Инна Павлова
Конспект образовательной деятельности по ОО «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОСУДА. ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПОСУДЫ.
Цели:
- расширять представления детей о посуде, ее назначении, истории происхождения, материалах из которых они сделаны. Активизация словаря по теме «Посуда», развитие внимания, памяти, бережного отношения к посуде. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.
Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».
Материалы: магнитофон с записью спокойной музыки, пластилин, крупы, презентация.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ОО „Познание“ для детей старшего дошкольного возраста „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Ход занятия.
Дети встают в круг. Воспитатель пускает по кругу бубен:
- Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожеланье скажет нам.
У кого остановится бубен, тот произносит пожелание другим детям.
– Сейчас я вам прочту начало одной сказки, а вы, надеюсь, отгадаете, о какой сказке идет речь.
И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы - дзынь!- натыкаются,
И стаканы - дзынь!- разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
- Из какой сказки этот отрывок? (Федорино горе)
- Да, правильно, ребята. Эта сказка называется «Федорино горе».
- Кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский)
- Молодцы, ребята. Ее написал Корней Иванович Чуковский.
- Сегодня мы поговорим об истории происхождения посуды. Как вы думаете, что такое посуда? (Ответы детей.)
- Да, посуда – это предметы для приготовления пищи, используемые для процесса еды, питья, для хранения припасов. (Слайд №3)
- Ребята, какую посуду вы знаете?
- Кухонная, столовая, чайная. (Слайд №4)
- В какой посуде готовят пищу?
- Кухонной.
- Да, правильно, кухонная – посуда, в которой мы готовим пищу (сковорода, кастрюля, миски, противень и. т. д.). (Слайд №5)
- Столовая – посуда, из которой мы едим, которую мы видим на столе (тарелки, супницы, блюдца). (слайд №6)
- Ребята, вы любите пить чай? Какую посуду используют при этом, и как она называется одним словом? (слайд №7)
- Правильно, чайная – посуда, которой мы пользуемся, когда пьем чай (блюдце, сахарница, чашка, заварочный чайник и т. д.)
- Сейчас я хочу вам рассказать, как появилась посуда и чем пользовались раньше вместо посуды. (показ слайдов).
Кастрюля. (слайд №8)
До 18 века русские повара при приготовлении пищи использовали горшки и котлы. Первые кастрюли появились в России в начале 18 века, при Петре 1. Делались они из чугуна. Потом использовали железные кастрюли. В начале 19 века появились первые эмалированные кастрюли.
В настоящее время существуют различные виды кастрюль: алюминиевые, медные, эмалированные, стеклянные и другие.
Родственницей кастрюли является сковорода. Невозможно обойтись без нее на кухне. С ручками или без, чугунные, алюминиевые …. – на любой вкус. Ну а первые сковороды тоже были глиняными.
- Теперь я расскажу вам немного о том, откуда произошла тарелка.
Тарелка (слайд №9)
Тарелка на столах появилась не сразу, даже на королевских пиршествах еду выкладывали прямо на стол, в специальные углубления, а оттуда в рот. Только с 14 века появляются квадратные тарелки.
В Древней Руси, начиная с 12 века, существовали большие блюда, на которых подавали обед. Изготавливалась посуда из разных материалов, у богатых, например, из золота и серебра.
Изначально персональные тарелки использовались не только для еды, а, например, в качестве царского вознаграждения для своих подданных. Лишь с 18 века тарелки стали обязательным предметом обеда. В 1740 году в России научились изготавливать твердый фарфор, но до простых граждан тарелки дошли только в конце 19 века. Хорошо, что сейчас не приходиться есть суп из углублений на столе, потому что существует много видов тарелок.
- Хотите еще узнать о происхождении чашки?
Чашка (слайд №10)
Самые первые емкости для питья изготавливали из подручных средств. Это были рога животных, ореховая скорлупа, дерево, глина, медь, серебро, золото. Чайную чашку с блюдцем – сначала керамическую, а чуть позже фарфоровую, придумали китайцы. Но это не была чашка в привычном виде, она была без ручки. Воду, молоко пили из глиняных кувшинов, либо из деревянных кружек, черпаков или металлических кубков.
Держать в руках фарфоровую пиалу с чаем было горячо, к ним приделали ручки. Это было в середине 18 века.
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и постарайтесь ответить на мои вопросы полными предложениями.
- Как вы думаете, почему убежала посуда от Федоры? (Ответы детей)
- Что нужно делать, чтобы посуда никуда не убегала? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, в каждый предмет вложен труд человека. Люди долго трудятся над каждой вещью, поэтому их надо беречь. Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы из нее приятно было есть.
Пальчиковая гимнастика стоя.
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Игра «Из чего сделана посуда?»
Обучать ребенка образовывать прилагательные от существительных
Из фарфора – фарфоровая
металла – металлическая
серебра – серебряная
золота – золотая
глины – глиняная
дерева – деревянная
хрусталя – хрустальная
стекла – стеклянная
Сейчас я вам предлагаю изготовить посуду из пластилина для Федоры. Закройте глаза и подумайте, кто какую посуду хочет вылепить. Чтобы вам было легче работать, я предлагаю вам посмотреть слайд последовательного выполнения той или иной посуды. (слайд №11)
(Во время работы детей звучит спокойная музыка).
- Посмотрите, ребята, у вас на столах разного вида крупы. Желающие могут украсить свою посуду узорами из крупяных зернышек, чтобы Федоре было приятно есть или пить из нее.
Итог проведенной деятельности. Рассматривание работ и их оценка детьми.
- Молодцы, ребята! Вы славно потрудились! Спасибо!