Анна Михайлова
Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Работа над образом и характером на заключительном этапе. Подготовка к публичному выступлению»
Цель урока
: закрепление пройденного материала, отработка разнообразных приемов звукоизвлечения; формирование слухового контроля; рациональная постановка игрового аппарата при разных приемах игры. Формирование компонентов музыкальной компетентности.
Задачи:
Воспитывающие
1. Приобщение к лучшим образцам классической музыки;
2. Развитие общего культурного уровня;
Публикация «Конспект открытого урока с учащейся 4-го класса Детской школы искусств» размещена в разделах
3. Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса.
Развивающие:
1. Развитие полифонического слуха;
2. Развитие навыков самостоятельной дифференциации фактуры;
3. Развитие самостоятельности пальцев;
4. Развитие навыков слухового контроля.
5. Развитие способности целостного охвата музыки на более протяжённых линиях её развития
Обучающие:
1. Продолжение формирования практических пианистических навыков: умения распределять вес между руками, распределять вес в одной руке;
2. Совершенствование взаимосвязи слуховых представлений с пианистическими приёмами в процессе исполнения;
3. Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в исполняемом сочинении.
Форма занятий: Индивидуальная работа с обучающимся.
Оборудование: концертный рояль
Методы и приёмы реализации поставленных задач
Методы:
1. Словесное пояснение;
2. Исполнительский показ;
3. Сравнительный анализ.
Методические приёмы:
1. Использование образных ассоциаций для нахождения необходимых тактильных ощущений;
2. Использование комплекса методов и приёмов работы для развития полифонического слуха.
Применение педагогических технологий:
Индивидуализации и дифференциации обучения - индивидуальный подход к подбору репертуара, исходя из музыкальных способностей данного ребёнка и его личных музыкальных предпочтений.
Репертуарный план урока:
В. А. Моцарт “ Сонатина” B- dur, 2ч. “ Рондо”
План урока:
1. Организационный момент (2 мин.).
2. Работа с музыкальным материалом. Краткие сведения о форме рондо. - В. А. Моцарт “ Сонатина” B- dur, 2ч. “ Рондо” (30 мин.)
3. Итог урока (5 мин.).
4. Домашнее задание (2 мин.).
Ход урока
Работа с музыкальным материалом
В. А. Моцарт "Сонатина" B-Dur 2 ч. Рондо
Исполнение произведения целиком. Анализ качества исполнения (удалось ли охватить целостность произведения, сохранение пульсации, выразительность мелодической линии, в том числе в крайних звуках интервалов и аккордов, игра технически трудных мест).
Беседа с учеником об образах и художественном содержании данного произведения.
Краткие сведения о форме рондо.
РОНДО (итал. rondo - франц. rondeau, от rond - круг, музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы - рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских клавесинистов, сюитах И. С. Баха, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов (инструментальные пьесы, части симфоний и сонат у композиторов венской классической школы) и послеклассическое, с сильным контрастом между разделами вплоть до различия темпа и жанровых признаков (в музыке 19-20 вв.).
Наше рондо относится к классическому. А в чём особенности классицизма, будь то в музыке или в литературе? В наличии противоположных персонажей (тем) и, как следствие, их противопоставление друг другу в контрастности их характеров. В данном случае имеются ли у нас такие противоположные характеры? (Ответ ученицы). Да, это рефрен (у нас три проведения, форма периода из трёх предложений) - с его радостной, солнечной, позитивной, темой и чередующиеся с рефреном эпизоды, разные по характеру: эпизод А (форма периода из трёх предложений) - противоположен по характеру рефрену: тема первого предложения - минорная, тревожная, сумрачная, драматичная, тема второго предложения пасторальная, далее идёт повторение первой темы. Эпизод Б (форма периода из двух предложений) - состоит из одной торжественной темы, как бы подытоживающий триумф жизни.
Сопоставление характеров в данном произведении напоминает нам саму жизнь с её радостными моментами и моментами жизненных трудностей и переживаний. Когда ты будешь играть ты можешь вспомнить самые счастливые моменты из своей жизни (каникулы, день рождения) и самые грустные, пусть это поможет тебе выразить характер этой музыки. Стоит сказать, что и рефрен, и эпизоды имеют целеустремлённый, моторный характер. Жизнь течёт и не останавливается на месте, даже несмотря на какие - то неурядицы.
Какие средства музыкальной выразительности помогают добиться таких характеров? Во- первых, лад - то, о чём мы только что говорили, темп, и ритм помогают выразить моторность, темп- это скорость - allegro - не только быстро, но и весело; ритм- соотношение длительности звуков и их организованная последовательность, которая диктует необходимость чётко выдерживать длительности, особенно в местах с пунктирным ритмом, вкрапление шестнадцатых нот придаёт моторность, их также необходимо играть ровно; штрихи - артикуляционная и динамическая контрастность на коротких отрезках требует умения гибко переключаться на новые звуковые и технические задачи. Выдерживание темпа - главное в крупной форме (то, что помогает добиться целостного охвата произведения), необходимо слышание пульсации восьмыми (оно помогает управлять движением шестнадцатых). Для развития чувства больших ритмических группировок можно применить «дирижёрский счёт» по тактам; тембр - окраска звука связана с угадывающимся симфонизмом, оркестровостью. Особо мощно и объёмно должно прозвучать forte в конце эпизодов и коде, изящно в теме рефрена (скрипки, певуче и нежно в пасторальном эпизоде (флейты). Все эти моменты касаются и эпизодов. Мелодия- часто встречающиеся интервальные созвучия в партии правой руки требуют правильного распределения веса руки (работа над рефреном).
Есть в эпизодах полифонические моменты – где важно услышать голоса в разных регистрах. Для работы над дифференциацией фактуры очень важно добиться того, чтобы ученик чётко представлял каждый голос как самостоятельный. Здесь в партии одной руки сочетается мелодия и сопровождение и важно научиться распределить вес.
Пасторальность одного из эпизодов полифонична- скрытая и явная полифония, необходимо умение слышать и вести каждый голос в правой и левой руках высвечивая мелодию в верхнем голосе (работа над эпизодом А).
В последнем рефрене, трансформирующемся в коду, имеется сложность в параллельном движении рук шестнадцатыми. Отработка в медленном темпе на стакккато с выделением опорных точек на сильные доли, полифонический приём- играть двумя руками, выделяя партию левой руки (на стаккато, легато) тоже в медленном темпе. Вернувшись к темпу играть это место «по левой руке», используя слуховой контроль (работа над последним рефреном).
Итог урока
Исполнение произведения целиком - целостный охват произведения, выбор удобного и правильного для раскрытия образа темпа. Четкое представление и реализация художественных и технических задач.
Домашнее задание
В ходе урока ученик получил чёткие указания о способах и методах работы над пьесой. Важно в домашних занятиях прорабатывать каждую из частей (рефрен, эпизоды, кода) в отдельности и помнить о задачах технических и звуковых, не играть в быстром темпе. После прорабатывания частей допускается один раз сыграть пьесу целиком в темпе и максимально добиться нужного исполнения. После обязательно опять проиграть пьесу в сдержанном темпе с хорошим слуховым контролем. Необходима отдельная проработка технически - трудного места с движением шестнадцатых нот в коде.
Методические ресурсы
1. Б. Милич Б. Воспитание ученика - пианиста. - Москва: Кифара, 2008.
2. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – Москва: Музыка, 1985.
3. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2017/04/17/konspekt-uroka-po-fortepiano-3 -klass-rabota-nad-obrazom-i
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рондо