Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки» (2 фото)

Елена Баринова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №8 «Сказка»

Конспект образовательной деятельности

по речевому развитию

Старшая группа

Выполнила Баринова Е. Г.

учитель – логопед II кв. категории

2013 – 2014 уч. г.

Тема: Изготовление куклы – закрутки.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Изготовление куклы-закрутки“» размещена в разделах

Цель: стимулировать речевое творчество через развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

-расширять словарь воспитанников за счёт расширения представлений о разновидностях кукол прошлого столетия;

-стимулировать речевое творчество;

-развивать умение участвовать в коллективном разговоре;

-развивать мелкую моторику рук, изготовляя куклу – закрутку;

-развивать творческое воображение, фантазию через предание кукле индивидуальности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительное настроение на предложение взрослого.

Предварительная работа:

1. Посещение музея.

2. Чтение книг про домовёнка Кузю.

3. Беседы на тему «Из истории игрушки».

4. Заучивание стихов.

Приоритетные образовательные области : «Речевое развитие», «Познание», «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»

Виды деятельности.

I этап.

Познавательно-речевой через игровой – проведение экскурсии детьми с использованием художественного слова.

II этап.

Самостоятельно-продуктивная деятельность детей.

• Мотивация, постановка цели;

• планирование предстоящей работы (выбор материала, способа);

• руководство в процессе самостоятельной работы;

• использование алгоритмов;

• музыкальное сопровождение.

III этап.

Подведение итога работы.

• Анализ детских работ;

• планирование работы на будущее.

Словарная работа

1. Познакомить с новыми словами и их значениями: «кукла-закрутка», «скалка», «тулово», «оберег», «оторочка», «лоскут», «мочало».

2. Активизировать словарь: «фартук», «кайма», «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная», «шерстяная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».

Средства:

1. Белая ткань размером 20/20 см по количеству детей.

2. Вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков.

Ход НОД:

Ход занятия

Учитель-логопед. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в нашу группу. Дети, а что интересного появилось в нашей группе?

Дети. Мини-музей кукол.

Учитель-логопед. Наверное, нашим гостям будет интересно узнать, что там находится. Давайте пригласим их. Итак, мини-музей начинает свою работу. Приглашаем вас познакомиться с экспонатами. Каждый человек, независимо от возраста, профессии, независимо от того, где он родился и вырос – в городе или деревне, помнит игрушки своего детства. С веками кукла преображалась, расширялся круг её использования. Сейчас существуют куклы для игр, для украшения интерьера, рекламные, сувенирные, театральные и многие другие. Дети, можно я возьму роль экскурсовода сначала на себя, а моими помощниками попрошу быть (по желанию детей).

В этой части собраны куклы, которыми играли раньше. Из чего же делали их, посмотрим?

Дети. Их делали из соломы, дерева, мочала, тряпок.

Учитель-логопед. Ребята, а как называется кукла, сделанная из соломы? (дерева, мочала, тряпок)

Дети. Соломенная. Деревянная. Тряпичная.

Учитель-логопед. Да, действительно, раньше у детей любая щепочка могла превратиться в куклу. Полюбуйтесь на этих кукол. Из чего они сделаны?

Дети. Из соломы.

Учитель-логопед. А Кира у нас знает прекрасное стихотворение, попросим его рассказать.

Соломенная кукла

Золотистая солома

Без сомненья всем знакома

Словно сказочные феи

Колдовали мы над нею.

Соберём в пучок

И повяжем поясок

Ленточку шелковую,

Розовую новую.

Вот из всех стараний наших

Получилась кукла Маша.

Кто может поподробнее рассказать про этих кукол.

Рассказ детей о соломенной кукле (Приложение 1).

Учитель-логопед. Переходим к другому стенду. Как вы думаете, сложно было делать вот этих кукол?

Дети. Нет.

Учитель-логопед. Сейчас мы попросим рассказать о них наших помощников.

Дети. Рассказ о куклах : «День-ночь», «Купавка». (Приложение 2).

Учитель-логопед. Сегодня я расскажу и покажу вам, как создавалась первая игрушка – кукла. А потом вы вместе с гостями сделаете свою куклу- закрутку. Изготавливались такие игрушки из подручного материала. И всегда это было делом семейным. Мужчины и женщины в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет их приучали к усердию и терпению. Эта игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.

Куклы делались в основном из мягких материалов – льняных, шерстяных, тканей и ниток, хлопка и мочала. Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, весёлой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка в семье – нянюшку, на свадьбу – жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага, для девочек, будущих хозяюшек и мам, куклу делали специальную. Почти все куклы, изготовляемые в семье, - обереги, то есть они оберегали человека от несчастья. Одежда и весь облик отражали её образ жизни и возраст : коса могла быть только у молодой незамужней девушки, женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая – у парня; кукла без фартука означала старуху.

Края одежды обязательно украшали, ведь оторочка – тоже оберег. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный – это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; жёлтый – тепло, младенчество; зелёный – здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и духовное общение; чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали яркие и мягкие лоскутки. Их руками отрывали от самых «счастливых» платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребёнка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место её возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать с помощью наших гостей такую куклу-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используется иголка – только закрутка тряпочки и завязывание её хлопчатобумажной ниткой.

Дети, наш мини-музей будет временно закрыт, а мы перейдём к своим рабочим местам.

Подумайте, какой материал вам понадобится? Каким цветом будет передник у вашей куклы? Будет ли у вас косынка или длинная коса? Если что-то забудете, можете подойти и взять по мере необходимости.

Дети подходят, выбирают материал и приступают к работе.

Список используемой литературы:

1. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г.

2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

3. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М. : Педагогическое общество России, 2001.

4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество /ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М. Владос, 2000.

Приложение 1

Кукла-Стригушка

была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

Приложение 2

Русская народная кукла "День и Ночь"

Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.

Кукла "Купавка".

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки»
Фото «Изготовление куклы-закрутки»
Публикации по теме:

Мониторинг уровня усвоения программы по плаванию МБДОУ центр развития ребенка - детский сад № 46 20 ---20 ___ г. г. Мониторинг по плаванию Группа №___ (2-я младшая). Фамилия Имя Дата.

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки»
Опубликовано: 18 июля 2014 в 21:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Баринова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД