Елена Рябинина
Конспект ООД по формированию целостной картины мира у детей старшей группы на тему «Голубое золото моей республики»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА
ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ
«ГОЛУБОЕ ЗОЛОТО МОЕЙ РЕСПУБЛИКИ»
Разработала: воспитатель
Рябинина Елена Николаевна
2013г.
Тема: «Голубое золото моей республики»
Публикация «Конспект ООД по формированию целостной картины мира у детей старшей группы на тему „Голубое золото моей республики“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура», «Труд».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.
Цели и задачи:
• Формировать обобщенное представление о водоемах республики Мордовия. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.
• Формировать представление о том, как человек использует в своей жизни воду.
• Уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию, познакомить с разнообразием водоёмов края.
• Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
• Воспитывать бережное отношение к воде.
• Закрепить умение детей делать выводы по итогам экспериментирования. Ввести в активный словарь детей слова : круговорот, глобус, фильтр.
Планируемые результаты: умеет поддержать беседу, отвечает на вопросы педагога; участвует в обсуждении при рассматривании фотографий, картинок с изображением водоемов, глобуса и карты республики Мордовия; проявляет интерес к прослушиванию стихов о «малой» Родине; активно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых, экспериментальных, познавательных задач, проявляет интерес к участию в физических упражнениях.
Предварительная работа: беседа с детьми на темы: «Где живет вода?», «Кому нужна вода?», «Как нужно беречь воду?». Рассматривание иллюстраций по теме «Вода». Чтение рассказов, стихов, сказок по данной теме.
Материалы и оборудование: глобус; карта республики Мордовия; фотографии и картинки с изображением водоемов, осадков, круговоротом воды в природе; резиновая перчатка, стакан, пластмассовая бутылка, блюдце; вырезанные капельки воды по кол-ву детей; растительное масло, салфетки; коробочка с семенем, горшок с землей; магнитофон с аудиозаписями.
Содержание ООД:
Воспитатель:
В России, средь березовых просторов
Полянка есть - Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя!
Ребята, мы не случайно начали занятие с этого стихотворения, потому что сегодня мы поговорим с вами не только о своей республики, но и вот о чем:
(Звучит аудиозапись журчания ручейка, шум волн, шум дождя, показ слайдов)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Ответы детей)
Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
А так ли это на самом деле, как вы думаете? (Ответы детей). Давайте с вами подойдем к глобусу и посмотрим, в какие цвета он окрашен? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей)
Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (С силой прокрутить глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? Давайте мы с вами рассмотрим фотографии и картинки, на которых нарисованы места, где содержится вода. Назовите их. (Ответы детей : пруд, озеро, река, океан.) Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода.
Ребята, мы с вами живем в Республике Мордовия, здесь протекает множество рек, из которых самыми крупными являются: река Мокша с притоками Исса, Сивинь, Сатис, Вад и Сура с притоками Алатырь, Инсар, Рудня, и такие озера, как Татарка, Инерка (воспитатель показывает на карте).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? Показ слайдов (Ответы детей человек, растения, животные, рыбы) А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей) Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода – это основа жизни.
А из чего состоит дождь? (Ответы детей : дождь состоит из капелек) Правильно, вся вода состоит из капелек и их очень-очень много в реке, океане.
Физминутка «Приплыли тучки дождевые»
Приплыли тучки дождевые: - лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут, как живые! - пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт.
Опыт 1. (Дети с воспитателем идут в умывальную комнату) Ребята, давайте с вами откроем кран и попробуем удержать воду в руках. (Не получается) Почему? (Вода жидкая, она течет). А какого цвета вода, есть ли у нее запах? (Ответы детей).
Ребята, давайте вместе с вами наполним водой предметы, которые у нас стоят на столе. (Дети выполняют задание). Видите у воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают. А теперь лучше закройте кран, чтобы вода не капала. Зачем это нужно, как вы думаете? (Ответы детей)
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана – кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря –
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет немного лет –
И нет водицы – нет, нет, нет…
Воспитатель: Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается? (Ответы детей).
Давайте поиграем, представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Возьмите из голубого ведерка капельки воды, которые вам понравились. Вот теперь мы настоящая семья.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки, звучит аудиозапись ручейка).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку звучит аудиозапись речки)
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большое море (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу, звучит аудиозапись моря).
Плавали, плавали капельки в море. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (руки вверх потянули) Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и затем возвращаются к воспитателю). Такое путешествие капелек по свету называется круговоротом воды в природе.
Какая же вода у нас волшебница! Ног нет, а путешествует по миру, как живая!
Опыт 2. "Очистка воды".
Воспитатель: Ребята, дайте с вами посмотрим, что произойдет с водой, если в нее добавить масло (воспитатель вливает масло стакан с водой). Оно так и остается плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. И к сожалению сейчас в таком загрязненном состоянии находится не только пресная питьевая вода, но и водоемы нашей республики и России в целом. Ребята, а какая речка протекает в нашем селе Большая Елховка? (р. Елшанка) (Показ слайдов)
-А чистая ли она? (ответы детей) Вот посмотрите, что можно выловить в такой реке (Таз с мусором) Как вы думаете, откуда взялся весь этот мусор, и что послужило причиной загрязнения? (Ответы детей)
-А ведь раньше река была чистая, в ней водилась рыба, а ваши бабушки, дедушки, родители в ней купались. А сейчас речка стала грязной. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода у нас настоящая волшебница… Вода - это жизнь, и воду надо беречь! Чтобы закрепить наши знания о воде, давайте попробуем отгадать с вами кроссворд.
1. Из чего состоит вода? (капелька).
2. Как называется путешествие капелек по свету? (круговорот).
3. Одна из причин загрязнения воды? (мусор)
4. При помощи чего можно очистить воду? (фильтр)
5. Во что превращается вода, когда замерзает? (снег).
Ребята, но запомните, могут наступить такие времена, когда мы с вами не только не сможем поплавать в пруду, но и просто попить чистой воды не будет возможности. Ведь не всякую воду можно пить. Вода, которая находится в морях и океанах, - соленая, ее нельзя употреблять в пищу. Пресной воды на планете меньше, поэтому ее надо беречь. Берегите также и воды нашего края. Купаясь в реке или в пруду, не бросайте и не забывайте убирать за собой мусор.
Молодцы ребята! Вы все сегодня активно работали, на память о нашем занятии я хочу вам подарить маленькую коробочку с семечком. Как вы думаете, что нужно сделать с семенем?
Дети: Посадить в землю (вспоминают алгоритмы посадки растения).
Воспитатель: Ну вот, мы посадили с вами растение и нам предстоит за ним наблюдать в течение определенного времени, но это уже совсем другая история…
Э. Огнецвет «Пусть»
Пусть на земле не умирают реки
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, под которым я живу…
Большие дяди, взрослые и дети,
Храните речку, светлую мою!
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования / О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. –104 с.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. С. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-336с.
3. Международный русскоязычный социальный образовательный интернет-проект
https://www.maam.ru/
4. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4-7 лет/ авт. -сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2012.-190с.
5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: интегрированные занятия/ Под ред. К. Ю. Белой. – М: ТЦ Сфера, 2006. – 176 с. – (Программа развития).
6. Тургушева Г. П., Чистяков А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб. : Детство-Пресс, 2008