Нина Решетникова
Конспект открытого мероприятия «Таинственный невидимка» (старшая логопедическая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Познакомить с понятием «воздух», его роль в жизни человека; выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды, доказать, что воздух занимает место, обнаружить воздух в других предметах. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Воспитывать аккуратность в работе.
Материал: Трубочки, стаканчики, полиэтиленовый пакет, перчатки, бутылочки, мыльные пузыри, напальчник, воздушные шары, глина, камень, деревянный брусок, веера, салфетка, карточки с изображением теплой и холодной струи.
Ход:
Публикация «Конспект открытого мероприятия „Таинственный невидимка“ (старшая логопедическая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Дети! Я вас приглашаю в лабораторию. А что делают в лабораториях? В лабораториях проводят опыты! С помощью опытов узнают о свойствах и качестве предметов. Вещей, веществ. Вы хотите быть исследователями? Над каким веществом мы будем проводить опыты догадайтесь сами.
- Посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? Правильно, столы, стулья,
шкафы, игрушки, цветы.
- Группа наша большая, просторная. А что же находится между полом, потолком,
стенами, там, где пусто?
- Воздух.
- Ребята, а вы видите воздух? (Нет). Я тоже его не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют «невидимка».
- А почему мы его не видим? Воздух прозрачный, через него все видно.
- А хотите воздух увидеть? Сейчас мы сделаем фокус. (Положить на край стола легкую салфетку или снежинку и взмахом книги привести снежинку в движение, она слетает на пол). Хотите почувствовать, как движется воздух? (Предложить детям веера из бумаги, дети наблюдают движение воздуха).
Ребятки, а теперь попробуем задержать дыхание. Долго ли мы вытерпели? Нс больше нескольких минут, потом стало как-то неприятно. Оказывается, воздух нам большой друг, ведь мы им дышим. Чтобы убедится, что и внутри нас есть воздух, возьмем соломинку для коктейля и подуем через нее себе на ладошку. «Что вы почувствовали?›› (Ветерок). Верно, как будто дует ветерок.
А теперь отпустим один конец трубочки в стакан с водой. Что появилось? Почему? (Пузырьки. Когда мы дуем, в воде появляются пузырьки воздуха).
Посмотрите и скажите, что обозначает эти знаки? (Холодная и теплая воздушная
струя). Подставим ладошку ко рту и произнесем звук «С».
- Какая воздушная струя? (Холодная).
- Какие звуки мы произносим, когда выходит теплая струя? Ш,ж,ч,щ.
- Какой вывод можно сделать? (Воздух помогает нам произносить звуки).
Дети, что в стакане? (Нет ничего).
Говорите, нет ничего. Тогда смотрите. (Перевернуть стакан вверх дном и медленно отпустить в емкость с водой). Стакан не наполняется водой.
- Что же не пускает воду в стакан? (Воздух)
- Даша, Максим, Катя повторите этот опыт.
- А теперь наклоните стаканчики. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха).
- Откуда они появились? (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх. Значит он легче воды.
- Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого Цвета воздух? (Бесцветный).
- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха).
- Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.
- Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над Землей холодный воздух па юг, теплый на север, разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака в дождевые тучи. Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным одеялом. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли.
- Ребята, а как вы вдыхаете воздух? (носом)
Вдохните воздух, а теперь поставьте ладошку перед носом и выдохните. Что вы почувствовали? (воздух струей выходит из носа). А теперь вдохните и выдохните посильнее. Что вы услышали? (Звуки). Оказывается, воздух можно услышать.
- Давайте подумаем как можно это проверить?
- Верно, подуть в бутылочки. (Что). Звук рождается, когда дрожит воздух.
- Кто любит пускать мыльные пузыри? А вот кто знает, что у мыльных пузырей внутри? Подуем легко в трубочку, и полетят пузыри. Почему они летят? Они такие легкие, потому что внутри воздух. Из мыла получается тонкая и прочная оболочка пузыря. А теперь давайте попробуем надуть большой-пребольшой пузырь. Вот уже какой огромный! Ой, лопнул. Почему так получилось? Внутри оказалось слишком много воздуха, и мыльная оболочка не выдержала.
- А можно потрогать воздух?
Для этого возьмем напальчник и наденем его на узкий конец воронки. Потрогайте напальчник, он пустой. Теперь медленно опустим в воду широкий конец воронки. Что же произошло? Правильно напальчник надулся? А почему? Да потому, что туда попал воздух из воронки, который вытеснила вода.
Интересно, есть ли воздух в камне? А в дереве, глине, земле? Проверим? Что нужно сделать? Верно, опустим в стаканчики с водой камень, комочек глины, деревянный брусок. Понаблюдайте, что будет. На поверхность начнут подниматься пузырьки А значит, воздух есть. А где его больше всего? Разуметься там, где больше пузырьков. От чего это зависит? (Чем плотнее материал, тем меньше в нем воздуха, чем материал рыхлее, мягче тем воздуха больше.)
Где может нам помочь невидимка? (Дать надуть детям несколько воздушных шариков разного размера.) Какой шарик улетел дальше всех? Тот, в котором было больше воздуха! Воздух, вырываясь из горлышка, заставляет шарик двигаться вперед, такой же принцип используется в двигателях реактивных самолетов и ракет.
Воздух помогает в жизни человеку.
Это мельница, вентилятор, автомобильная шина, воздушный шарик, надувная лодка, свисток, музыкальные инструменты.
Ребята, а теперь вспомним все опыты и расскажите все о воздухе, какой он?
(Невидимый, без цвета, без вкуса, без запаха, легче воды, движется, звучит,
помогает жить человеку, животным, растениям.)
- А теперь давайте поиграем в интересную игру «Раздувайся пузырь!››
Почувствуем, как мы раздуваемся, когда вдыхаем воздух, и как сужаемся, когда выдыхаем