Надежда Ефременкова
Конспект НОД по математике «Путешествие в страну игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике
Программное содержание: продолжать учить детей различать понятия «один», «много», «по одному», «ни одного» и свойства предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый); форма (круг, квадрат, треугольник); величина (высокий-низкий, большой-маленький, длинный-короткий, широкий-узкий); образовывать степени сравнения прилагательных (большой-больше, длинный-длиннее и т. д.).
Публикация «Конспект НОД по математике „Путешествие в страну игрушек“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Продолжать формировать умение сравнивать предметы по высоте, длине, ширине, используя приемы наложения и приложения; дифференцировать и обозначать словами положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу).
Закреплять умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, распознавать их в окружающих предметах.
Упражнять в составлении целого из частей, употреблении существительных во множественном числе родительного падежа.
Способствовать умению детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.
Активизировать употребление в речи названия основных цветов, транспортных средств.
Развивать у детей внимание, логическое мышление, мелкую моторику, конструктивные навыки.
Воспитывать отзывчивость, желание помогать игрушкам.
Словарь: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, слева, справа, вверху, внизу.
Предварительная работа: сравнение предметов по величине, длине, высоте, ширине; проведение игр на ориентировку на плоскости «Что где?», «Где спрятался Зайчик?»; выкладывание из геометрических фигур (домик, елочка и т. д.); конструирование из кубиков - высокие и низкие дома; проведение речевых упражнений: «Больше – меньше», «Один – много», «Что сначала, что потом?».
Материал : игрушки : мяч, машина, кубики и т. д., 2 ежика - большой и маленький, 2 куклы - высокая и низкая; 2 корзины большая и маленькая, грибы, 2 дорожки разные по цвету и ширине, 2 ленты разные по цвету и длине, счетные палочки, плоскостные игрушки, игра «Сложи из частей».
Ход занятия
- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, в Страну игрушек. Представьте себе, что не игрушки пришли к нам в гости, а мы с вами окажемся в Стране игрушек.
- Вы любите игрушки? У вас есть любимые игрушки? Назовите их (дети называют). А вы знаете, что игрушки могут огорчаться, радоваться и грустить. Когда игрушки огорчаются и плачут? А когда радуются? (ответы детей).
- На чем можно путешествовать? (называют транспорт). Отправимся мы с вами на поезде. Как едет поезд? (чух-чух-чух) (произносят на выдохе).
Дети становятся друг за другом и «едут» на поезде:
Тук-тук, тук-тук,
Моих пяток слышен стук.
Мои пяточки идут, нас к игрушкам ведут.
- Ребята, посмотрите, какие красивые игрушки! Сколько здесь игрушек? (много). А каких игрушек здесь по одной? Давайте поиграем вот с этим мячиком.
Игра: «Один - много».
Кому я брошу мячик, тот и отвечает.
- Одна машина, много… (машин).
- Один заяц, много… (зайцев).
- Один мячик, много… (мячиков).
- Одна кукла, много… (кукол).
- Что еще бывает по одному? (солнце, луна, нос у человека)
- А в нашей группе, каких предметов по одному?
- Сколько иголок у ежа? (много)
- Каких предметов у нас в группе много? Назовите.
А какие красивые, нарядные куклы (показываю двух кукол разных по высоте). Это кукла Оля, а это кукла Таня. Одинакового они роста или нет?Оля, какая по росту? – высокая. А Таня? – низкая. Кто же из них выше ростом? Кто ниже? Давайте проверим (приставляю кукол друг к другу). Оля выше или ниже Тани? А Таня ниже или выше Оли?
Давайте принарядим кукол и завяжем им банты. Чем отличаются ленты (разные по цвету). Какого они цвета? А одинаковые ленты по длине? Давайте сравним и узнаем. Одна ленточка длинная, а другая короткая. Какая лента длиннее, а какая короче? (ответы детей). Синяя лента длиннее или короче желтой? А желтая короче или длиннее синей?
Посмотрите внимательно на волосы наших кукол, и скажите, кому какую ленточку мы завяжем и почему. (Оле мы завяжем длинную ленточку, потому что у нее волосы длинные, а короткую Тане, потому что у нее волосы короткие). Молодцы, куклы очень довольны и говорят вам спасибо.
Глазодвигательная гимнастика «Много в группе есть игрушек»
Много в группе есть игрушек,
Все их нам не сосчитать,
Мы матрешек и петрушек
Будем глазками искать.
Вот - пожарная машина,
Вот – веселый звонкий мяч.
Слева наша кукла Зина,
Справа – клоун - кувыркач.
На шкафу у нас Петрушка,
На столе гиппопотам.
