Юлия Быкова
Конспект организованной образовательной деятельности «Исследуем соль» (экспериментально-познавательная работа)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Киреевский д/с «Солнышко»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Исследуем соль (экспериментально-познавательная работа)»
Воспитатель: Дедова Ю. В.
Февраль 2014 г.
Программное содержание:
- Расширять представления детей о понятии «малая родина», природных богатствах края.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Исследуем соль“ (экспериментально-познавательная работа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
- Дать естественно научные представления о соли как ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
- Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию; способствовать развитию разных методов познания.
- Учить делать сувенир по образцу, выполняя инструкции воспитателя.
- Воспитывать положительное, бережное отношение к миру через развитие основ экологической культуры.
Предварительная работа :
- Изучение с детьми познавательной литературы, энциклопедий;
- Выход в Интернет с целью – найти информацию о соли;
- Чтение словацкой «Сказки о соли»;
- Заучивание поговорок, пословиц о соли;
- Лепка из соленого теста;
- Опытническая работа по изучению свойств и качеств соли;
- Создание коллекции полезных ископаемых Тульского края;
- Рисование по соли, организация выставки работ.
Ход:
Воспитатель: Что мы называем Родиной?
Дети: Это место, где мы родились; Россия; наш город…
Послушайте: (выставка детских работ – чтение с показом)
- Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем? Солнце в небе голубом
И душистый золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем.
А как называется наш край, в котором мы живем?
Дети: Тульский, Тульская область.
Воспитатель: Дети, что это? (показывает на карту)
Дети: Это карта.
Воспитатель: Это карта Тульского края (обводит указкой границы). Самая крупная точка – это город Тула (предлагает найти и показать желающему). А вот здесь, недалеко от Тулы, стоит наш Киреевск (показывает).
Дети, наш край богат лесами, реками, полезными ископаемыми. Кто знает, какие полезные ископаемые есть в Тульском крае?
Дети: Глина, уголь, известь, мел, минеральная вода.
Воспитатель: Вот какой богатый наш край! Чтобы уметь пользоваться этими богатствами, их изучают и исследуют!
Вот и я вам предлагаю продолжить изучение соли, которую тоже добывают во многих районах Тульского края.
Итак, что мы знаем о соли? (Какая она)
Дети: Белая, не имеет запаха, соленая, состоит из мельчайших кристалликов, растворяется в воде.
Воспитатель: А как вы думаете, где соль быстрее растворится? В простой воде или газированной? (выслушивает предположения детей). Проверим. (опыт на столе воспитателя)
Воспитатель: Какой же вывод?
Дети: Соль быстрее растворяется в газированной воде.
Воспитатель: В прошлый раз я поставила перед вами задачу: узнать, как соль влияет на рост растений (вносит лук).
Вот ваши посадки! Вспомните, какая в этой емкости земля? (Чистая)
А в этой? (С солью)
Воспитатель: Сравните посадки и скажите, чем отличается этот лук (показывает) от этого?
Дети: В чистой земле лук вырос хороший, зеленый, высокий, перья толстые, а в земле с солью – плохой, вялый, бледный, концы перьев сухие.
Воспитатель: Как же соль влияет на рост и развитие растений?
Дети: Плохо!
Воспитатель: Да, соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
Воспитатель: А теперь посмотрим, что будет происходить с яйцом в соленой и в не соленой простой воде, и узнаем новое свойство соли (опыт).
Дети: В банке с пресной водой яйцо тонет, в банке с соленой водой – плавает.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Соленая вода тяжелее пресной, она не пускает яйцо на дно.
Воспитатель: Вот как много мы уже знаем о соли. А зачем она нужна человеку? (ответы детей)
Да, соль – очень ценный полезный природный материал. Она в нашем организме задерживает необходимую ему для жизни воду, ведь обезвоживание приводит к смерти. Но и переедать соль тоже опасно. Это вредит нашему здоровью. Она оседает в организме человека и сковывает суставы, поэтому нужно вести активный образ жизни. Давайте и мы с вами подвигаемся.
Физминутка
Воспитатель: Всегда на Руси дорогих гостей, молодоженов встречали хлебом – солью, потому что хлеб – наше богатство, но и соль в давние времена была недешевой, потому что трудно добывалась. Ее выпаривали из воды соляных озер, морской воды, а для этого требовалось много деревьев.
Я попробую из соленой воды выпарить соль, смотрите: на огне свечи я подержу ложку с соленой водой. Пар пошел, видите? Что это? Да, это испаряется вода. И вот ее уже нет в ложке. А что осталось? Белый налет – это соль. Тяжелой и кропотливой была такая добыча соли, поэтому она была очень дорогой и не всем была по карману. В богатом доме желанные гости, как говорили раньше, «хлебали солоно», а нежеланному или незваному гостю соли могли вообще не предложить, и он уходил «не солоно хлебавши». Сейчас это выражение вспоминают, когда не удается добиться желаемого. А какие пословицы и поговорки о соли вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Ну все, казалось бы, мы знаем о соли. А как вот это свойство соли называется? (сыпет соль сверху вниз)
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: Да, а еще что можно сделать с солью? (показывает лотки с цветной солью)
Дети: Покрасить.
Воспитатель: Конечно. Чем мы с вами красили эту соль?
Дети: Мелками, гуашью.
Воспитатель: Из такой соли можно приготовить сувенир в подарок. Образцы мы с вами рассматривали в компьютере, вот один из них. (показ) Через воронку будете попеременно насыпать соль разного цвета. Вот так. (показ) Все необходимое лежит на этих столах, работать будем аккуратно, не мешая друг другу.