Надежда Алпатьева
Конспект ООД «Традиции и быт казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций казаков.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей об истории возникновения Донского казачества,
- приобщать детей к культуре и быту казачества;
- закреплять представление детей о быте и укладе жизни казачьей семьи;
- формировать ценностные представления о труде казаков, о семейных отношениях;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
Публикация «Конспект ООД „Традиции и быт казачества“» размещена в разделах
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
- Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков;
Воспитательные:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать внимательное отношение и уважение к членам семьи, чувство уважения и почитания к старшим.
Ход занятия
Воспитатель - Я родом из Донского края, на свете нет прекрасней края.
Простор степей, простор песков и хлебных желтых колосков.
Великий и могучий Дон, он с волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ. Казаки мир его зовет.
Казак - опора всей России, Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь,гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель: О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными. Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.
Воспитатель - посмотрите на фотографию. Что на ней?
Дети - Это казачий курень
Воспитатель - вы знаете, что означает слово курень? Курень значит круглый. Дома у казаков двухэтажные. Первый этаж низкий, его называли низы. А второй высокий – верхи. Поэтому про курень говорят: Курень, куренек,Он не низок, он высок…
Рубили их с помощью топора из толстых бревен. Казачьи избы называли куренями. Расположение комнат в таком доме шло по кругу, вокруг печки. Внутри куреня насчитывалось не меньше трех комнат : стряпная, спальня,чистая или зала. Стены делали из нетолстых бревен, обмазывали снаружи и внутри глиной. Пол был земляной, для этого насыпался ровный слой глины и утрамбовывался, каждый год пол смазывался смесью – глины и коровьего помета. Вначале крылись курени чаканом – камышом, лубом или тесом, а позже железом. Вокруг дома шел небольшой балкончик – балясник. Для отопления зимой и приготовления пищи делали печь -каменку. Труб и дымоходов печь не имела. Для выхода над печью делалось отверстие – волоковое окно. Помимо волокового окна в курене было еще одно -два окна. Но стекло было большой редкостью, окна затягивались бычьими пузырями.
- А почему Донские казаки строили именно такие особые дома, непохожие ни на какие другие? Хотите узнать (Да).
Казаки селились у реки Дон. Весной Дон разливался, и вода могла затопить дом, поэтому низы строили из самана и камня, хранили там огромные запасы продуктов, а зимой пускали животных. А верхний этаж был деревянным, там жили люди.
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии?
Дети - Казачья семья.
Воспитатель - О чём нам может поведать это фото?
Дети - О том, как жили наши предки.
Воспитатель: В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на «Вы». Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры.
Воспитатель - А еще у казаков были традиции. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.
Воспитатель - Что изображено на этой фотографии?
Дети - Казак и конь.
Воспитатель - О чём эта фотография нам может поведать?
Дети - Конь был верным другом казака.
Воспитатель - Да, у казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Даже есть очень много пословиц и поговорок о лошадях?
Конь казаку – лучший друг.
-Казак сам не ест, а коня накормит.
-Казак без коня, что солдат без ружья.
-Сам погибай, а коня выручай.
Воспитатель А сейчас - физминутка:
Кто шагает дружно в ряд, Посмотри, посмотри.
Это наш лихой отряд, Казаки, казаки. (Ходьба.)
Кто за казаком идет, В поводу, в поводу.
То коня казак ведет Под узду, под узду. (На носочках.)
Скачет резво конь лихой С седоком, с седоком,
Охраняя наш покой С казаком, с казаком. (Скачут.)
Будем мы с моим конем на границе стоять,
Нашу землю от врагов, охранять, охранять. (Рука приставлена ко лбу, повороты вправо, влево.)
-Молодцы, ребята! Присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, казаки всегда защищали свою Родину. Их провожала на войну и благословляла вся семья. Да, казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. А домашнее хозяйство всегда вела казачка. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. Даже пословицы есть о смелости казаков.
- Казак и в беде не плачет.
-Где казак, там и слава.
-Атамана из плохого казака не получится.
-Казак без службы – не казак.
-Где враг, там и казак.
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии?
Дети - Папаха и шашка.
Воспитатель - Папаха головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.
Воспитатель - А сейчас отгадайте загадку:
Лес на берегах стоит, под мостом она бежит,
И течет вода куда-то, догадались вы ребята?
У молчу ответ пока, под мостом бежит …. (река).
– Правильно это река. Какая главная река в Донском крае?
Дети: Река называется Дон. (показ фотографии реки Дон)
Воспитатель - А что вы знаете о реке Дон? Какая она?
Дети - Река Дон большая, широкая.
Воспитатель - Да, она тянется далеко по всей области. По реке Дон ходят корабли, теплоходы. По берегам реки расположены села, города,станицы. Дон называют Дон - батюшка.
Воспитатель: Я вижу, что вы уже знаете историю своих предков – казаков. Так будьте их достойны.
Воспитатель - А сейчас мы с вами поиграем в казачьи и народные игры.
Игра «Заря».
Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря –зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Игра " Ручеек".
Ход игры: Дети становятся парами и выстраиваются друг за другом с поднятыми вверх руками, образуя коридор. Один из игроков становится в конце колонны. Затем он идет и выбирает себе пару из участников, и становятся первыми. Ребенок без пары уходит назад. Игра повторяется.
Воспитатель: О ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: О казаках, их обычаях и традициях.
Воспитатель: А зачем нам нужно это знать?
Дети: Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!
Воспитатель - И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дон - реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки - казаки!
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида "Родничок"
Конспект ООД по познавательной деятельности
«Традиции и быт казачества».
(старшая группа)
Провела:
воспитатель высшей категории: Алпатьева Н. Н.
октябрь 2022 г