Нагима Байназарова
Конспект ООД «Хочешь получить яблоки летом — покорми птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
в средней группе
«Хочешь получить яблоки летом – покорми птиц зимой»
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №91»
г. Стерлитамака
Столярова Л. С.
Цель: формировать представление о пользе птиц, о жизни птиц зимой и роли человека в их жизни.
Задачи:
Образовательные :
*Уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время. Нацелить детей на помощь им.
Публикация «Конспект ООД „Хочешь получить яблоки летом — покорми птиц зимой“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Темочки
*Расширять и уточнять знания детей о зиме, о жизни зимующих птиц, их внешнем виде и образе жизни.
* Закреплять в речи обобщающие понятия: зима, зимующие птицы.
Закреплять умение согласовывать существительные с числительными.
*Формировать навыки мыслительной деятельности.
*Активизировать речевую деятельность.
* Развивать наблюдательность, мыслительную активность, логическое мышление, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
*Уточнить представления детей о жизни птиц в зимнее время. Нацелить детей на помощь им.
Развивающие: закрепить умение создавать изображение, используя знакомые техники: аппликация, обрывание.
Воспитательные: воспитывать на занятии навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность, бережное отношение к природе, стремление сохранить окружающий мир.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественное творчество, здоровье, физическое развитие.
Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность
Методические приё мы:
-минутка вхождения в день
-беседа
-рассказ воспитателя
-составление рассказа детьми
-художественное слово
-рассматривание
-просмотр видеоролика
-физкультминутка
-продуктивная деятельность
-прослушивание аудиозаписи
-чтение стихотворения
-дидактическая игра
Предварительная работа:
*наблюдение за птицами на прогулке;
* чтение рассказа В. Бианки «Про птиц и зверей», М. Г. Борисенко
«Перелётные и зимующие птицы» и др. художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним, беседы по их содержанию; *прослушивание аудиозаписей с голосами птиц;
*чтение стихов;
*заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Мёрзнут лапки у синичек…»; *поделка кормушек совместно с родителями;
*кормление птиц;
* подготовка материала для аппликации;
* слушание и обсуждение пьесы П. Чайковского «Зимнее утро»;
*разучивание музыкального подвижного упражнения «На лыжах» на музыкальном занятии;
*разучивание подвижной игры «Снегири»;
*использование учебно-методического комплекта в формате мультимедийной презентации по теме «Зимующие птицы».
Словарная работа: зимующие, перелётные, нахохлившись.
Материалы: видео и аудио записи; игрушка-Петрушка; опорные карточки для составления рассказа; карточки и иллюстрации с изображением зимующих птиц; корм для птиц : семечки, кусочки сала, хлебные крошки; кормушки для птиц; листы бумаги формата А-4 с изображением птиц у кормушки; клей-карандаш; влажные салфетки.
Ход занятия
Воспитатель:
Придумано кем- то просто и мудро-
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!»- солнцу и птицам.
«Доброе утро!»- улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, вы заметили по пути в детский сад, как холодно на улице? А почему?
Дети: Потому, что на дворе зима.
Воспитатель: правильно, прошло уже два зимних месяца – декабрь и январь. Зима уже приближается к концу, а наш друг-Петрушка ни разу не побывал с нами на прогулке- у него ведь нет тёплой одежды. Он о зиме ни чего не знает. Расскажите ему, какая она – зима.
(Воспитатель предлагает детям рассказать о зиме, используя опорные картинки.)
Рассказ детей: Вся земля покрыта снегом. Деревья стоят голые, без листьев. На улице холодно. Все люди надели тёплую одежду. Зимнее солнце светит, но не греет. Птицы улетели в тёплые края.
Воспитатель: Почему многие птицы улетают в тёплые края?
Дети: Потому, что они боятся холодов и они не могут добывать себе достаточно корма.
Воспитатель: Как одним словом называются птицы, которые улетают?
Дети: Перелётные.
Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетают?
Дети: Нет не все, некоторые остаются.
Воспитатель: Правильно. Послушайте загадки:
- Кар-кар-кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? (Ворона)
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал…
Птицу эту кто узнал?. (Голубь)
Синяя косынка,
Темненькая спинка.
