Наида Магарамова
Конспект ОД «Камни бывают разные» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять знания детей о разнообразии мира камней; познакомить детей с их свойствами, особенностями, их пользой в жизни человека; развивать мелкую моторику рук, творческое воображение; способствовать развитию умения обследовать предметы; воспитывать уважительное и бережное отношение к неживой природе.
Материалы и оборудование: сундучок ощущений; набор камней (каменный уголь, мел, морской камень, гранит); схемы для описания камня; материал для исследовательской работы: стакан с водой, ложка, пипетки, лимонный сок; мультимедийное оборудование; шкатулка с мелкими камушками; цветные карандаши, прищепки; вазочки, выполненные способом налепа пластилином.
Публикация «Конспект ОД „Камни бывают разные“ для подготовительной группы» размещена в разделах
Предварительная работа: сбор коллекции камней. Беседы по темам: "Какими бывают камни", "Что такое горы", "Как человек использует камни"; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка", "Огневушка-поскакушка", "Хозяйка медной горы", "Серебряное копытце"
Ход образовательной деятельности.
Дети входят в группу. На столе стоит сундучок ощущений.
Воспитатель: Ребята, перед нами сундучок ощущений. Интересно что же в нём лежит? И для нас ли он приготовлен? Сейчас мы попробуем на ощупь определить, что в этом сундучке.
(Дети, закрыв глаза, на ощупь определяют. что в нём лежит)
Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжёлый? Твёрдый? Гладкий или шероховатый? Ты догадался, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это камень. Но здесь ещё и письмо:
"Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. Вы можете помочь моей беде? Злой колдун разрушил мои горы. Мне нужно узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям. Тогда заклятие будет снято. И горы не будут больше разрушаться".
Воспитатель: Как быть, ребята? Мы можем узнать свойства камней? Ребята, вы знаете, из чего состоят горы?
Дети: Мы поможем: мы будем изучать камни и узнаем их свойства. А горы состоят из камней.
Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с камнями для исследования) Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю, загадаю вам загадку.
С виду неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Под землёю огоньки-
Это в шахте горняки.
Отбивают молотками
Это очень нужный камень.
Он имеет чёрный цвет,
Всем даёт тепло и свет.
(Каменный уголь)
Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он чёрного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь. (Дети находят)
Послушайте вторую загадку:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки,
Растворяется легко:
Попадет комочек в речку-
Утечёт, как молоко.
(Мел)
Правильно, это мел. Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета. Найдите мел среди этих камней. (Дети находят)
Воспитатель: Это морской камень, а этот камень называется гранит. Чтобы помочь Хозяйке Медной горы, нам надо исследовать эти камни, рассказать об их свойствах и пользе, которую они приносят людям. Ребята, а вы знаете. как называют людей, которые ищут и исследуют камни?
Дети: Геологи.
Воспитатель: А хотите на время превратиться в геологов и помочь Хозяйке Медной горы? Но прежде чем начать работать - сделаем разминку:
Этот пальчик - самый большой- Загибаем пальцы по очереди
Самый весёлый и самый смешной.
Этот пальчик - указательный -
Он солидный и внимательный.
Этот пальчик средний -
Ни первый, ни последний.
Этот пальчик безымянный -
Он не любит каши манной.
Этот маленький мизинчик -
Любит бегать в магазинчик.
А теперь, юные геологи, пройдёмте в лабораторию, будем исследовать каждый камень. Результаты исследований будем заносить в таблицу. (Схема для описания камня по типу мнемотаблицы)
Опыт 1.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень: какого он цвета, отметьте в таблице в графе "цвет" цветным карандашом. Возьмите лупу, рассмотрите камень внимательно. Что вы видите? (Пористый, гладкий)
Опыт 2.
Воспитатель: Потрогайте камень. Какой на ощупь? (Шершавый, гладкий)
Отметить галочкой в нужной графе таблицы.
Опыт 3.
Воспитатель: Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый, как кирпич или мягкий, как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Опыт 4.
Воспитатель: Прислоните камень к щеке. Какой он, тёплый или холодный? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Опыт 5.
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? (Тонет - не тонет.)
(Тяжёлый - лёгкий). Если тонет, значит - тяжёлый, тяжелее воды. Если из камня идут пузырьки - значит, в нём есть воздух. Меняет ли камень цвет в воде? (Ставим галочки в соответствующей графе). Растворяется ли в воде?
Опыт 6.
Воспитатель: Возьмите, капните на свой камень лимонным соком. Понаблюдайте, что происходит? (Шипит, как газировка, светлеет, ничего не происходит.) (Ставим галочку в соответствующей графе).
А теперь, используя получившиеся таблицы, вы можете рассказать каждый о своём камне.
Дети рассказывают каждый о своём камне, что у них получилось в результате проведённых опытов.
Речь с движениями "Гора и камешки"
Стоит гора - старушка - Поднимаются на носки,
До небес макушка. - Обмахивают себя кистями рук,
Её ветер обдувает, - Встряхивают кистями рук.
Её дождик поливает. - Прикладывают ладошки к щекам,
Стоит гора страдает - Качают головой.
Камешки теряет, - Дети разбегаются и присаживаются на корточки.
И каждый день, и каждую ночь,
Катятся, катятся камешки прочь.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Спасли горы? А вот и она сама.
Входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы: Большое вам спасибо, ребята, спасли красоту моих гор, помогли мне узнать тайну камня, и мои горы опять удивляют всех своей красотой. Да полюбуйтесь сами.
На экране мультимедийного проектора показывается фильм о горах.
Хозяйка Медной горы: Я приготовила вам подарки - маленькие камешки.
У меня в горах их очень много. А вы используйте их для изготовления поделок.
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Медной горы. Мы с ребятами украсим этими камешками вазы из пластилина. (Педагог раздаёт детям вазочки, выполненные с помощью налепа пластилином, дети украшают их камешками)
После окончания работы Хозяйка Медной горы рассматривает вазочки, хвалит детей, прощается, уходит.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Что интересного вы узнали о камнях? Что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей)