Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»

Валентина Арутюнова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Зима»

Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.

Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».

Темочки:

Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.

Материал к занятию

Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима» Предметные картинки (21x14,8)

Иллюстрации картин: И. Грабарь «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима». Изображения зимующих птиц.

Ход занятия

Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие. Мы побываем в сказке «Как сорока клеста судила». Для того чтобы попасть в сказку, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.

Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.

Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки.

Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, стоящие

полукругом перед мольбертом.

В включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра.

Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали? Дети. Шум ветра, вой вьюги.

В. Какая вьюга?

Дети. Холодная, злая, колючая.

В. Какой ветер?

Дети. Зимний, студеный, злой.

В. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

1- й Р. Снег мягкий, а лед твердый.

2- й Р. Снег пушистый, а лед гладкий.

3- й Р. Снег белый, а лед прозрачный.

4- й Р. Снег тает быстрее, а лед медленнее. В. Очень хорошо. Молодцы!

Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.

-Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снегови^ок.

Снеговик: Здравствуйте, дети!

Снеговик я не простой,

Прихожу я к вам зимой

С ней мы давние друзья

Вас приглашаю в сказку я.

-Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?

Дети: Снежинки.

Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки. Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим? Дети: Снег идёт.

Снеговик: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело. А какой бывает снег?

Дети: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т. д.

Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный снежный комочек, он

нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.

Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?

А-а, он хочет, чтобы мы выполнили вот это задание, (снеговик достаёт из-под

сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)

Подбери родственные слова к слову- зима.

Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т. д.

Снеговик: Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё

одно задание. Расскажи стихи о зиме. Ребята, а вы знаете стихи о зиме?

Дети: Да. (рассказывают стихи) А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин

торжествуя.»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С. Есенин «Белая берёза».

Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали!

Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?

Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная,

сверкающая и т. д.

Снеговик: За что же вы её любите?

Дети: Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.

Снеговик: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным

спортом (дети отвечают-лыжник); а на коньках (конькобежец); на

санках (саночник); человек на коньках с клюшкой (хоккеист).

-Вы молодцы, но что-то я устал, давайте поиграем в игру «Весёлые

снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.

Физпауза.

Снеговик: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы. Ребята, а вы любите сказки о зиме?

Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье» А вы знаете, что такое «зимовье»? (дети отвечают)

Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.

Инсценировка сказки «Зимовье»

Я Борька-бык,

А я - барашек Яшка,

Я Котофеич - кот милашка,

Голосистый петушок-Петя-красный гребешок.

А я Хавроньюшка- свинья,

Развесёлые друзья.

Мы трудимся, стараемся,

Высокий строим дом.

Мы трудимся, стараемся,

Чтоб звери жили в нём.

Мы дружные зверята,

Не ссоримся совсем.

Мы дружные зверята.

Скажите это всем.

Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила? Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга. Снеговик: А давайте вспомним пословицы о дружбе. Дети: «Где лад, там и клад».

«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». «Согласному стаду и волк не страшен».

Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться. «До свидания, друзья! В своё жилище мне пора. А вы меня не забывайте И почаще навещайте».

В. Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?

1- й Р. Наступила холодная зима. В. Что лежит на земле и деревьях?

2- й Р. На земле и деревьях лежит пушистый снег.

В. Какие деревья зимой?

3- й Р. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими. В. Какое небо?

4- й Р. Небо высокое и ясное.

В. Какой воздух?

1-й Р. Воздух морозный и чистый.

В. Слышится л и что-то в лесу?

2-й Р. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел. В. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы.

В. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосочетаний:

лес из осин, осиновый лес — осинник;

лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник;

лес из берез, березовая роща — березняк:

лес из дубов, дубовая роща — дубрава:

лес из сосен, сосновый бор — сосняк.

Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина.

В вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.

1- й Р. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса — светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2- й Р. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес. В сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.

В помещает на мольберт иллюстрацию и читает сказку. Можно иллюстрировать сказку с помощью плоскостных изображений птиц на доске.

Физ-минутка «Зимушка-зима»

Беседа по сказке.

В. Как называется сказка, в которой мы оказались?

Д ети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».

В. За что сорока собиралась судить клеста?

Д ети. Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.

В. Поддержали ли птицы сороку?

