный звук. А вот, пожалуй, такта с 53-го можно начать – тогда получится интересное развитие. И о последних двух тактах хотелось бы сказать. Четвертная нота си может быть слабее последней, заключительной ми?
Ученица:
- Я думаю, что нет. Это тоника и последний аккорд.
Преподаватель:
- Ты права. Последний звук не может быть слабее остальных. Постарайся прийти в заключительный аккорд с энергией, с характером. Давайте сыграем последние 5 тактов, там начинается ritenuto.
Ученица исполняет заключительную фразу «Прелюдии».
Подведение итогов. Домашнее задание (5 минут)
Преподаватель:
- Поставленная цель урока выполнена. Тебе удалось понять характер музыки, характер пьесы. Удалось посредством смычка и струн добиться плотного глубокого звука - услышать «колокола». Импровизация средней части тебе тоже во многом удалась, но дома необходимо поработать - пока нет свободы образа. Нужно просто «наиграть» пассажи - вслед за этим появиться свобода. Я советую тебе начинать домашнюю работу со средней части «Прелюдии». И помни - ты обязана донести до слушателя всю красоту исполняемой музыки, передать характер пьесы.