Приложение МААМ

Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств

Анна Михайлова
Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: «Работа над образом и характером на заключительном этапе. Подготовка к публичному выступлению»

Цель урока

: закрепление пройденного материала, отработка разнообразных приемов звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры. Формирование компонентов музыкальной компетентности.

Задачи:

Воспитывающие

1. Приобщение к лучшим образцам классической музыки;

2. Развитие общего культурного уровня;

Темочки:

3. Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса.

Развивающие:

1. Развитие полифонического слуха;

2. Развитие навыков самостоятельной дифференциации фактуры;

3. Развитие самостоятельности пальцев;

4. Развитие навыков слухового контроля.

5. Развитие способности целостного охвата музыки на более протяжённых линиях её развития

Обучающие:

1. Продолжение формирования практических пианистических навыков: умения распределять вес между руками, распределять вес в одной руке;

2. Совершенствование взаимосвязи слуховых представлений с пианистическими приёмами в процессе исполнения;

3. Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в исполняемом сочинении.

Форма занятий: Индивидуальная работа с обучающимся.

Оборудование: концертный рояль

Методы и приёмы реализации поставленных задач

Методы:

1. Словесное пояснение;

2. Исполнительский показ;

3. Сравнительный анализ.

Методические приёмы:

1. Использование образных ассоциаций для нахождения необходимых тактильных ощущений;

2. Использование комплекса методов и приёмов работы для развития полифонического слуха.

Применение педагогических технологий:

Индивидуализации и дифференциации обучения - индивидуальный подход к подбору репертуара, исходя из музыкальных способностей данного ребёнка и его личных музыкальных предпочтений.

Репертуарный план урока:

В. А. Моцарт “ Сонатина” B- dur, 2ч. “ Рондо”

План урока:

1. Организационный момент (2 мин.).

2. Работа с музыкальным материалом. Краткие сведения о форме рондо. - В. А. Моцарт “ Сонатина” B- dur, 2ч. “ Рондо” (30 мин.)

3. Итог урока (5 мин.).

4. Домашнее задание (2 мин.).

Ход урока

Работа с музыкальным материалом

В. А. Моцарт "Сонатина" B-Dur 2 ч. Рондо

Исполнение произведения целиком. Анализ качества исполнения (удалось ли охватить целостность произведения, сохранение пульсации, выразительность мелодической линии, в том числе в крайних звуках интервалов и аккордов, игра технически трудных мест).

Беседа с учеником об образах и художественном содержании данного произведения.

Краткие сведения о форме рондо.

РОНДО (итал. rondo - франц. rondeau, от rond - круг, музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах И. С. Баха, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.).

Наше рондо относится к классическому. А в чём особенности классицизма, будь то в музыке или в литературе? В наличии противоположных персонажей (тем) и, как следствие, их противопоставление друг другу в контрастности их характеров. В данном случае имеются ли у нас такие противоположные характеры? (Ответ ученицы). Да, это рефрен (у нас три проведения, форма периода из трёх предложений) - с его радостной, солнечной, позитивной, темой и чередующиеся с рефреном эпизоды, разные по характеру: эпизод А (форма периода из трёх предложений) - противоположен по характеру рефрену: тема первого предложения - минорная, тревожная, сумрачная, драматичная, тема второго предложения пасторальная, далее идёт повторение первой темы. Эпизод Б (форма периода из двух предложений) - состоит из одной торжественной темы, как бы подытоживающий триумф жизни.

Сопоставление характеров в данном произведении напоминает нам саму жизнь с её радостными моментами и моментами жизненных трудностей и переживаний. Когда ты будешь играть ты можешь вспомнить самые счастливые моменты из своей жизни (каникулы, день рождения) и самые грустные, пусть это поможет тебе выразить характер этой музыки. Стоит сказать, что и рефрен, и эпизоды имеют целеустремлённый, моторный характер. Жизнь течёт и не останавливается на месте, даже несмотря на какие - то неурядицы.

