Наталья Телешенко
Конспект ООД по ИЗО деятельности «Натюрморт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по ИЗО деятельности
Цель: Закреплять и углублять представления детей о натюрморте, как жанре живописи, формировать умение рисовать с натуры простой натюрморт.
Задачи:
• Продолжать работу по знакомству детей с видами искусства, жанрами живописи.
• Формировать у детей умение составлять композиции на интерактивной доске.
• Формировать умение рисовать с натуры простой натюрморт, передавать характерные особенности, цвет, строение и форму.
Публикация «Конспект ООД по ИЗО деятельности „Натюрморт“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Темочки
• Продолжать закреплять умение работать с карандашом и гуашевыми красками.
• Развивать связную речь детей (умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, поддерживать диалог, анализировать полученные натюрморты по схеме, закреплять умение составлять короткий рассказ).
• Воспитывать эстетическую восприимчивость, художественный вкус, умение видеть красивое в окружающих предметах, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
• Активизировать словарь детей: искусство, портрет, пейзаж, натюрморт,живопись, живописец, картинная галерея, разделяющая линия, плоскость стола, передний план, задний план, фон, горизонтальная плоскость, вертикальная плоскость.
Оборудование: интерактивная доска; интерактивные игры: «Составь натюрморт», «Выбери нужное»; презентация «Натюрморты»; магнитофон, записи мелодий «Сентиментальный вальс», «Ноябрь», картины известных художников, листы бумаги с зарисованным фоном формат А3 на каждого ребенка, простые карандаши, ластик, гуашь, кисти, стаканчики с водой.
Предварительная работа: рисование фруктов и овощей; рассматривание картин известных художников, уточнение знаний о жанрах живописи; Д/ И: «Составь свой натюрморт», «Дорисуй портрет», «Дорисуй симметричный предмет», «Линия горизонта»; разучивание стихотворений по теме; рассматривание садовых цветов; тонирование фона для натюрморта.
Ход занятия.
-Ребята, вы любите стихи? Тогда послушайте стихотворение про осень.
(Ребенок рассказывает ст-е А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»)
-Кто пишет стихи?
-Да, стихи сочиняют поэты. Это стихотворение написал великий русский поэт А. С. Пушкин.
- А теперь закройте глаза и внимательно послушайте.
(Включается фонограмма из цикла «Времена года» П. И. Чайковского - «Ноябрь».)
- Что вы слышали?
- Кто пишет музыку?
-Да, музыку сочиняют композиторы. Автор прослушанного вами произведения, которое называется «Ноябрь», П. И. Чайковский.
-Посмотрите на картины, которые представлены на нашей выставке. Кто их написал?
-Правильно их написали художники.
-Стихи, музыка, картины, все прекрасное, созданное руками и умом человека, называется искусство.
Все созданное мастерами - художниками, называется изобразительным искусством.
-Чем вы любите рисовать?
- Художники тоже используют различные материалы. Если используется глина, мрамор, бронза то получается в результате скульптура. Если используются строительные материалы – архитектурные сооружения. Если художник рисует только черной и белой краской это называется графика.
Если художник использует краски различных цветов, то это называется живопись (от слов «живо писать», т. е. красочно, ярко, похоже на то, как есть в действительности).Такой художник называется живописец.
Все живописные произведения делятся на несколько жанров, но основных жанра три. Сейчас ребята расскажут о них.
(Дети рассказывают стихотворение про портрет, пейзаж, натюрморт и показывают их)
Если видишь на картине чашку чая на столе
Или морс в большом графине, или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это – натюрморт.
Если видишь на картине
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле, иль шалаш
Обязательно картина называется - пейзаж.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина, или Вовка, ваш сосед
Обязательно картина называется – портрет.
-Ребята, место, где находятся картины, называется картинная галерея. В ней находится много картин, часто делают выставки по определенным темам. Работники галереи не успевают оформить выставку и просили вас помочь им.
(Дети подходят к интерактивной доске)
- Перед вами две стены. Вам нужно на левой стене выбрать картины определенного жанра и разместить их на правой стене. Какого жанра картины нужно выбрать для выставки нам подскажет вывеска.
(Воспитатель просит одного ребенка прочитать название выставки. Дети выполняют задание по трем жанрам.)
-Молодцы. Какого жанра работы мы разместили на последней выставке? Давайте еще раз вспомним, что изображается на натюрморте.
(Ответы детей.)
-Художники составляют натюрморт из различных предметов, в своих работах стремятся показать их красоту.
(Демонстрация репродукций натюрмортов, обсуждение их названий)
-Ребята, а вы хотите составить натюрморт?
Предметы натюрморта стоят на горизонтальной плоскости. Сзади находится вертикальная плоскость – фон. Между ними разделительная линия. Красиво, когда предметы стоят не в ряд, они не должны загораживать друг друга. (Демонстрация на доске). Из предложенных на левой стороне доски предметов надо составить натюрморт на правой стороне.
(дети составляют натюрморт)
- Ребята, расскажите об этом натюрморте, используя схему. Какой предмет главный? Что находится на заднем плане, на переднем плане? Как можно назвать наш натюрморт?
