Валентина Арутюнова
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Зима»
Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».
Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.
Материал к занятию
Демонстрационный материал: слайды на тему «Зима» Предметные картинки (21x14,8)
Иллюстрации картин: И. Грабарь «Зимний вечер», И. Шишкин «Зима». Изображения зимующих птиц.
Ход занятия
Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие. Мы побываем в сказке «Как сорока клеста судила». Для того чтобы попасть в сказку, нам нужно оказаться в зимнем лесу. Давайте представим, что мы оделись, встали на лыжи и вот теперь выходим на лыжню.
Под музыкальное сопровождение дети двигаются по кругу, изображая бег на лыжах.
Вот мы и в лесу. Снимайте лыжи, проходите на полянку и садитесь на пенечки.
Дети изображают, что снимают лыжи, а потом садятся на стульчики, стоящие
полукругом перед мольбертом.
В включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра.
Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали? Дети. Шум ветра, вой вьюги.
В. Какая вьюга?
Дети. Холодная, злая, колючая.
В. Какой ветер?
Дети. Зимний, студеный, злой.
В. Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.
1- й Р. Снег мягкий, а лед твердый.
2- й Р. Снег пушистый, а лед гладкий.
3- й Р. Снег белый, а лед прозрачный.
4- й Р. Снег тает быстрее, а лед медленнее. В. Очень хорошо. Молодцы!
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.
-Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снегови^ок.
Снеговик: Здравствуйте, дети!
Снеговик я не простой,
Прихожу я к вам зимой
С ней мы давние друзья
Вас приглашаю в сказку я.
-Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?
Дети: Снежинки.
Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки. Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим? Дети: Снег идёт.
Снеговик: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело. А какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый, серебристый, сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т. д.
Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный снежный комочек, он
нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.
Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?
А-а, он хочет, чтобы мы выполнили вот это задание, (снеговик достаёт из-под
сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)
Подбери родственные слова к слову- зима.
Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т. д.
Снеговик: Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё
одно задание. Расскажи стихи о зиме. Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Дети: Да. (рассказывают стихи) А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин
торжествуя.»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С. Есенин «Белая берёза».
Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали!
Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?
Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная,
сверкающая и т. д.
Снеговик: За что же вы её любите?
Дети: Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.
Снеговик: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным
спортом (дети отвечают-лыжник); а на коньках (конькобежец); на
санках (саночник); человек на коньках с клюшкой (хоккеист).
-Вы молодцы, но что-то я устал, давайте поиграем в игру «Весёлые
снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.
Физпауза.
Снеговик: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы. Ребята, а вы любите сказки о зиме?
Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье» А вы знаете, что такое «зимовье»? (дети отвечают)
Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.
Инсценировка сказки «Зимовье»
Я Борька-бык,
А я - барашек Яшка,
Я Котофеич - кот милашка,
Голосистый петушок-Петя-красный гребешок.
А я Хавроньюшка- свинья,
Развесёлые друзья.
Мы трудимся, стараемся,
Высокий строим дом.
Мы трудимся, стараемся,
Чтоб звери жили в нём.
Мы дружные зверята,
Не ссоримся совсем.
Мы дружные зверята.
Скажите это всем.
Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила? Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга. Снеговик: А давайте вспомним пословицы о дружбе. Дети: «Где лад, там и клад».
«Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен». «Согласному стаду и волк не страшен».
Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться. «До свидания, друзья! В своё жилище мне пора. А вы меня не забывайте И почаще навещайте».
В. Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?
1- й Р. Наступила холодная зима. В. Что лежит на земле и деревьях?
2- й Р. На земле и деревьях лежит пушистый снег.
В. Какие деревья зимой?
3- й Р. Деревья стоят голые, темные и кажутся замерзшими. В. Какое небо?
4- й Р. Небо высокое и ясное.
В. Какой воздух?
1-й Р. Воздух морозный и чистый.
В. Слышится л и что-то в лесу?
2-й Р. В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел. В. Молодцы. Вы очень хорошо ответили на вопросы.
В. Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.
В игре образуются следующие пары словосочетаний:
лес из осин, осиновый лес — осинник;
лес из ольхи, ольховый лес — ольшаник;
лес из берез, березовая роща — березняк:
лес из дубов, дубовая роща — дубрава:
лес из сосен, сосновый бор — сосняк.
Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина.
В вызывает двоих детей. Каждый из них выбирает картину и составляет рассказ по предложенному плану.
1- й Р. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса — светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.
2- й Р. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес. В сам оценивает рассказы детей или предлагает детям определить лучшего рассказчика. Можно предложить и второй паре детей составить свои рассказы.