Маленькая птичка
Звать ее (Синичка)
Хоть я не молоток-
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (Дятел)
Всю ночь летает
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
(Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на доске изображения птиц)
Воспитатель: Вот эти птицы не улетают, а остаются с нами зимовать и называются они…
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Летом, когда много света и тепла, птицам не трудно найти себе корм, ведь в зелени садов, лесов, в траве живёт множество насекомых, которыми так любят лакомиться птицы. Различные жучки и гусеницы наносят большой вред нашим садам - они портят фрукты и ягоды, после этого плоды не пригодны для еды. Чтобы насекомые не уничтожили весь урожай, на помощь людям приходят птицы. Они питаются вредными насекомыми, ловят мух и комаров уничтожают их, спасая тем самым урожай. Летом птицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо. Они прилетают к нашим домам за помощью. Покормите птичек, если увидите их возле дома. Они будут клевать всё, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса и сала.
Если в зимнее время от холода и голода погибнут птицы, то летом не кому будет защитить наши сады от вредителей. По этому поводу в народе сложилась пословица «Хочешь получить яблоки летом – покорми птиц зимой».
(Видеоролик «Покормите птиц зимой»).
Воспитатель: (читает)
Птичьи гнёзда опустели,
Птицы к югу улетели.
Оказался всех смелей
Наш дворовый воробей.
С нами на зиму остался,
Холода не испугался.
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать.
Воспитатель: Мы с вами можем помочь птицам? Как?
Дети: Покормить их.
Воспитатель: А куда нужно положить угощение для птиц, прямо на снег или на дорожку?
Дети: Можно на дорожку, скамейку, но лучше всего устроить птичью столовую - повесить кормушку.
Воспитатель: Правильно. Послушайте, как об этом пишет Г. Ладонщиков.
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Воспитатель: В такие холода, как сегодня, птицам особенно нужна наша помощь, поэтому мы сегодня повесим на нашем участке ещё несколько кормушек- это и будет наша птичья столовая. Посмотрите на экран, вот так люди помогают птицам зимой (видеоролик, и чтение стихотворения «Покормите птиц зимой»).
Воспитатель: А сейчас мы немного поиграем (физкультминутка – пальчиковая игра).
Пальчиковая игра «Веселый счет» :
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело, мы расскажем:
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках-
Всем хватило зёрнышек!
Самомассаж пальчиков:
Утро настало солнышко встало:
Вставай, большак, вставай, указка,
Вставай, серёдка, вставай, сиротка,
Вставай, крошка - Митрошка.
Привет, ладошка.
Воспитатель: Предлагаю нашим ручкам немного потрудиться - покормить наших птичек. Вот они сидят и ждут, когда же мы положим для них угощение?
Продуктивная деятельность:
Воспитатель задает вопросы: Какие птицы прилетели? Что они любят кушать?
Дети: Снегирь - ягоды рябины, зёрнышки.
Синичка – зёрнышки, хлебные крошки, сало.
Воспитатель объясняет и показывает приёмы работы. Самостоятельная работа детей в сопровождении спокойной музыки. Воспитатель напоминает об осанке, аккуратности в работе, правила пользования клеем. Окончив работу, дети протирают руки влажной салфеткой. Воспитатель ласково поощряет детей, предлагает вместе прочесть стихотворение:
Мёрзнут лапки у синичек.
Трудно им без рукавичек
Да и холодно в мороз.
Я им семечек принёс.
-Посмотрите – ка сюда-
Это вкусная еда!
На ладонь мою садятся,
Греют лапки, не боятся
Звучит фонограмма птичьего щебета.
Воспитатель: Вы слышите, это птички у кормушки щебечут, радуются, благодарят вас за угощение. Посмотрите за окно, кто сегодня прилетел в нашу столовую? Теперь, ребята, эти синички расскажут всем птицам в округе, что в детском саду у них много добрых друзей, которые готовы помочь птичкам пережить холодную зиму. Дома вы тоже можете устроить птичью столовую за окном или на балконе.
Звучит весёлая позитивная музыка, дети могут продолжать наблюдать за птицами на кормушке.