Елена Карпова
Конспект открытого итогового мероприятия по проекту «Крестьянский быт» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
г. Челябинск, май 2014 год
Конспект открытого итогового мероприятия
по проекту «Крестьянский быт» в старшей группе № 12 МБДОУ ДС № 383
Разработала и провела воспитатель Карпова Елена Евгеньевна.
Интеграция образовательных областей:
Публикация «Конспект открытого итогового мероприятия по проекту „Крестьянский быт“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2014
«Социально – познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Обобщить знания детей об особенностях жизни, быта и труда крестьян. Воспитание гордости за трудолюбивый русский народ. Воспитание интереса к национальному фольклору, традициям, обрядам и обычаям.
Образовательные задачи:
• Уточнить и подвести итоги знаний детей о народном творчестве и обрядах, жизни, труде и праздниках играх и танцах крестьянских семей.
• закрепить знания детей загадок, пословиц о труде.
• подчеркнуть важность знаний о крестьянах на Руси.
Развивающие задачи:
• активизировать словарный запас по теме «Русская изба», «Предметы утвари», «Ремёсла».
• развивать связную речь детей;
• развивать восприятие, внимание, память, мышление и внимание.
• способствовать формированию коммуникативных навыков.
Воспитательные задачи:
• способствовать развитию интереса к национальной культуре и истокам.
• создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.
• воспитывать у детей любовь к труду.
Оборудование: Газеты журналы, книги, иллюстрации, макет русской избы, русские национальные костюмы, серп, музыка для сопровождения игр и танцев.
Ход мероприятия:
Дети и воспитатель в народных костюмах под народную музыку входят в зал и рассаживаются на лавках в выстроенной крестьянской избе. Возле дома, сидя на лавочке, дети начинают зазывать гостей на посиделки:
Воспитатель: Ото всех друзей,
Ото всех ворот,
Приходи скорей народ!
1реб. : Приходи кому охота,
А кому неохота – тоже приходи
Нашу беседу послушай, погляди!
2реб. : Заиграй-ка балалайка
Заиграй-ка звонче
Дома ль Настя,
Дома ль Василиса,
Дома ль душенька – Катюшенька!
Воспитатель: Обращая внимание на гостей в зале, здоровается: «Здравствуйте гости дорогие, милости просим Вас на наши посиделки!»
(Звучит музыка и в зале появляется «Кот в сапогах»).
Кот: Мур-р-р мяу-у-у-у! Здравствуйте детишки и вся достопочтенная публика. Гулял я по крыше своего замка и услыхал как весело кто - то зовёт всех. Вот я и примчался… Мур-р-р мяу-у-у-у! Воспитатель: Ну что же гость дорогой «Милости просим Вас, проходите. Гостем будете». Ребята а вы узнали кто это?
Дети: Да, это кот в сапогах.
Кот: Какие вы красивые и наряды у вас необычные. Мур-р-р мяу-у-у-у! Что это за наряды такие на вас одеты?
Воспитатель: Кот ты не торопись, мы тебе сейчас всё расскажем по порядку. Ребята, расскажите-ка нам, пожалуйста, зачем мы здесь собрались и что за наряды на нас одеты.
Дети: Собрались мы здесь у терема погулять, да о крестьянской жизни рассказать.
Воспитатель: А ты Кот, где живёшь?
Кот: Я живу во Франции в замке. Мур-р-р мяу-у-у-у!
Воспитатель: Ребята, а мы в какой стране живем?
Дети: А мы живем в России. Наши далёкие предки жили очень, очень давно. Их называли крестьянами.
Воспитатель: А крестьяне тоже в замках жили?
Дети: Нет. Они жили в бревенчатых избах. В избе была печка, лавки и стол из дерева. Угол, где женщины трудились, варили, вышивали, детей в люльку качали назывался - «Бабий кут». В избе был «Красный угол» где стояли иконки, а мужчины рукодельничали в другом углу, там стояли лавки где мужчина работал,а иногда и спал. Там висела одежда, принадлежности для работы и конная сбруя - поэтому назывался «Конник».
Кот: Мур-р-р мяу-у-у-у! Ин-н-тер-р-ресно!
Воспитатель: Расскажите ребята Коту о нашей одежде.
Дети: Такую одежду носили крестьяне. И мы одеты в русские народные костюмы.
Кот: А из чего шили такую одежду? Мур-р-р мяу-у-у-у!
Дети: Шили одежду из льняного полотна. Сначала нитки пряли на прялке. Затем из ниток ткали на ткацком станке и получали полотно. А мастерицы рукодельницы шили из полотна одежду, а потом украшали её вышивкой. (Показывают на иллюстрации изготовления ниток, ткани, одежды).
Кот: Великолепно! Мур-р-р мяу-у-у-у! Мне нравится слушать о крестьянах. А что одето на мальчиках… а на девочках?
Дети: Сарафан, рубаха, накосник - на девочках. На мальчиках - рубаха, порты, кушак и фуражка.)
Кот: А что это у вас на ногах одето ребята, я вот в сапогах хожу? (Это лапти, крестьянская обувь).
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Собери картинку». (Мужская и женская одежда)
Воспитатель: Тяжела была жизнь крестьян на Руси. Они много работали. Народ слагал пословицы о труде. Хочешь Кот послушать эти пословицы? (ДА). Ребята расскажем Коту пословицы, которые мы знаем? (Да.)
Давайте я буду начинать пословицу а вы продолжите:
1. «Хочешь есть калачи… Не лежи на печи.
2. «Кто хвалится… Тот с горы свалится.
3. Красна птица перьями… а человек уменьем.
4. Труд человека кормит… а лень портит.
5. Без труда… не вынешь рыбку из пруда.
Воспитатель: Ребята, легко ли жилось крестьянам на Руси?
Дети: Нет. Трудна была жизнь крестьян.
Воспитатель: Сколько лет было крестьянским детям. Когда они начинали работать?
Дети: Крестьянские дети рано работать начинали. В пятъ лет девочки помогали старшим сматывать нитки, кормить кур. Потом ухаживали за птицей, мыли посуду и полы, носили воду и нянчили младших братьев и сестренок.
Воспитатель: А мальчики чем были заняты?
Дети: Мальчик начинал гонять скотину на водопой, учился ездить верхом, помогал отцу заготавливать дрова на зиму и приносить их в дом. Крестьянский мальчик в семь-восемь лет уже помогал отцу на пашне, управляясь с лошадью.
Воспитатель: Умели мальчики охотиться, рыбачить?
Дети: С отцом ходил на охоту, учился стрелять из лука, мог рыбачить. В тринадцать лет подросток мог уже пахать.
Воспитатель: т. е. мальчик в четырнадцать лет становился настоящим работником. В зимнее время он мог плести лапти и лукошки, косить, жать серпом, работать топором и цепом.
Кот: Что же, крестьяне дни напролёт только и работали?
Дети: Нет. После работы все, маленькие и взрослые, шли петь и плясать, в игры играть. Так они отдыхали.
Воспитатель: Вот и мы сейчас заведём хоровод. А ты Кот присоединяйся к нам и тоже отдохни.
Водят Хоровод «А я по лугу» под музыку.
Кот: Мур-р-р мяу-у-у-у! По лугу-у-у … Мур-р-р мяу-у-у-у! По лугу-у-у
Воспитатель: Вижу понравилась ли тебе наша хороводная!
Кот (Находит серп.) : Что это за такая сабля кривая…Ха-Ха-Ха.
Воспитатель: Это не сабля кот, это предмет труда крестьян. Каждая семья занималась своим ремеслом. Одна семья занималась земледелием и выращивал хлеб. А чтобы его вырастить сначала что нужно сделать?
Дети: землю – вспахать сохой (показывает на иллюстрацию- пахаря)
Воспитатель: а потом её размягчить. Для этого нужна? (показывает на иллюстрацию сохи, бороны.)
Дети: Борона
Воспитатель: А ещё чем жили крестьяне?
Дети: Другие ходили в лес и охотились на зверей. Их называли охотниками. (иллюстрация)
Воспитатель: Какими инструментами пользовался охотник?
Дети: У охотника был острый нож, стрелы с металлическим наконечником. Воспитатель: А кто изготавливал металлические наконечники?
Дети: Ковали металлические предметы – кузнецы. Кузнец был сильным, поэтому кузнечным ремеслом занимались только мужчины.
Кот: Ой а я нашёл миску. А из чего она сделана?
Дети: Она глиняная
Кот: А кто её сделал?
Дети: Гончар. Из глины на гончарном круге он делал вазы миски посуду.
Презентация: «Убери лишнее» (кузнец, гончар, пахарь, ткачиха)
Воспитатель: Видишь кот, как разнообразен крестьянский труд.
А сейчас я буду задавать ребятам вопросы, из которых ты ещё много нового узнаешь: Презентация на экране
1. Что говорит хозяйка, встречая гостей?
Зачем пришли?
Я спать хочу, завтра приходите!
Милости просим, гости дорогие!
2. На чем девицы ведра с водой с колодца несут?
На кочерге.
На метле.
На коромысле
(просит показать).
3. Чем из печи горшок вынимают?
Серпом.
Косой.
Ухватом
(просит показать).
4. Что надо сделать с землей перед тем, как рожь сеять?
Притоптать ногами.
Вспахать
(показать макет «Пахота» или иллюстрацию).
Подметать.
5. Чем после пахоты разбивают комья земли, чтобы земля стала мягкой?
Топором.
Бороной
(показать иллюстрацию о бороне).
Разминают руками.
6. Чем рожь в поле жали?
Серпом
(предложить имитировать движения жнеи).
Ножницами.
Рвали руками.
7. Как называется большая охапка колосьев, связанная жгутом из соломы?
Букет.
Сноп.
Веник.
8. Без чего нельзя сварить пшенную кашу?
Без топора.
Без сахара.
Без крупы.
Кот: Вот молодцы ребята, сколько вы знаете.
Воспитатель: А ещё Кот мы научим тебя русской народной игре, называется она «Горелки».
Кот: Хорошо у вас в гостях, но пора прощаться, мне очень понравилось у вас. Буду вас вспоминать и научу своих друзей русским народным играм и танцам.
Воспитатель: Мы тебе на прощанье подарим макет избы, которую сделали вместе с детьми своими руками.
Кот: Вот спасибо! До свидания! Мур-р-р мяу-у-у-у! (Уходит)
Воспитатель: Как говорится в русской народной пословице «Делу время, а потехе час». Так и у нас, наши «Посиделки» закончились и пора нам в группу возвращаться.
Спасибо и Вам гости дорогие, что были вместе с нами, до встречи.