Елена Баринова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Изготовление куклы-закрутки»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ центр развития ребёнка детский сад №8 «Сказка»
Конспект образовательной деятельности
по речевому развитию
Старшая группа
Выполнила Баринова Е. Г.
учитель – логопед II кв. категории
2013 – 2014 уч. г.
Тема: Изготовление куклы – закрутки.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Изготовление куклы-закрутки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: стимулировать речевое творчество через развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
-расширять словарь воспитанников за счёт расширения представлений о разновидностях кукол прошлого столетия;
-стимулировать речевое творчество;
-развивать умение участвовать в коллективном разговоре;
-развивать мелкую моторику рук, изготовляя куклу – закрутку;
-развивать творческое воображение, фантазию через предание кукле индивидуальности;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительное настроение на предложение взрослого.
Предварительная работа:
1. Посещение музея.
2. Чтение книг про домовёнка Кузю.
3. Беседы на тему «Из истории игрушки».
4. Заучивание стихов.
Приоритетные образовательные области : «Речевое развитие», «Познание», «Художественное творчество».
Интеграция образовательных областей : «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»
Виды деятельности.
I этап.
Познавательно-речевой через игровой – проведение экскурсии детьми с использованием художественного слова.
II этап.
Самостоятельно-продуктивная деятельность детей.
• Мотивация, постановка цели;
• планирование предстоящей работы (выбор материала, способа);
• руководство в процессе самостоятельной работы;
• использование алгоритмов;
• музыкальное сопровождение.
III этап.
Подведение итога работы.
• Анализ детских работ;
• планирование работы на будущее.
Словарная работа
1. Познакомить с новыми словами и их значениями: «кукла-закрутка», «скалка», «тулово», «оберег», «оторочка», «лоскут», «мочало».
2. Активизировать словарь: «фартук», «кайма», «рукодельница», «льняная», «хлопчатобумажная», «шерстяная», «нянюшка», «старание», «мастерство», «безликая».
Средства:
1. Белая ткань размером 20/20 см по количеству детей.
2. Вата, шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскуты белой и цветной ткани для платков, юбок, фартуков.
Ход НОД:
Ход занятия
Учитель-логопед. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим в нашу группу. Дети, а что интересного появилось в нашей группе?
Дети. Мини-музей кукол.
Учитель-логопед. Наверное, нашим гостям будет интересно узнать, что там находится. Давайте пригласим их. Итак, мини-музей начинает свою работу. Приглашаем вас познакомиться с экспонатами. Каждый человек, независимо от возраста, профессии, независимо от того, где он родился и вырос – в городе или деревне, помнит игрушки своего детства. С веками кукла преображалась, расширялся круг её использования. Сейчас существуют куклы для игр, для украшения интерьера, рекламные, сувенирные, театральные и многие другие. Дети, можно я возьму роль экскурсовода сначала на себя, а моими помощниками попрошу быть (по желанию детей).
В этой части собраны куклы, которыми играли раньше. Из чего же делали их, посмотрим?
Дети. Их делали из соломы, дерева, мочала, тряпок.
Учитель-логопед. Ребята, а как называется кукла, сделанная из соломы? (дерева, мочала, тряпок)
Дети. Соломенная. Деревянная. Тряпичная.
Учитель-логопед. Да, действительно, раньше у детей любая щепочка могла превратиться в куклу. Полюбуйтесь на этих кукол. Из чего они сделаны?
Дети. Из соломы.
Учитель-логопед. А Кира у нас знает прекрасное стихотворение, попросим его рассказать.
Соломенная кукла
Золотистая солома
Без сомненья всем знакома
Словно сказочные феи
Колдовали мы над нею.
Соберём в пучок
И повяжем поясок
Ленточку шелковую,
Розовую новую.
Вот из всех стараний наших
Получилась кукла Маша.
Кто может поподробнее рассказать про этих кукол.
Рассказ детей о соломенной кукле (Приложение 1).
Учитель-логопед. Переходим к другому стенду. Как вы думаете, сложно было делать вот этих кукол?
Дети. Нет.
Учитель-логопед. Сейчас мы попросим рассказать о них наших помощников.
Дети. Рассказ о куклах : «День-ночь», «Купавка». (Приложение 2).
Учитель-логопед. Сегодня я расскажу и покажу вам, как создавалась первая игрушка – кукла. А потом вы вместе с гостями сделаете свою куклу- закрутку. Изготавливались такие игрушки из подручного материала. И всегда это было делом семейным. Мужчины и женщины в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей – так с ранних лет их приучали к усердию и терпению. Эта игрушка готовила ребёнка к самостоятельной работе, хранила и передавала от старшего поколения к младшему накопленный опыт.
Куклы делались в основном из мягких материалов – льняных, шерстяных, тканей и ниток, хлопка и мочала. Кукла – это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, весёлой, грустной, может иметь выражение лица умное или бессмысленное. По разным поводам, для разных случаев делали разных кукол: при рождении ребёнка в семье – нянюшку, на свадьбу – жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага, для девочек, будущих хозяюшек и мам, куклу делали специальную. Почти все куклы, изготовляемые в семье, - обереги, то есть они оберегали человека от несчастья. Одежда и весь облик отражали её образ жизни и возраст : коса могла быть только у молодой незамужней девушки, женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая – у парня; кукла без фартука означала старуху.
Края одежды обязательно украшали, ведь оторочка – тоже оберег. Подбирая ткани и нитки для будущей куклы, учитывали символический смысл каждого цвета: красный – это само солнце, огонь, горячая кровь, символ плодородия; жёлтый – тепло, младенчество; зелёный – здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и духовное общение; чёрный – сила, власть, богатство, крепкая семья. Мама или бабушка собирали яркие и мягкие лоскутки. Их руками отрывали от самых «счастливых» платьев и связывали в куколку. Первую куклу ласково называли нянюшка. Нянюшку нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребёнка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Обычное место её возле подушки, чтобы во сне поучить малыша уму-разуму, пошептать на ушко что-то важное. Вот и мы сегодня постараемся сделать с помощью наших гостей такую куклу-закрутку. Помните, что по ней судят о вкусе и мастерстве хозяйки. В работе совершенно не используется иголка – только закрутка тряпочки и завязывание её хлопчатобумажной ниткой.
Дети, наш мини-музей будет временно закрыт, а мы перейдём к своим рабочим местам.
Подумайте, какой материал вам понадобится? Каким цветом будет передник у вашей куклы? Будет ли у вас косынка или длинная коса? Если что-то забудете, можете подойти и взять по мере необходимости.
Дети подходят, выбирают материал и приступают к работе.
Список используемой литературы:
1. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва; ЦГЛ, «Элизе Трейдинг», 2004г.
2. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
3. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. – М. : Педагогическое общество России, 2001.
4. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество /ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. - М. Владос, 2000.
Приложение 1
Кукла-Стригушка
была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.
Приложение 2
Русская народная кукла "День и Ночь"
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Кукла "Купавка".
На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.