Ольга Янишевская
Конспект открытого показа по формированию просодической стороны речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
-продолжать формировать у детей правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох;
- продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей в играх - драматизации, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета;
-развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру;
-совершенствовать четкость дикции;
-воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
Публикация «Конспект открытого показа по формированию просодической стороны речи старших дошкольников» размещена в разделах
-развивать и поощрять речевое творчество детей;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
-заучивание стихотворений для выполнения упражнений на развитие правильного речевого дыхания, длительного речевого выдоха, интонационной выразительности, ритмичности, на совершенствование качества голоса, на умение изменять темп своего движения;
-знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» и ее пересказ.
МАТЕРИАЛ:
-атрибуты для драматизации сказки «Заюшкина избушка» (макет домика, костюмы: зайчика, лисы, петушка, медведя, собачек, коса для петушка);
-снежинки для упражнения на изменение темпа движения и силы голоса.
ХОД:
Логопед: Дети, помните, я рассказывала вам русскую народную сказку «Заюшкина избушка»?
Дети: Да.
Логопед: Мы рассматривали картинки по этой сказке, беседовали по её содержанию, вы отвечали на вопросы и пересказывали сказку, я знаю, что вы очень хорошо запомнили все слова персонажей сказки «Заюшкина избушка» и сегодня я предлагаю вам их сыграть. Хотите быть артистами?
Дети: Да
Логопед: Сначала я сама распределю вам роли, а затем вы можете выбрать себе роль кто какую захочет. Зайчиком будет – Даниил, Лисой - Ангелина, Собаками – Влад и Стас, Медведем – Алёша, а Петушком – Ваня.
Не забудьте быть выразительными, произносите слова правильно, чтобы всем было понятно. Слова автора я возьму на себя. А те дети, которые не участвуют в драматизации сказки будут ее зрителями.
(драматизируется сказка)
Логопед: Дети вам понравилось быть артистами?
Дети: Да
Логопед: А сейчас я спрошу у зрителей о том, какой персонаж им понравился больше всего.
Дети: Петушок, Зайчик.
Логопед: А кто из наших артистов был самым выразительным?
Дети: Медведь.
Логопед: Молодцы ребята! Вы очень постарались! Чтобы быть настоящими артистами надо четко и правильно разговаривать и научиться этому нам помогут специальные упражнения. Вы их знаете, давайте мы их повторим.
УПРАЖНЕНИЯ:
1. Упражнение на развитие правильного речевого дыхания (выполняется глубокий вдох, а на выдохе произносится фраза).
Маша ела.
Маша ела кашу.
Маша ела вкусную кашу.
Маша ела вкусную манную кашу.
2. Упражнение на развитие длительного речевого выдоха и интонационную выразительность.
Солнышко сказало: «Мне пора взойти!»
А -А-А-А-А-А-А
Травка зашептала: «Мне пора расти!»
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
Пчелы зажужжали: «Мед пора собрать!»
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж
Птички загалдели: «Летать, летать, летать. Чик-чирик»(высоким голосом и радостно, «Чик-чирик» (низким голосом, нахмурившись и строго).
3. Упражнение на развитие ритмичности «Молоток».
Тук-тук, тук-тук-тук, раздается громкий стук.
Молоточки стучат, гвозди забивать хотят.
Ток-ток, молоток, забей гвоздиков пяток.
Удары кулачками:
1-2;
1-2-3;
1-2-3-4.
4. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи.
- Дети, голос может изменяться. Им можно передать удивление, вопрос, радость, можно передать просьбу или приказ. Давайте попросим солнышко нас согреть, оно уже давно к нам не заглядывало.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко.
Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Сначала просим, затем приказываем и опять просим.
5. Упражнение на совершенствование качества голоса – его способность к усилению и ослаблению.
В лесу кричу: АУ! АУ!
А мне в ответ: АУ! АУ!
Горе кричу; АУ! АУ!
Гора в ответ: АУ! АУ!
6. Упражнение на умение изменять темп своего движения на изменение силы голоса.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Но подул вдруг ветерок-
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки
А. Барто
Логопед: Ребята давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: Были героями сказки «Заюшкина избушка», делали упражнения для того, чтобы правильно и выразительно говорить.
Логопед: Ваня, чем тебе понравилось заниматься больше всего? (опрашиваю каждого ребенка и добиваюсь четкого и правильного ответа).