Ирина Рогожкина
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природой «Насекомые и пауки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природой с использованием технологии проблемного обучения и применением информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции образовательных областей : познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, речевое развитие.
Группа: подготовительная.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с природой „Насекомые и пауки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Пауки, паучки, паукообразные
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Тема: Насекомые и пауки.
Цель: формирование представлений о пауках.
Задачи:
1. Обучающие:
• актуализировать имеющиеся у детей представления о насекомых; закрепить знания об их отличительных признаках;
• дать представление о пауках как о классе животных, отличном от насекомых;
• познакомить с новыми понятиями «паукообразное животное», «головогрудь».
2. Развивающие:
• развивать умение анализировать и делать выводы в ходе сравнения двух природных объектов;
• развивать фразовую речь при ответах на вопросы;
• развивать мелкую моторику и двигательную координацию;
• развивать психические процессы: внимание, воображение, мышление;
• развивать умение согласовывать свои действия в соответствии с принятой ролью;
• развивать навыки исследовательской деятельности.
3. Воспитывающие:
• преодолеть негативное отношение к некоторым объектам живой природы, формировать понятие, что в природе нет ничего ненужного и случайного;
• воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и к окружающему миру;
• воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Материал: экспонаты из коллекции насекомых, диск с записью фильма «Паучок», книга о насекомых и пауках, сигнальные карточки к игре «Экологический светофор», фольга, музыкальное сопровождение с записью весёлой музыки.
Ход образовательной деятельности
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
1.1 Введение в игровую ситуацию.
- В некотором царстве, в некотором государстве, жили пчела, муравей, комар, муха…
1.2 Актуализация знаний. Фронтальная беседа:
• Ребята, о каком царстве животных идёт речь?
• Подумайте и ответьте, почему вы назвали муравья, пчелу, комара и муху насекомыми?
• Какие признаки насекомых вы можете назвать?
• Что умеют делать насекомые?
1.3 Организация игры малой подвижности.
«В воде, в воздухе, на земле».
(Насекомые : жук – плавунец, муравей, бабочка, стрекоза, комар, кузнечик, муха.)
Дети стоят в кругу,
внимательно слушают.
О царстве насекомых
У них есть признаки насекомых
Ответы детей
Если насекомое можно отнести к воде, то дети ставят руки в стороны, воздух – руки вверх, земля – руки вниз.
2. Основная часть
2.1. Фронтальная беседа:
• Ребята, а в каких сказках главные герои – насекомые?
• Кто были главными героями в сказке К. Чуковского «Муха-Цокотуха?»
• Кто муху в уголок поволок?
• Какой он, паук в этой сказке? Опишите его, пожалуйста!
2.2. Мотивация на дальнейшую деятельность.
• Ребята, оказывается, не все пауки бывают такими злыми опасными, как в этой сказке.
Хотели бы вы узнать о таких пауках?
2.3. Создание проблемной ситуации.
Кто же такой паук? Можно ли его назвать насекомым?
2.4. Организация исследовательской деятельности.
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам сравнить насекомого и паука.
(Воспитатель просит обратить внимание детей на строение тела паука и насекомого, на количество лап у животных.)
2.5. Выдвижение гипотез
Как вы думаете, можем ли мы назвать паука насекомым и почему?
2.6Определение социальной значимости.
Паук – это не насекомое, а паукообразное животное, как клещ или скорпион. Комнатные пауки не только не опасны для человека, но и приносят ему пользу. Как вы думаете, какую?
2.7Проверка выдвинутых гипотез.
Ребята, хотите посмотреть фильм о пауках, которые обитают рядом с нами и убедиться, правы ли мы были, а может, узнать и что- то новое?
(Смотри приложение, диск «Паучок».)
2.8Закрепление новых знаний. Организация беседы:
• Что же нового вы узнали о пауках?
2.9 Презентация новой книги.
Ребята, сколько бы вы фильмов не пересмотрели, ни один из них не расскажет вам столько, сколько книга. И в нашу библиотеку я добавляю новую книгу о насекомых и пауках.
2.10 Физминутка – игра «Насекомые».
Сейчас мы с вами на минутку превратимся в насекомых и попробуем подвигаться так же, как и они. По условному сигналу обмениваемся карточками.
2.11 Продуктивная деятельность
(дифференцированная работа).
А хотели бы вы смастерить сегодня своего паучка? Попробуем?
Воспитатель предлагает по схеме выполнить работу самостоятельно одним детям. Другим - дает объяснение, по необходимости помогает в изготовлении поделки.
2.12 Организация выставки поделок
Посмотрите, какие красивые получились у вас паучки! Моего паучка зовут Кроха, а вашего? Поставьте его на ладонь, полюбуйтесь. Они получились у нас почти как живые, и имя есть у каждого.
- А сможете ли вы сложить ладонь и смять своего паука или вам этого делать совсем не хочется?
Точно так же и матушка - природа относится к своим творениям. Ей больно видеть, когда люди ломают ветки деревьев, когда срывают цветы, уничтожают животных.
Очень надеюсь, ребята, что вы бережно относитесь к природным объектам и соблюдаете правила поведения в природе.
2.13 Организация игры «Экологический светофор».
Чтобы закрепить правила поведения, предлагаю вам поиграть в игру «Экологический светофор». Напоминаю правила.
Если вы, ребята, согласны с ситуацией, то зажигаете зелёный свет, а если нет, то - красный.
Очень любит Анечка
Жуков ловить и в баночку.
Жуки носы повесили,
Им в баночке невесело.
Я природу уважаю,
Я её не обижаю.
Не несу домой сверчка,
Таракана иль жучка.
Осторожно бабочку
За крыло возьму.
И любимой мамочке
В подарок принесу.
Ответы детей
Дети подбирают описание (злой, страшный, опасный)
Ответы детей
Ответы детей
Дети сравнивают внешний вид паука и насекомого из коллекции членистоногих
Выдвигают гипотезы
Ответы детей
Просмотр фильма
Ответы детей
Под весёлую музыку дети изображают насекомого, который попался им на карточке
Дети проходят к столам, где расположены заготовки для изготовления поделки и выполняют поделку
Ребята дают имя своим паукам
Ответы детей
Дети работают с сигнальными карточками
3. Заключительная часть
3.1 Рефлексия.
- Ребята, а какое открытие мы сегодня сделали? Опасны ли для нас с вами комнатные и пауки, которые живут в наших лесах? Как человек может позаботиться о насекомых и пауках?
3.2Перспектива на будущее.
Как мы можем рассказать об этом родителям?
Ответы детей
Можно почитать энциклопедии, книги о животных, нарисовать и рассказать.