Мы любимые игрушки все расставим по местам.
Игра «Разбитые тарелочки»
-Ребята, куклы нечаянно разбили свои тарелочки: смотрите это осколки остались (показываю круги, разрезанные на 3-4 части). Что же делать? Поможем куклам склеить тарелочки? (дети складывают тарелочки). Какой формы тарелочки? – круглые. Что еще бывает круглым? (яблоко, часы, тарелка, солнце и т. д.). Какого цвета тарелочки? – красные, желтые, зеленые, синие. Что бывает желтого цвета? (лимон, дыня, тыква, солнце и т. д.).Что бывает красного цвета? (помидор, ягоды, перец и т. д.). Что бывает зеленого цвета? (огурец, яблоко, груша, листочки на дереве и т. д.). Что бываетсинего цвета? (слива, море, небо и т. д.). Большое спасибо вам от кукол ребята.
- Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, кто встретился на нашем пути? – Ежики.
Физкультминутка «Ежик топал по тропинке»
Ежик топал по тропинке,
И грибочек нес на спинке. (Дети идут, слегка согнув ноги в коленях, руки за спиной).
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба с высоким подниманием колен).
Это же Фуфрышка и Топтышка. Какие они по размеру? (Ф. большой, а Т. Маленький). Но что-то грустные наши ежики. Я, кажется, догадываюсь почему. Видите, вдалеке на полянке растут грибочки, но как на нее пройти, если на пути им встретилась река (надо построить мостики для ежей). У меня есть две дощечки. Какого они цвета? Одинаковые они по ширине или разные? Как проверить? (наложить друг на друга). Какая по ширине красная дощечка? (широкая). А зеленая дощечка? (узкая). Почему вы так решили? Красная дощечка шире или уже зеленой? (ответы детей). А зеленая дощечка уже или шире красной? (ответы детей).
Как вы думаете, по какому мостику перейдет реку Фуфрышка, а по какому Топтышка и почему? (ответы детей).
Динамическая пауза.
Поможем нашим ежикам собрать грибы? А куда же мы их будем собирать? – в корзины. Какую корзину мы выберем для Фуфрышки? А для Топтышки? (ответы детей). А сколько грибов на поляне? – много. Детям дается инструкция: девочки собирают грибы для маленького ежика, а мальчики для большого.
Вопросы: сколько грибов ты положил (а) в корзину? – один. Почему ты положил (а) этот гриб в большую корзину? (потому что он большой) и т. д. По сколько грибов вы положили в корзину? – по одному? Сколько грибов стало у ежиков? – много. А на поляне? – ни одного.
- Вам ежики говорят спасибо, и дарят чудесный мешочек. Что же там внутри? (дети на ощупь определяют счетные палочки и ниточки). Я догадалась, для чего они нам нужны. Давайте сложим из них геометрические фигуры.
Пальчиковая гимнастика «Танины игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят. (Чередовать хлопки с постукиванием сжатых кулаков друг о друга.)
Тут медведь и Чипполино,
И веселый Буратино,
И котенок, и слоненок, (Загибать поочередно пальцы в кулак.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно разгибать пальцы.)
Помогаем нашей Тане
Мы игрушки сосчитать. (Чередовать хлопки с постукиванием сжатых кулаков друг о друга.)
Работа за столами «Сложи геометрическую фигуру»
Дети выкладывают квадрат, треугольник из счетных палочек, круг из ниточки. Что у нас в группе круглой формы, квадратной? (ответы детей).
- Маленькие игрушки с вами хотят поиграть. Они очень любят играть в прятки. Давайте построим домик и поиграем с ними. Дети выкладывают домик из счетных палочек и игрушки по указанию воспитателя: посадите собачку с правой стороны от домика. С какой стороны вы посадили собачку? Слоника с левой стороны. С какой стороны вы посадили слоника? Бегемота посадите в домик. Вверху над домиком выложите солнышко, под домиком грибок. Где находится солнышко? А грибок?
- Ну что ж, вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте поблагодарим игрушек за теплый прием. Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь скорее в поезд.
Дети становятся друг за другом и произносят (чух-чух-чух). Вот мы с вами вернулись в нашу группу.
-Ребята, посмотрите, пока мы с вами были в путешествии, нам пришло письмо. Это же из Страны игрушек. Послушайте, что они вам пишут (читаю письмо).
Как много игрушек на свете,
Их любят, конечно, все дети.
Вам надо играть, веселиться, дружить,
И каждой игрушкой своей дорожить!
Любите, цените, храните нас, дети!
Мы любим с вами играть,
Но не любим, когда нас марают,
Кусают, кидают, рвут и ломают.
Берегите нас, дети!