Дети. Птицы не поддержали сороку.

В. А какие птицы принимали участие в споре?

Дети. С сорокой спорили снегирь, свиристель, синица, дятел, сова. В. Что вы узнали о жизни клестов из этой сказки?

1-й Р. Клесты выводят птенцов зимой.

2- й Р. Они устраивают гнездо из тонких веточек, утепляют его шерсть, прячут среди веток.

3- й Р. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, чтобы они не замерзли.

4- й Р. Клест носит клестихе семена из еловых шишек и березовые почки.

5- и Р. К весне клестята подрастают и уже умеют летать.

В. Каким словами можно охарактеризовать сороку из сказки? Какая она?

Дети. Сорока глупая, злая, завистливая.

В. А теперь охарактеризуйте клестов. Какие они? Дети. Клесты дружные, смелые.

В. А что вы можете обо всех остальных птицах — героях сказки? Дети. Лесные птицы — справедливые.

Слайд 1. В это время на экране появляется Снежная королева.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимнего месяца и я пришла попрощаться, мне так грустно расставаться с вами!

- Не печалься, Снежная Королева, ребята на память подарят тебе красивый рассказ о зиме.

Слайд 2. На экране заставка зимнего пейзажа и изображение снега

- А начнём мы его с составления предложений о снеге.

- Можете начать предложение со слова «Зимой.»

- Зимой белый снег укрыл дома и землю.

- А каким ещё снег может быть? (Пушистым, искристым, блестящим, липким, хрустящим)

Подумайте и скажите, почему снег в морозы бывает хрустящим? Выслушиваю ответы детей, затем обращаю внимание на снежинку, сделанную из пенопропелена.

- Снежинки состоят из множества кристалликов льда. На морозе снежинки, становятся тверже и более хрупкими. Когда мы наступаем на снег, кристаллики льда, начинают ломаться и слышится хруст.

Слайд 3. Появляется заставка зимнего пейзажа и изображение солнца.

- Что вы можете сказать о зимнем солнце?

- Зимой солнце светит, но не греет.

- Если светит солнце, то погода какая? (Солнечная, ясная) Слайд 4. Заставка зимнего пейзажа и изображение дерева

- Чем покрыты ветки деревьев зимой?

- Зимой ветки деревьев покрыты инеем.

Слайд 5 Заставка зимнего пейзажа и изображение реки и озера.

- Расскажите о реках и озёрах зимой.

- Зимой реки и озёра покрыты льдом.

- Льдом каким? (Толстым, блестящим, хрупким)

- Если лёд похож на зеркало он какой? (Зеркальный)

Слайд 6. Заставка с изображением птиц.

- Зимой птицам холодно и голодно. .Как люди заботятся о птицах? (Мастерят кормушки)

- Какие птицы остаются зимовать? (Снегири, синицы, совы, голуби.)

- У снегиря красная грудка, снегирь какой? (Красногрудый)

- У синички жёлтая грудка, синичка какая? (Желтогрудая)

- У глухаря пышный хвост, глухарь какой? (Пышнохвостый) Слайд 7. Заставка с изображением зверей.

- А как же зимуют звери в лесу?

- Кто о них заботится? (Лесники)

- О ком заботятся лесники? (О лосях, кабанах.)

При затруднении ответа детей даю образец ответа.

- Послушай и повтори, я скажу это предложение правильно.

- Не забывайте, предложения должны звучать правильно. Слайд 8. Сюжетные картинки с изображением зимних забав.

- Послушайте, как я скажу о зиме, можете использовать это предложение в своих рассказах.

Мне очень нравится озорная, весёлая зима.

- Почему я назвала зимушку озорной и игривой? Слайд 9. На экране появляется Снежная королева.

- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я

приготовила вам сюрприз - «листочки - льдинки». На занятии по рисованию

вы расскажите о зиме красками и составите из льдинок зимнюю книгу!

Спасибо, ребята, до новых встреч! Дети под музыку уходят из зала.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе на тему: «Зимушка-зима» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе на тему: «Зимушка - Зима».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе. Беседа на тему «Волшебница зима» Интегрирование областей: Познание, Коммуникация, Социализация. Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей Виды деятельности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»
Опубликовано: 25 мая 2015 в 22:46
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Арутюнова (УИ 347455) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД