Казаева Нина
Конспект ОД по познавательному развитию «Путешествие в Математическое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: познавательное развитие
Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. закрепить представления детей о геометрических фигурах (треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10.
Задачи:
Образовательные:
1. Повторить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
2. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости.
3. Закреплять знания о составе числа в пределах 10.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Путешествие в Математическое царство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
4. Закреплять умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание;
Развивающие : 1. Развивать слуховое внимание и координацию движений.
2. Способствовать логическому мышлению детей. 3. Развивать диалогическую речь, используя в речи математические понятия.
4. Продолжать учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес к математическим занятиям : чувство товарищества, желание прийти на помощь
- воспитывать умение слушать друг друга;
-воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Интеграция с образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое, физическое, социально – коммуникативное развитие.
Методы и приемы:
Наглядные: Письмо от Царицы Математики, карточки с материалом для решения арифметических задач, составление геометрических фигур из счетных палочек.
Словесные: Чтение письма от царицы математики, беседа, объяснение, обращение
к жизненному опыту
Практические: задание «Построй город из геометрических фигур», составление и решение арифметических задач, чтение пароля «математика» по слогам, игровое задание «Засели домик числами»
Игровые: создание проблемной ситуации, игровое задание со счетными палочками, игра «Что и где?», игра «Кто внимательный?»
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие : «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».
Материалы и оборудование : ноутбук, кинопроектор, экран.
Краткий план ОД:
Вводная часть.
I.Чтение письма от Царицы Математики.
1. Создание проблемной ситуации.
II.Основная часть.
2. Решение проблемы: отправление на спасение математического царства
3. Прохождение пароля
4. Задание «Построй город из геометрических фигур»
5. Упражнение «Засели числовые домики»
6. Игровое задание со счетными палочками.
7. Игра «Что и где?»
8. Физминутка
9. Составление и решение арифметических задач.
10. Игра «Кто самый внимательный?»
11. Игровое упражнение «Выкладывание числового ряда в обратном порядке от 10 до 1».
12. Чтение пароля и выход из математической страны.
III.Заключительная часть.
12. Приход Царицы Математики и вручение медалей и сладостей.
13. Анализ образовательной деятельности.
Демонстрационный материал : письмо от Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; магниты; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику», шоколадные конфеты.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей…»
В группу входит воспитатель соседней группы с конвертом в руках и говорит: «Вам письмо».
Воспитатель: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…»
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики : «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»
Звучит музыка «Если с другом вышел в путь!»
Прохождение пароля.
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли пароль, и теперь мы с вами в математической стране. Слайд №1 «Математическая страна» А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание «Построй город из геометрических фигур»
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.
Материал : ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров.
Ход: дети выполняют задание на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Сейчас нам предстоит вспомнить, как мы составляем число 10 из двух чисел».
Задание «Засели домики числами»
Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы : счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый внимательный».
Игра «Что, где?» Слайд №2
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость, быстроту реакции.
- Посмотрите на экран. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.
- Что изображено в центре этой картины? (Домик)
- Сколько и каких предметов справа от домика? (справа – 1 береза, 2 гриба, 1 цветок, 1 птица). А слева? (3 дерева, 1 гриб, 1 цветок)
- Правильно, вы очень внимательные.
Физминутка
Составление и решение арифметических задач
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Материал : демонстрационный счетный материал.
Работа по подгруппам
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему : «Составьте задачу про шарики» (самолеты, котят, мальчиков и т. д.).
4+1 – в лодке катались 4 мальчика, потом подошел еще 1. Сколько мальчиков поплывет в лодке?
4+1 (самолеты) – 4 самолета стояли на аэродроме, еще 1 самолет заходил на посадку. Сколько стало самолетов?
10-1 (шарики) – у девочки Маши было 10 шаров, один шарик улетел. Сколько осталось шариков осталось у девочки?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
Игра «Кто самый внимательный»
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть».
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам.
Материал : буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой.
Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
2. Приход Царицы Математики : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично, вручаются золотые медали и самые вкусные конфеты! Надеюсь, они вам понравятся. Приятного вам чаепития».
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».