Какие средства музыкальной выразительности помогают добиться таких характеров? Во- первых, лад - то, о чём мы только что говорили, темп, и ритм помогают выразить моторность, темп- это скорость - allegro - не только быстро, но и весело; ритм- соотношение длительности звуков и их организованная последовательность, которая диктует необходимость чётко выдерживать длительности, особенно в местах с пунктирным ритмом, вкрапление шестнадцатых нот придаёт моторность, их также необходимо играть ровно; штрихи - артикуляционная и динамическая контрастность на коротких отрезках требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Выдерживание темпа - главное в крупной форме (то, что помогает добиться целостного охвата произведения), необходимо слышание пульсации восьмыми (оно помогает управлять движением шестнадцатых). Для развития чувства больших ритмических группировок можно применить «дирижёрский счёт» по тактам; тембр - окраска звука связана с угадывающимся симфонизмом, оркестровостью. Особо мощно и объёмно должно прозвучать forte в конце эпизодов и коде, изящно в теме рефрена (скрипки, певуче и нежно в пасторальном эпизоде (флейты). Все эти моменты касаются и эпизодов. Мелодия- часто встречающиеся интервальные созвучия в партии правой руки требуют правильного распределения веса руки (работа над рефреном).

Есть в эпизодах полифонические моменты – где важно услышать голоса в разных регистрах. Для работы над дифференциацией фактуры очень важно добиться того, чтобы ученик чётко представлял каждый голос как самостоятельный. Здесь в партии одной руки сочетается мелодия и сопровождение и важно научиться распределить вес.

Пасторальность одного из эпизодов полифонична- скрытая и явная полифония, необходимо умение слышать и вести каждый голос в правой и левой руках высвечивая мелодию в верхнем голосе (работа над эпизодом А).

В последнем рефрене, трансформирующемся в коду, имеется сложность в параллельном движении рук шестнадцатыми. Отработка в медленном темпе на стакккато с выделением опорных точек на сильные доли, полифонический приём- играть двумя руками, выделяя партию левой руки (на стаккато, легато) тоже в медленном темпе. Вернувшись к темпу играть это место «по левой руке», используя слуховой контроль (работа над последним рефреном).

Итог урока

Исполнение произведения целиком - целостный охват произведения, выбор удобного и правильного для раскрытия образа темпа. Четкое представление и реализация художественных и технических задач.

Домашнее задание

В ходе урока ученик получил чёткие указания о способах и методах работы над пьесой. Важно в домашних занятиях прорабатывать каждую из частей (рефрен, эпизоды, кода) в отдельности и помнить о задачах технических и звуковых, не играть в быстром темпе. После прорабатывания частей допускается один раз сыграть пьесу целиком в темпе и максимально добиться нужного исполнения. После обязательно опять проиграть пьесу в сдержанном темпе с хорошим слуховым контролем. Необходима отдельная проработка технически - трудного места с движением шестнадцатых нот в коде.

Методические ресурсы

1. Б. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Москва: Кифара, 2008.

2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – Москва: Музыка, 1985.

3. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/04/17/konspekt-uroka-po-fortepiano-3 -klass-rabota-nad-obrazom-i

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рондо

Публикации по теме:

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Конспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII видаКонспект урока ИЗО по декоративному рисованию «Панно «Снежинки» для учащихся 4 класса коррекционной школы VIII вида Цель: Уточнить у детей представление о зиме через знакомство со снежинкой. Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать предмет, состоящий.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Конкурсная работа учащейся 8 класса «И. К. Айвазовский — море и судьба» Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым Республиканский конкурс «Сердце, отданное людям: И. К. Айвазовский», посвященный.

Конкурсная работа учащейся 7 класса «Трагическая любовь А. А. Фета» Муниципальное казенное учреждение Отдел образования администрации города Армянска Республики Крым Муниципальный этап Республиканского конкурса.

Конспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школыКонспект урока труда «Грузовик» для учащихся второго класса коррекционной школы Цель: Формировать у учащихся представления о грузовом транспорте. Задачи: Образовательные: Учить школьников работать с геометрическими.

Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида.Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Конспект урока труда по теме «Подснежник» (аппликация) для учащихся 3 класса коррекционной школы VIII вида. Цель: Дать представление учащимся.

Проектная работа учащейся 7 класса «Полимерная глина своими руками» «Полимерная глина своими руками» Авторы: Ещиганова Виктория 7 класс Руководитель: Макеева Наталья Ивановна Россия, Ханты-Мансийский.

Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом»Проектная работа по технологии учащейся 7 класса «Классические капкейки с белковым кремом» .

Эссе учащейся 6 класса «Моя семья — моя опора» Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым XIII Всекрымский творческий конкурс «Язык – душа народа», посвященный Международному.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств
Опубликовано: 14 октября 2020 в 13:30
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств» (включая файлы) размещена пользователем Анна Михайлова (УИ 2386857) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД