Юлия Мальцева
Образовательная деятельность по математике «Число ноль, цифра ноль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников подготовительной группы МБДОУ детского сада № 3 «Теремок».
Образовательная ситуация : «Число ноль, цифра ноль».
Цель: Сформировать представление о числе и его свойствах.
Закрепить счётные умения в пределах «9», взаимосвязи целого и частей.
Способствовать развитию логического мышления.
Материал :
Публикация «Образовательная деятельность по математике „Число ноль, цифра ноль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 0 (ноль)
- Темочки
Демонстрационный – цифры 0 – 9, корзинка, колокольчик, фотоаппарат.
Раздаточный – счётный материал (грибочки, земляника, цифры от 0 – 9 на каждого ребёнка, пластилин, салфетки, корзиночки, карточки с заданиями, математический набор на каждого ребёнка.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи:
1) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Вы были когда-нибудь в школе? (ответы детей).
-Да, конечно, мы вместе с вами были на экскурсии в школе.
-А я сегодня вас приглашаю не в обычную школу, а в лесную.
-Сегодня на цветочной поляне в лесной школе урок математики.
-Даже в лесной школе не всегда справляются с заданиями. Интересно?
(Ответы детей). (Белочка зовёт детей).
2. Игровая деятельность.
Дидактические задачи:
Часть I
1) Актуализировать умение правильно выделять, называть и сравнивать предмет по количеству, использовать в речи соответствующие слова.
2) Уточнить знания детей о расположении чисел.
3) Закрепить умение считать предметы, определяя их количество.
3) Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, речь.
4) Развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук, речь.
-Тогда подойдём поближе.
(Дети подходят и смотрят на доску).
-Ах, вот в чём дело?
Белочка: Да, да, да! Цифры потерялись. Надо расставить их по местам.
Кто бы мне помог? (Ответы детей).
(1 ребёнок выкладывает у доски, а остальные дети наблюдают, уточняют).
Белочка: -Спасибо, теперь каждая цифра на своём месте, ни одна не потерялась.
-Погостите у нас на цветочной поляне в лесной школе. Здесь много интересного и удивительного.
Воспитатель: - Погостим в лесной школе?
(ответы детей).
Белочка: Тогда, проходите, милости просим, чувствуйте себя как дома!
(Дети проходят, рассаживаются).
Белочка: А у нас урок математики продолжается.
Воспитатель: У вас на столах лежат корзиночки. Посчитайте грибы в корзиночках.
(на столах у детей разложены корзиночки, у воспитателя на доске пустая корзиночка).
Воспитатель: - Подберите подходящее число к своей корзиночке.
(дети выполняют задание).
- Воспитатель обобщает: - Вот уже к каждой корзиночке подобрали нужное число.
- Миша, какое число ты подобрал? Почему?
(ответ ребёнка обоснованный).
- Здорово, все справились.
Посмотрите внимательно, к каждой ли корзиночке подобрали нужное число?
(ответы детей).
Неожиданно оказывается, что для последней корзиночки нет подходящего числа. Как же быть? Чем можно обозначить отсутствие предметов?
(Дети высказываются, предлагают свои способы решения проблемы. Воспитатель подводит их к мысли о том, что можно ввести знак, который обозначает отсутствие предметов).
- А давайте введём знак, который обозначает отсутствие предметов. Какой знак может быть? (Варианты ответов детей).
- Я покажу вам сейчас общепринятое обозначение отсутствия предметов.
(Воспитатель показывает карточку с изображением цифры «ноль»).
- Посмотрите, какой он кругленький. (Обращается к Белочке).
-А для тебя, Белочка, ноль похож на что?
Белочка: На орешек, на дупло где я храню грибы, да орехи.
- Давайте посмотрим, есть ли похожие предметы в окружающей нас обстановке.
- Посмотрите вокруг.
- Вот сколько много предметов похожих на ноль.
- А чтобы лучше его запомнить, давайте вылепим ноль из пластилина.
(Дети выполняют задание. Во время практической части воспитатель напоминает об аккуратности при работе с пластилином. Вылепили, вытерли руки салфетками. Воспитатель звонит в колокольчик).
-Ура, в лесной школе перемена.
Белочка: На переменах мы бегаем, прыгаем, а зайка у нас умеет ловко жонглировать морковками.
-Зайка, покажи, как это у тебя получается?
(Выходит зайка с морковками и начинает жонглировать).
Звонит колокольчик. Белочка: Переменка закончилась.
Воспитатель: Пока наш зайка жонглировал морковками, я сделала фотографии. Рассмотрите их.
(Дети рассматривают картинки, которые лежат у них на столах).
- Расскажите, как всё было.
(Ответы детей).
- Напишите внизу карточки, сколько было морковок, и сколько осталось когда переменка закончилась.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель обобщает: - Заяц так увлёкся игрой, что у него в конце переменки не осталось ни одной морковки.
- Какую цифру вы написали? (Ноль).
- Ноль кругленький, хорошенький
Не значит ничегошеньки!
Воспитатель: - Зайка наигрался от души и наелся тоже, а вот задачки решить не успел.
Вот первая задача:
Белочка укладывала в свои корзиночки грибы. Сначала она спрятала в корзиночку (4). Положите в корзинки столько – же. Затем она взяла (ноль) грибочков, и тоже положила их в корзинку. Возьмите (ноль) грибов и положите в корзинку.
- Сколько грибов у белочки в корзинке? (4+0=4).
Белочка: У меня (4, а у вас?
- Почему у вас целое равно первой части? А где же вторая? (Вторая корзиночка была пустая, там ничего не было. Мы прибавили 0).
- Сколько получится, если к числу прибавить 0? (Если к числу прибавить ноль, получится то же самое число.)
- Значит, если к числу прибавить (ноль, то получится то же самое число.
-А почему так получается?
(Потому, что (ноль) не значит ничего, отсутствие предметов).
Воспитатель: Выложите эту задачку у себя на столе с помощью математических наборов.
- С первой задачкой мы быстро справились. А вот ещё одна.
Белочка бегала по лесу, собирала ягоды. Нашла 2 и положил их в корзину.
- Положите 2 ягоды в корзину. Пока искала, съела 2 ягоды. Сколько ягод у тебя осталось белочка в корзинке? (2-2=0).
Белочка: У меня ничего не осталось.
- Значит, если от числа отнять то же самое число, то получится (ноль).
Воспитатель: Выложите эту задачку у себя на столах.
(Решили).
3. Осмысление игры. Итог.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха.
Звонит колокольчик. Занятия в лесной школе окончены. Да и нам пора возвращаться в детский сад.
Белочка:- Вам понравилось у нас на цветочной поляне в лесной школе? (Ответы детей).
- Что нового вы узнали? С каким новым числом и новой цифрой вы познакомились? (Ответы детей).
- Как вы думаете, почему вам удалось справиться со всеми заданиями? (Ответы детей).
- Вы внимательно слушали, запомнили, как зовут новое число и как пишется эта цифра.
- Я думаю, что вам будет интересно нарисовать портрет новой цифры ноль.
Отправляемся с вами в группу, и нарисуем портрет.
Белочка: А чтобы вы по дороге не забыли, как выглядит это новое число, я дарю вам орехи, они такие же кругленькие.
До свидания!