Ольга Геннадьевна Зайчикова
Конспект ООД по лепке в подготовительной группе «Сказка о том, как Гжелочка-рукоделочка гостей встречала, на стол накрывала».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить лепить посуду по представлению пластическим способом, создавать полую форму из целого куска глины, сглаживать поверхность формы, делать предметы устойчивыми, дать возможность поэкспериментировать с пластическим материалом (глина, или масса для лепки.
Задание: лепка посуды.
Вид деятельности, техника исполнения: лепка - экспериментирование, «объёмная», пластическим способом, воздушная сушка при комнатной температуре.
Материалы: глина, шликер, стеки, дощечки.
Публикация «Конспект ООД по лепке в подготовительной группе „Сказка о том, как Гжелочка-рукоделочка гостей встречала, на стол накрывала“,» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Оснащение: кукла Гжелочка, мешочек с разной посудой, глиняная посуда, иллюстрации по теме «Гжель», мольберт, картинки с гончарным кругом, мастерами за работой, картинки с глиняной посуды без росписи, образцы работ.
Литературный ряд: «Сказка о том, как Гжелочка рукоделочка гостей встречала, на стол накрывала», стихи Н. Савченко «Дивная посуда».
Ход занятия.
1. Мотивация деятельности.
Выставка гжельских изделий оформлена в виде жилой комнаты.
Сегодня нас пригласили в гости. Мы отправимся в страну Знаменитых мастеров, в село Гжель Раменского района на выставку знаменитого на весь мир гжельского фарфора. Это недалеко от Москвы.
Дети рассматривают, любуются.
Педагог читает стихотворение.
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
В гостях у Гжельских мастеров
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
- Кто – то в доме прибирал, гостей видно поджидал. Только где же хозяйка? Покажись нам гжельская красавица!
Появляется хозяйка, кукла Гжелочка, здоровается.
Дети повторяют за педагогом:
«Голубые волосы, синий сарафан –
Чудо – кукла Гжелочка,
Можно в гости к Вам?»
Гжелочка: «Добро пожаловать!
Гости дорогие, проходите,
Мастерство моё рассмотрите».
Педагог, интересуется, понравилась ли детям гжельская роспись, дети высказывают своё мнение, перечисляют, кому какие элементы росписи понравились.
Педагог: «Нам очень понравилось твоё искусство, Гжелочка, научишь нас своему мастерству?».
Гжелочка: «Научу, только не одна я тружусь над созданием этой посуды, а вместе с мастерами – гончарами. Приглашаю Вас в гончарную мастерскую, посмотреть, как появляется на свет глиняная посуда, но для начала я проверю, хорошо ли вы знаете её названия. Вот вам волшебный мешочек, попробуйте наощупь определить, что в нём находится (дети опускают руку в мешочек, нащупывают предмет посуды, говорят, как он называется). Затем вместе с Гжелочкой отправляются в гончарную мастерскую (на столах разложена глина, на мальберте картинки с гончарным кругом, мастерами за работой, картинки с глинняной посуды без росписи). Дети рассматривают наглядный материал по теме, слушают рассказ Гжелочки:
«Существует несколько основных приемов лепки из глины. Все эти приемы известны гончарам уже много веков и практически не изменились.
Основные традиционные способы лепки из глины:
1. Ручная лепка из цельного куска глины.
2. Ленточно-жгутовая техника.
3. Пластовая или текстильная техника.
4. Отминка в готовую форму.
5. Отливка в гипсовую форму.
6. Вытягивание изделий на гончарном круге.
Так же, при создании глиняных изделий можно сочетать два или более приемов лепки.
Ручная лепка из цельного куска глины.
. Ручная выделка сосудов из глины – самый древний способ лепки, многие мастера, до сих пор лепят вручную.
круге формы сосудов получаются только круглого сечения, но в ручной лепке мастер не ограничен никакими условиями.
Существует довольно много способов ручной лепки.
Однажды при раскопках поселений Двуречья, историки обнаружили интересные сосуды с отпечатками веревки на внутренних сторонах стенок. Древние гончары довольно часто украшали посуду орнаментом, вдавливая веревку в еще мягкую глину. Такую керамику ученые назвали шнуровая. Но зачем было мастерам делать узоры внутри сосудов? Как выяснилось позже, технология изготовления посуды заключалась в том, что древние гончары сматывали веревку с тугой клубок, и вокруг него лепили из глины стенку сосуда. Когда изделие было готово, веревку постепенно вытягивали за оставленный снаружи конец, клубок разматывался и получалась полость сосуда.
Жгутовая техника
Лепка из глиняных жгутов была известна людям еще в каменном веке. Прошли тысячелетия, а мастера до сих пор успешно пользуются ей для создания уникальных изделий. Жгутовая техника может применяться мастерами для создания изделий любых форм и размеров. Особенно,жгутовая техника незаменима при создании огромных сосудов, которые невозможно вытянуть на гончарном круге.
Способ лепки посуды в жгутовой технике такой: из заранее раскатанного глиняного пласта стеком вырезают дно для будущего изделия, необходимого диаметра. Затем из глины раскатывают жгуты или, как объясняют детям – колбаски, одинаковой толщины. Начиная от дна и постепенно, поднимаясь ряд за рядом все выше, по спирали укладывают жгуты – таким образом, наращивают стенку изделия. Жгуты между собой скрепляют шликером – жидко разведенной глиной и замазывают места соединения жгутов пальцами или стеками.
Пластовая техника.
По своей сути этот способ лепки очень напоминает лоскутное шитье. Поэтому пластовую технику можно встретить так же под названием «текстильная керамика». Для раскатывания пластов, как правило применяют обычную кухонную скалку. Чтобы толщена была одинаковая, под скалку во время раскатки подкладывают рейки. Из готовых пластов стеком вырезают детали «выкройки». Далее детали, как конструктор соединяют между собой при помощи шликера.
Отминка в готовую форму.
Для применения этого способа лепки нужны готовые формы. Формы могут быть выполнены из любых материалов – гипс, керамика, дерево, пластик.
Первые древние керамисты в качестве формы использовали овальные камни – посыпали их золой, чтобы глина не прилипала к поверхности и облепляли глиной. Когда глина немного подсыхала, камень убирали.
Отливка в гипсовую форму.
Среди всех остальных способов работы с глиной, метод отливки занимает особое место. Он позволяет с большой точностью изготовить большое количество одинаковых керамических предметов с тонкой стенкой.
Глиняное или шликерное литье основано на свойстве гипса впитывать воду из глины. В гипсовую форму наливают шликер – глину, разведенную до состояния жидкой сметаны. Гипс начинает интенсивно впитывать в себя воду из глины. При этом, слой глины равномерно уплотняется по всей внутренней поверхности формы, образуя стенки будущего изделия. Когда глиняная стенка наберет необходимую толщину, излишки шликера выливают. После того, как глиняный черепок немного подсохнет, изделие вынимают из гипса и досушивают.
Вытягивание изделий на гончарном круге.
Гончарный круг – величайшее изобретение человечества. Ручной гончарный круг люди придумали даже раньше, чем колесо. Когда-то он был незаменим при изготовлении посуды и намного ускорял процесс производства по сравнению с ручной лепкой.
В ходе рассказа, педагог показывает ручные способы лепки из глины.
2. Продуктивная деятельность. (лепка из глины)
3. Подведение итогов. Выставка работ.