Светлана Безина
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осень — чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять представления детей об осени, изменениях, которые происходят в это время года в природе и окружающем мире.
Задачи:
- обобщать представления детей об осени как времени года, ее признаках.
- закреплять названия осенних месяцев, осенних периодах.
- развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, закреплять обобщающие понятия, обосновывать свой ответ.
- развивать грамматический строй речи, слуховое внимание;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе „Осень — чудная пора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- закрепить употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении, закреплять умение составлять рассказ по мнемотаблице, развивать связную речь;
- развивать образно-логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения;
- совершенствовать умение определять местонахождение звука «ж-ш» в слове, развивать фонематический слух.
- формировать умение выразительного чтения стихотворения об осени;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение слушать друг друга и работать в коллективе;
- воспитывать чувство прекрасного.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций, картин о природе и ее изменениях в разное время года.
2. Обучение составлению рассказов по мнемотаблице;
3. Беседы с детьми о природе, об осенних приметах, а также беседы с детьми о растительном и животном мире.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук.
Оформление группы : - Сюрприз – сундучок, нарисованные деревья, объемное дерево с буквами осеннего алфавита, осенние листья (кленовые, дубовые, березовые, ширма.
Материалы: Презентация к занятию, мяч, схемы слов, картинки для составления предложения.
Методы и приемы, использованные на занятии:
- словесный метод,
- наглядный метод,
- практический метод,
- игровой игровой.
Слайд 1 1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель с детьми входят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки, и поздороваемся со всеми: «Доброе утро!»
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья (показываю на детей).
Мы сейчас пойдем направо (идут вправо,
А теперь пойдем налево (идут налево,
В центре круга соберемся (идут в круг,
И на место все вернемся (возвращаются назад).
Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу,
И сейчас играть начнем (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим
Наступила зима. А перед зимой какое было время года? (осень).
После зимы придет. (Весна, а за весною (Лето)
В: Ребята, предлагаю вам отправиться в путешествие, а в какое время года вы узнаете, если отгадаете загадку.
Пришла девица красная
И листья обсыпает.
А как она зовется,
Кто, дети, угадает?
Слайд 2 Дети: Осень.
В: Верно, я предлагаю вам отправиться в гости к Осени. (Сели на стульчики)
- Отрывается панорама осенней полянки, в центре стоит дерево с буквами на ветках.
На экране появляется изображение Осени с голосовым звучанием.
Слайд 3 Осень : Здравствуйте, ребята! Есть сюрприз для вас друзья, но увидеть его пока нельзя, в сундуке он под замком. Ключ к замку в одном из слов. Вы его найдите, замок отомкните. Посмотрите на дерево, что на нем? Ни листочки, ни цветочки, а что?
Дети: Буквы.
Слайд 4 Осень : Вы уже знакомы с буквами. Каждая буква на этом дереве предлагает вам задание. Я знаю, у вас все получится!
(Воспитатель снимает с дерева по одной букве, спрашивает детей, знакома ли она им, затем предлагает выполнить задание.)
Слайд 5 БУКВА «П»
В: Давайте поиграем с осенними словами.
Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее» :
месяц - осенний месяц,
погода - осенняя погода,
настроение - осеннее настроение,
ночь – осенняя ночь,
небо - осеннее небо,
листва - осенняя листва,
дождь – осенний дождь,
одежда – осенняя одежда,
дерево - осеннее дерево,
день - осенний день,
небо – осеннее небо,
ветер – осенний ветер.
Дыхательная гимнастика. Покажем, как ветерок дул на листочки?
(Дети делают вдох, на выдохе произнося звук –у-у-у-, а листья шуршали вдох, на выдохе произносят звук ш-ш-ш)
В: продолжается игра, вы согласны?
Д: да.
Осень : Игра "Четвертый лишний".
Сентябрь, октябрь, ноябрь, март (весенний месяц).
Картофель, яблоко, свекла, морковь (фрукт)
Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь (плод дерева)
Белка, лиса, ласточка, заяц (перелетная птица).
В: Молодцы, вы справились с первым заданием. (снимает следующую букву)
Слайд 6 Д: БУКВА «Т
Воспитатель: сейчас мы послушаем стихотворение «Птицы к югу потянулись» и расскажет его… поможет вспомнить вам стихотворение таблица на экране. (Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу).
- Звучит классическая музыка. П. И. Чайковский «Осень».
Птицы к югу потянулись,
Значит, осень на дворе.
Рано утром мы увидим
Белый иней на траве.
Сбросили деревья листья.
Ярко-синяя река,
Словно в зеркале холодном,
Отражает облака.
Беседа по вопросам.
В: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: об осени.
В: - Сколько месяцев длится осень?
Дети: Три.
Слайд 7 В:Назовите осенние месяцы.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Кто назовет периоды осени?
- Сентябрь, ранняя осень.
- Октябрь, золотая осень.
- Ноябрь, поздняя осень. Давайте, проверим (по щелчку см. на картинки)
В: А какие признаки осени вы знаете?
Д: На улице стало холодно, люди тепло одеваются.
- Часто идут холодные, моросящие дожди.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают.
- Птицы собираются стаями и улетают на юг.
- На полях и огородах убирают урожай. Готовят запасы на зиму.
- Дикие звери готовятся к зиме.
В: давайте встанем все в кружок.
Слайд 8 Физкультминутка «Листики осенние».
Мы, листики осенние, (руки на поясе)
На веточках сидели. (присели)
Ветер дунул, полетели. (встают, бегут)
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели. (присели)
Ветер снова набежал. (Встают и кружатся на месте)
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Бегут на стулья)
Слайд 9 Д: БУКВА «И»
Дидактическое упражнение «Составь предложение».
В: Ребята, подойдите к столам. У вас на столе лежат картинки с признаками осени, составьте предложения по картинке. Теперь выходим по одному, ставим картинку на полоску, рассказываем свои предложения.
Что у нас получилось? Д: рассказ.
Слайд 10 Как можно назвать рассказ. Д: Осень.
Давайте закончим наш рассказ красивым предложением.
Дети высказывают предложения.
-Составьте схему предложения. Один ребенок выполняет у доски.
В: я думаю, что с этим заданием вы тоже легко справитесь, следующая буква «Ц»
В: Я прочитаю скороговорку, в которой один звук будет звучать чаще других, а вы должны будете назвать его. Слушайте внимательно.
Слайд 11 Дидактическое упражнение «Найди звук»
1. Шесть мышат в камышах шуршат. (ш)
2. У ежа ежата, у ужа ужата. (ж)
Слайд 12 В: последняя буква на дереве осталась, и эта буква «Ы»
Кто прочитает слово, которое у нас получилось
Д: Птицы.
В: Молодцы, из букв нашего дерева сложилось слово «ПТИЦЫ».
Давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Д: В этом слове: 5 букв, 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.
Слайд 13 Осень : Молодцы, вы очень старались, справились со всеми заданиями и нашли ключ к замочку- сундучок открыт. А это подарочек для вас! По работе и награда.
В: Спасибо, осень за твои дары!
Заключительная часть.
В: Ребята, вам понравилось осеннее путешествие?
А что вам больше всего понравилось и запомнилось? Ответы детей.
Вы все молодцы!
Да и нам возвращаться пора, нас ждет волшебница –Зима.
Слайд 14 Осень : До свидания, ребята до встречи в следующем году!
Слайд 15 Приглушенно звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» дети друг за другом выходят из группы.
Используемая литература:
Н. В. Елкина. О. В. Маринчева "Учим детей наблюдать и рассказывать" пособие для родителей и педагогов - Ярославль: академия развития 1996г.
А. М. Страунинг. Росток программа по ТРИЗ и РТВ для детей дошкольного возраста. Обниск 1996г.
Т. А. Шорыгина, "Какие месяцы в году". Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров, родителей. Москва Гном - Пресс. 2000г.
Приложение
(Рассказ по мнемотаблицы)
Осень.
1. На смену лету пришла осень.
2. Ночь становится длиннее, а день короче.
3. Солнце прячется за тучи и все реже выглядывает, часто идут дожди.
4. Деревья надели разноцветный наряд, а подует ветер листья опадают, кружась, укрывают землю золотым ковром.
5. Перелетные птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, потому что исчезают насекомые и растения, им нечего есть.
6. Зверям некогда резвиться, они готовятся к зиме делают запасы, меняют шерстку.
7. Люди собирают урожай на полях в садах и огородах.
8. Дети одевают теплую одежду, переобуваются в ботинки, сапоги.
Осень прекрасная пора, но скоро зима вступит в свои права.
Описание картин.
В: Здесь у нас есть три картины с изображением осени, вы должны будите определить где, какая осень изображена и описать её.
Описание картин по наводящим вопросам:
- На какой картинке изображена ранняя осень?
(ответы детей)
- Почему вы так думаете?
(ответы детей)
- Кто изображён на картине?
(ответы детей)
- Во что дети одеты?
(ответы детей)
- Что они делают?
(ответы детей)
- На какой картинке изображена золотая осень?
- На какой картинке изображена поздняя осень?
(3 ребенка самостоятельно описывают рассказ).