В помещает на мольберт иллюстрацию и читает сказку. Можно иллюстрировать сказку с помощью плоскостных изображений птиц на доске.
Физ-минутка «Зимушка-зима»
Беседа по сказке.
В. Как называется сказка, в которой мы оказались?
Д ети. Сказка называется «Как сорока клеста судила».
В. За что сорока собиралась судить клеста?
Д ети. Сорока решила судить клеста за то, что он выводит птенцов зимой, нарушает лесные порядки.
В. Поддержали ли птицы сороку?
Дети. Птицы не поддержали сороку.
В. А какие птицы принимали участие в споре?
Дети. С сорокой спорили снегирь, свиристель, синица, дятел, сова. В. Что вы узнали о жизни клестов из этой сказки?
1-й Р. Клесты выводят птенцов зимой.
2- й Р. Они устраивают гнездо из тонких веточек, утепляют его шерсть, прячут среди веток.
3- й Р. Клестиха сидит на яйцах полмесяца, чтобы они не замерзли.
4- й Р. Клест носит клестихе семена из еловых шишек и березовые почки.
5- и Р. К весне клестята подрастают и уже умеют летать.
В. Каким словами можно охарактеризовать сороку из сказки? Какая она?
Дети. Сорока глупая, злая, завистливая.
В. А теперь охарактеризуйте клестов. Какие они? Дети. Клесты дружные, смелые.
В. А что вы можете обо всех остальных птицах — героях сказки? Дети. Лесные птицы — справедливые.
Слайд 1. В это время на экране появляется Снежная королева.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня последний день зимнего месяца и я пришла попрощаться, мне так грустно расставаться с вами!
- Не печалься, Снежная Королева, ребята на память подарят тебе красивый рассказ о зиме.
Слайд 2. На экране заставка зимнего пейзажа и изображение снега
- А начнём мы его с составления предложений о снеге.
- Можете начать предложение со слова «Зимой.»
- Зимой белый снег укрыл дома и землю.
- А каким ещё снег может быть? (Пушистым, искристым, блестящим, липким, хрустящим)
Подумайте и скажите, почему снег в морозы бывает хрустящим? Выслушиваю ответы детей, затем обращаю внимание на снежинку, сделанную из пенопропелена.
- Снежинки состоят из множества кристалликов льда. На морозе снежинки, становятся тверже и более хрупкими. Когда мы наступаем на снег, кристаллики льда, начинают ломаться и слышится хруст.
Слайд 3. Появляется заставка зимнего пейзажа и изображение солнца.
- Что вы можете сказать о зимнем солнце?
- Зимой солнце светит, но не греет.
- Если светит солнце, то погода какая? (Солнечная, ясная) Слайд 4. Заставка зимнего пейзажа и изображение дерева
- Чем покрыты ветки деревьев зимой?
- Зимой ветки деревьев покрыты инеем.
Слайд 5 Заставка зимнего пейзажа и изображение реки и озера.
- Расскажите о реках и озёрах зимой.
- Зимой реки и озёра покрыты льдом.
- Льдом каким? (Толстым, блестящим, хрупким)
- Если лёд похож на зеркало он какой? (Зеркальный)
Слайд 6. Заставка с изображением птиц.
- Зимой птицам холодно и голодно. .Как люди заботятся о птицах? (Мастерят кормушки)
- Какие птицы остаются зимовать? (Снегири, синицы, совы, голуби.)
- У снегиря красная грудка, снегирь какой? (Красногрудый)
- У синички жёлтая грудка, синичка какая? (Желтогрудая)
- У глухаря пышный хвост, глухарь какой? (Пышнохвостый) Слайд 7. Заставка с изображением зверей.
- А как же зимуют звери в лесу?
- Кто о них заботится? (Лесники)
- О ком заботятся лесники? (О лосях, кабанах.)
При затруднении ответа детей даю образец ответа.
- Послушай и повтори, я скажу это предложение правильно.
- Не забывайте, предложения должны звучать правильно. Слайд 8. Сюжетные картинки с изображением зимних забав.
- Послушайте, как я скажу о зиме, можете использовать это предложение в своих рассказах.
Мне очень нравится озорная, весёлая зима.
- Почему я назвала зимушку озорной и игривой? Слайд 9. На экране появляется Снежная королева.
- Какие же вы молодцы! Как много интересного вы знаете о зиме! Я
приготовила вам сюрприз - «листочки - льдинки». На занятии по рисованию
вы расскажите о зиме красками и составите из льдинок зимнюю книгу!
Спасибо, ребята, до новых встреч! Дети под музыку уходят из зала.