Ирина Стахеева
Конспект ООД для детей подготовительной группы «Плавание тел. Изготовление корабля»
Конспект организованной образовательной деятельности
для детей подготовительной группы «Плавание тел. Изготовление корабля»
Цель: приобщать детей к навыкам экспериментирования: манипулировать предметами, высказывать предположения, делать выводы, подвести к выводу: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД для детей подготовительной группы „Плавание тел, Изготовление корабля“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Образовательные: побуждать детей устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы, научить отмечать опыт в карточке фиксации; действий; способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств; закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
Развивающие: развивать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; формировать умение определять алгоритм собственной деятельности; с помощью взрослого составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности; развивать мелкую моторику рук; интерес к экспериментированию; закрепить понятие о свойствах предметов.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, поддерживать позитивное настроение.
Развивающая среда: Глубокий таз с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода, бутылка с запиской внутри, запись звука парохода, музыкальный центр, стеки, доски для лепки.
Ход ООД
I. Вводная часть
В дверь группы раздается стук. Воспитатель выглядывает за дверь и находит там стоящую на полу бутылку с запиской.
- Ребята, посмотрите, кто-то подкинул нам эту бутылку. Внутри что-то есть. Воспитатель достает записку из бутылки и читает, что в ней написано.
- «Спасите. Потерпел крушение. Сижу на острове. Помогите построить корабль. Капитан Врунгель.»
- Ребята, как же нам помочь капитану? Из чего можно построить ему корабль? (Ответы детей)
- Корабли раньше строили из дерева, в наше время их изготавливают из сплава железа. Но вот вопрос, почему огромные корабли не тонут? Особенно те, которые сделаны из железа. Давайте проведем исследование, вспомним, какие предметы тонут, а какие нет и почему, и что нужно сделать для того, чтобы корабль плавал и не потерпел крушение. Отправляемся в нашу экспериментальную лабораторию.
II. Основная часть.
1. Познавательно-исследовательская деятельность.
Педагог показывает детям кусок пластилина
- Ребята, скажите, может вот этот кусочек пластилина плавать в воде? (Нет.)
- Почему вы так думаете? (Потому что он тяжелый.)
- А что еще тяжелое и тонет в воде? (Камень.) Правильно, камень тяжелый и тонет. А что легкое и плавает в воде? (Мяч, шарик.)
- Дома вы, конечно, играли с надувными игрушками в ванной. Они тонут или нет? (Они не тонут).
- Правильно, они не тонут, потому что внутри есть воздух, а воздух легкий, и он не тонет. Сегодня мы с вами будем выяснять, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. Вот вам разные предметы – камушки, железные кнопки и скрепки, кусочек дерева, пластилин, бумага. Кладите их в тарелку с водой и смотрите, плавают они или нет.
Дети кладут предметы в тарелку с водой.
- Ребята, скажите, что плавает? (Дерево, бумага.)
- А что утонуло, что не плавает? (Пластилин, железо, камушек.)
- Почему деревяшка не утонула? (Потому что она легкая.)
Д/и «Лёгкий-тяжелый»
- Давайте с вами поиграем в игру. Перед вами две тарелочки. На одной нарисовано перышко, на другой – гиря. Нам нужно разложить предметы, с которыми мы экспериментировали по этим тарелочкам. Как вы думаете в ёмкость с перышком, какие предметы мы должны положить? (Мы должны в эту ёмкость положить легкие предметы). А в тарелочку с гирей, какие положим предметы? (В емкость с гирей положим тяжелые предметы, которые тонут)
Дети выполняют задание.
- Скажите, почему вы деревянные предметы положили на тарелочку с перышком? (Потому что они легкие и в воде не тонут)
- А почему железные предметы положили в тарелочку с гирей? (Потому что они тяжелые и тонут в воде)
- Правильно, дерево легкое и не тонет в воде, а все железное тонет.
Раздается гудок парохода.
Эксперимент с пластилином
- Ребята, как вы думаете, что это за звук? (Это гудок парохода, корабля)
- У меня есть вот такая иллюстрация, посмотрите, что на ней изображено? (Корабль.)
- Из чего он сделан? (Он сделан из железа)
- Корабль железный, но не тонет. Почему? (Его волны держат. Он большой.)
Воспитатель показывает детям брусок пластилина и вылепленную из пластилина лодочку.
- А как вы думаете, эти кусочки пластилина будут плавать или утонут? (Ответы детей)
- Давайте проверим – опустим кусочки пластилина в воду.
- Что произошло? (Кусочек пластилина утонул, а лодочка из пластилина плавает)
- Почему же так получилось, что один кусочек утонул, а другой – нет? Ведь оба они из пластилина. (Ответы детей)
- Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы и этот кусочек пластилина (показывает брусок) не тонул? Корабли не тонут не потому, что они железные. Они построены таким образом, чтобы не тонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул? (Придать ему форму корабля.)
- Правильно. Сегодня мы будем учиться лепить кораблик из пластилина, и вы поймете, почему кусочек пластилина тонет, а кораблик из пластилина – плавает. И именно эти наши замечательные пластилиновые корабли отправятся спасать капитана Врунгеля. Но чтобы приступить к строительству, нам надо хорошенько размяться.
Физкультминутка «Корабли»
Волны плещут в океане
(машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане?
(вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей
(вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей!
(приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем
(ходьба на месте)
Ищем ракушки в песке
(наклоны)
И сжимаем в кулаке
(дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать-
Надо чаще приседать
(приседания)
Конструирование корабля из пластилина
- Юные исследователи и конструкторы, занимайте места в мастерских, мы приступаем к строительству корабля.
Педагог показывает детям приемы лепки корабля из пластилина.
- Берем в руки пластилин, хорошо его разминаем, чтобы он был мягким. Сначала лепится плоское донышко (3–4 мм толщиной, затем к нему аккуратно приделываем бортики и тщательно замазываем, чтобы не было дырочек.
Дети самостоятельно выполняют работу.
- Молодцы, ребята! У всех получились замечательные корабли. Теперь их можно опускать в воду.
Дети осторожно опускают кораблики в таз с водой.
- Что происходит с нашими корабликами? Они утонули? (Нет. Корабли погрузились в воду и плавают)
- Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет (показывает, а наши кораблики плавают! Потому, что мы придали им нужную форму: вылепили донышко и бортики, вода дальше бортиков не заходит и кораблик плавает!
III. Заключительная часть.
- Ребята, какую большую работу мы с вами сегодня сделали: и экспериментировали, и конструировали, и играли. Скажите, что вам больше всего понравилось делать? Что вы нового и интересного для себя сегодня узнали?
- А я хочу сказать, что вы все замечательные дети, отзывчивые и понимающие, вы не оставили капитана Врунгеля в беде, проделали нелегкий путь и смастерили для его спасения не один, а много кораблей. С такими надежными и крепкими кораблями капитан Врунгель уж точно больше никогда не потерпит кораблекрушение.