-Ребята, во время работы наши глазки устали.
Гимнастика для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть,
Много, много раз вздохнуть.
Глазкам стало хорошо,
Видят мои глазки все.
Физкультминутка.
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть.
(Глубокий вдох и выдох.)
Покрутили головой, и усталость вся долой.
Раз, два, три, четыре, пять, шею надо разминать.
(Вращение головой в одну и в другую сторону.)
Встали ровно. Наклонились. Раз – вперед. А два – назад.
Потянулись. Распрямились. Повторяем все подряд.
(Наклоны вперед –
назад.)
А потом мы приседаем. Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем, наши ноги упражняем.
(Приседания.)
-Художники часто в своих натюрмортах рисовали цветы. Ребята, вы хотите послушать сказку про цветы?
Однажды в саду, где росло много цветов, поспорили Розы и Ноготки. Спор начали Розы. Они говорили: «Мы самые красивые и главные цветы в саду. Посмотрите, мы бываем и белые, и красные, и розовые, и желтые. А вы, Ноготки, всегда только оранжевые. Посмотрите, какие высокие и пышные наши кусты! Это потому что нас любят, за нами ухаживает садовник. А вы растете у самой земли. За вами никто не ухаживает, на вас даже могут наступить ногами. А какой у нас аромат, вы знаете? Все любят вдыхать запах роз! Ноготки пытались возразить: «Нас тоже любят. И цвет у нас красивый, и форма. Мы… Мы… Мы на солнышко похожи. Вот!». «Подумаешь, на солнышко похожи!» - насмехались Розы. «Вот нас дарят на дни рождения, нами украшают квартиры. Из наших лепестков делают духи и даже варенье варят! Зимой нас выращивают в оранжереях, поэтому в любое время года можно нами любоваться! Мы самые лучшие цветы!». Ноготки не знали, что возразить Розам, ведь многое из того, что они говорили, было правдой. Загрустили они, поникли. Подумали они: вдруг все думают так же как розы и считают их невзрачными, некрасивыми.
-Ребята, как вы думаете, Розы несправедливо обидели Ноготки? Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы у этой сказки был счастливый конец.
-Может быть мы нарисуем натюрморт с ноготками, и все увидят, какие это красивые цветы! Сейчас мы вас превратим в художников - живописцев. Вокруг себя повернись и в художника превратись!
(Дети выполняют, воспитатель приглашает их занять свои места.)
-Посмотрите, какой красивый натюрморт я для вас составила. Из каких предметов состоит? Как его мы можем назвать?
-Прежде чем приступить к рисованию давайте решим, как мы будем располагать лист – по вертикали или по горизонтали? Для этого надо определить наш натюрморт больше в длину или ширину.
Рисовать натюрморт мы начнем с вазы. Скажите, правая часть вазы такая же как и левая? Значит мы намечаем середину нашей вазы. Намечаем ее высоту таким образом, чтобы сверху поместились цветы, а на переднем плане апельсин. Ваза состоит из двух частей- основной части и горлышка. Намечаем самую широкую часть вазы и самые узкие - горлышко и дно. Прорисовываем контур вазы.
(Воспитатель предлагает сделать очерчивающие жесты в воздухе, чтобы закрепить форму вазы.)
-Не забываем, что рисовать надо легкими линиями, не надавливая на карандаш. Рисунок должен быть не крупным и не мелким, располагаться посередине листа. Приступаем к прорисовыванию стебельков цветов, затем намечаем сами цветы и листики. Что нам еще осталось нарисовать? Какой формы апельсин? Где он расположен? Что больше апельсин или ваза? Прорисовываем апельсин.
(Показ воспитателя)
Теперь нам надо выполнить работу в цвете. Сначала закрашиваем вазу, а потом приступаем к цветам и апельсину. У вас на столах, в подставках стоят кисти двух видов средние и тонкие. Давайте выясним, какой кистью удобнее прорисовывать большие поверхности, а какой прорисовывать стебельки. Будьте аккуратны, выполняя работу, старайтесь, чтобы ваш натюрморт получился красивым и похожим на настоящий.
Прежде чем приступить к выполнению работы давайте подготовим наши ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
Рисовать мы захотели.
Дети рисуют. По ходу педагог проводит индивидуальную помощь в виде поощрений и рекомендаций (обращает внимание на правильность изображения предметов, композицию рисунка, использование цвета красок, аккуратность в работе.)В процессе творческой деятельности дает советы, наводящие вопросы детям. Готовые работы вывешиваются на ковролин.
-Ребята, посмотрите на наши работы. Как вы думаете, удалось нам передать красоту Ноготков. Я думаю, все кто, посмотрит на ваши работы, увидят, какие это милые цветы.
-Дети, как вы думаете ваши работы можно назвать изобразительным искусством? Есть такие люди, которые хорошо разбираются в искусстве – искусствоведы. Сейчас мы выберем одного из вас искусствоведом, чтобы он рассказал о наших работах.
При анализе педагог задает ребенку вопросы:
- Какая работа больше понравилась?
- Почему?
-Сегодня все постарались, рисунки получились замечательные. Вы настоящие художники.