Лариса Леонова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Состав речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовил : воспитатель подготовительной группы
Леонова Лариса Николаевна
Программное содержание.
1. Закрепить знание детей о составе нашей речи : звук, слог, слово, предложение.
2. Упражнять: выделять и характеризовать звуки (согласный – твердый, мягкий, звонкий, глухой; гласный, составлять схемы слов, делить слова на слоги, ставить ударение, составлять предложения разные по интонации.
3. Развивать грамотную речи.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „Состав речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Активизация словаря: учить употреблять в речи слова – определения.
Материалы к занятию.
Демонстрационный: картина, карточки со словами и схемами слов, схемы предложений.
Раздаточный: карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
• Дети садятся на свои места и проверяют под руководством воспитателя готовность к занятию наличие у каждого раздаточного материала. (Карточки схем звуков, карточки с изображением различных предметов).
• Объявление темы занятия.
- Воспитатель: сегодня ребята у нас с вами итоговое занятие на тему : «Состав нашей речи».
2. Звуки.
• Беседа.
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков).
- На какие две группы делятся звуки в нашей речи? (Гласные и согласные).
- Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, при произношении которых воздух встречает преграду).
- Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, при произношении которых воздух не встречает препятствие).
-Назовите согласные звуки.
- Назовите твердые согласные звуки.
- Назовите мягкие согласные звуки.
- Назовите шипящие согласные звуки.
- Назовите согласные звуки, которые всегда твердые.
- Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.
- Назовите звонкие согласные звуки.
- Назовите глухие согласные звуки.
- Назовите гласные звуки.
- Назовите гласные звуки, которые служат для придания твердости согласным звукам.
- Назовите гласные звуки, которые служат для придания мягкости согласным звукам.
- Назовите двойные гласные.
- В каких случаях йодированные звуки в словах обозначают два звука, а в каких один?
• Практическая работа.
- Воспитатель называет твердые, мягкие согласные и гласные звуки, а дети поднимают соответствующую карточку [а] – красная карточка
[б] – синяя карточка
[б'] – зеленая карточка
[йо] - зелено-красная карточка
- Воспитатель дает задание для детей составить самостоятельно схему имя своей мамы.
- Воспитатель дает задание взять карточку с изображением предмета и выбрать схему к этому слову, заранее подготовленную воспитателем.
(Работа проходит по группам мальчики и девочки. Одна группа выбирает схемы, которая лежат на отдельном столе, а другая группа проверяет и исправляет ошибки, если такие имеются. После схемы и карточки с изображением дети забирают на свои места).
3. Физкультминутка.
- А теперь ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
4. Буквы.
• Беседа.
- Чем на письме обозначаются звуки? (Звуки на письме обозначаются буквами).
- Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).
- Что такое алфавит? (Алфавит это порядок букв).
• Чтение стихотворения.
Есть страна, её на карте
Не смогли нарисовать:
В ученической тетради
Будем мы её искать.
Букволандией зовется,
Дружно буквы в ней живут,
Между ними связь не рвется
Королеву «И» зовут.
Мы язык свой очень любим
И писать красиво будем!
Все готовы потрудиться,
Чтоб секретам научиться.
• Практическая работа.
- Воспитатель показывает указкой букву, а ребенок по просьбе воспитателя называет.
- На доске карточки со словами. Задание прочитать слова и если карточка с изображением предмета соответствует слову и прикрепить карточку со схемой вверху слова.
5. Слоги и слова.
• Беседа.
- Что мы в нашей речи составляем из звуков? (Из звуков в нашей речи мы составляем слоги).
- Как узнать, сколько в слове слогов, не деля его на слоги? (Сколько гласных звуков, столько и слогов).
- Какие бывают слоги? (Слоги бывают ударные и безударные).
- Что мы складываем из слогов? (Из слогов мы составляем слова).
• Практическая работа.
- Дети делят слова, которые расположены на доске на слоги и ставят ударения.
(Воспитатель вызывает ребенка, которой делит слово на слоги и ставит ударение, а воспитатель раздвигает карточку в заранее подготовленном разрезе и ставит ударение маркером).
6. Физкультминутка.
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо…
Получается на славу.
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо…
7. Предложение.
• Беседа.
- Что в нашей речи мы составляем из слов? (Из слов мы составляем предложения).
(Воспитатель на доске вывешивает картину)
- Что изображено на картине?
- В какое время года это происходит?
- Что делают дети?
• Практическая работа.
(Воспитатель вывешивает плакат со схемой трех предложений с разными знаками препинаний на конце, пример).
___ ___ !
___ ___ __ ___?
___ __ ___.
- Что обозначают эти схемы?
- Сколько слов в первом предложении? Во втором? В третьем?
- Какой знак стоит в конце первого предложения? Второго предложения? Третьего предложения?
- Почему одни слова в предложении обозначаются длинной схемой, а некоторые короткой? (слова и предлоги).
Задание: составить предложения по схемам.
Вариант:
Наступило лето!
Дети играли на лугу?
Мальчикам и девочкам весело.
8. Рассказ.
• Беседа.
-Что у нас получилось из предложений? (Из предложений мы составили текст или рассказ).
9. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу.
- Из чего же состоит наша речь? (Наша речь состоит из звуков, слогов, слов, предложений, текста).
- Молодцы ребята всем за работу ставлю отлично.