Галина Дудина
Конспект НОД «Зимующие птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшей группы компенсирующей направленности
МБДОУ детский сад комбинированного вида «Дельфин»
242220, Брянская обл., г. Трубчевск, ул. Брянская, 57
Телефон 8( 48352) 24072
(для детей старшей группы компенсирующей направленности)
Воспитатель
1 квал. кат.
Дудина Галина Павловна
2013 год
Интеграция образовательных областей
• Познание
• Коммуникация
• Здоровье
• Социализация
• ФМП
• ЧХЛ
Задачи
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• Формирование представлений о зимующих птицах, их внешнем виде и образе жизни;
• Уточнение и расширение словаря по теме «Зимующие птицы»
• Совершенствование грамматического строя речи (употребление
• имен сущ., в форме Им., Р., В., падежей, согласование
• числительных с существительными, активизация словаря
• антонимов, развитие диалогической речи, фонематического
• восприятия;
• Формирование навыка в составлении описательного рассказа о
• двух птицах (ворона, воробей) с использованием наглядно-
• графического плана;
• Закрепление навыков счета;
• Развитие зрительного внимания, тонкой и общей моторики;
• Развивать интерес к художественному слову;
• Формирование навыков сотрудничества, положительного настроя на участие в НОД, воспитание доброжелательности, бережного отношения к природе.
• Воспитывать желание соблюдать правила поведения в природе.
Виды деятельности
• Игровая (игра «Что лишнее?», игровое упражнение «Скажи наоборот»)
• Театрализованная (превращение в птиц)
• Двигательная
• Коммуникативная (беседы о птицах, составление рассказа о птицах с использованием наглядно-графического плана).
• Продуктивная
• Познавательно-исследовательская
•
Планируемые результаты (интегративные качества)
• Принимает заинтересованное участие в образовательном процессе;
• Поддерживает беседу о зимующих птицах;
• Пытается рассуждать, высказывать свою точку зрения;
• Отвечает на вопросы;
• Эмоционально реагирует на художественное произведение;
• Принимает активное участие в подвижной игре и выполняет игровые упражнения;
• Умеет выполнять дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику;
• Владеет навыками театрального перевоплощения;
• Считает в пределах 10 и дальше.
Материалы
Предметные картинки с изображением зимующих птиц (синица, снегирь, дятел, ворона, сорока, воробей);
Сюжетные картинки «У кормушки» (на каждого ребенка);
Конверты с разрезными картинками (зимующие птицы);
Картинка-раскраска (снегирь);
Контейнеры с цветными карандашами;
Наглядно-графический план;
Кормушка;
Бумажные синички (оригами).
Предварительная работа
o Заучивание стихотворений, пальчиковых игр, считалок;
o Чтение художественной литературы;
o Беседы о зимующих птицах;
o Наблюдение за птицами в природе;
o Работа с родителями;
o Изготовление кормушки родителями;
o Изготовление раздаточного и демонстрационного материала
Содержание образовательной деятельности
Эмоциональный настрой
Вос-ль Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы
настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за
руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что
живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в
ладошку переходит доброта (вос-ль берет в руки зажженную свечу).
посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она
сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу
радостного настроения.
Ребята, я поняла, что у всех вас хорошее настроение, и вы готовы активно
поработать.
Игровое упражнение на внимание «Сосчитай»
(Вос-ль предлагает детям подойти к столу, где разложены предметные
картинки с изображением зимующих птиц, взять каждому по одной из них).
- Сядет тот, у кого на картинке два снегиря. (ребенок, у которого оказалось
названная картинка, садится).
- Теперь можно сесть тому, у кого на картинке три синички. (ребенок, у
которого оказалась названная картинка, садится).
- Сядет тот, у кого четыре вороны. (ребенок, у которого оказалась
названная картинка, садится).
- А у тебя сколько воробьев, Нина?
Реб-ок Один
Вос-ль Правильно
Вос-ль Игровое упражнение «Что лишнее»
А теперь я проверю, умеете ли вы внимательно слушать меня.
Я буду произносить ряд слов, а вы должны назвать лишнее слово и
объяснить свой выбор:
- снегирь, петух, синица, ворона;
Кто лишний?
Реб-ок Петух
Вос-ль Почему?
Реб-ок Это домашнее животное, а остальные – зимующие птицы.
-крыло, клюв, воробей, лапки:
- дятел, синица, волк, ворона.
Вос-ль Вы отлично справились с заданием.
Похлопайте себе.
Загадки о птицах
Вос-ль Ребята, у вас на столе лежат карточки с птицами. Рассмотрите их
внимательно. Сейчас я буду загадывать загадки о птицах, а вы догадайтесь,
о ком я говорю. Тот, у кого есть такая птичка, поднимите руку. Также
отгадывать загадки у доски и выставлять нужные картинки будет…
- Черные глазки, желтая грудка, короткий хвостик (синица)
- Черная головка, красная грудка, тупой клюв (снегирь)
- Пестрые крылья, длинный хвост, красная головка (дятел)
- Маленькая головка, короткий хвост, коричневые перышки (воробей)
- Длинный хвост, белые бока, серая головка (сорока)
Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, которых
можно встретить в наших краях зимой.
Как называют таких птиц?
Реб-ок Зимующие
Вос-ль Почему?
Реб-ок Эти птицы остаются зимовать в наших краях.
Работа с раздаточным материалом
Вос-ль Рассмотрите внимательно картинку и назовите, каких птиц вы здесь
увидели?
Реб-ок Вороны, дятлы, воробьи, синички, голуби, сороки.
Вос-ль Посмотрите еще раз внимательно, запомните, кто где находится и
ответьте на мои вопросы:
- Кто сидит на ветке дерева? (воробьи)
- Кто находится под кормушкой? (голуби и сороки)
- Кто сидит на стволе дерева? (дятел)
- Кто на кормушке? (синички)
- Кто летит к кормушке? (вороны)
- Кто стоит рядом с деревом? (девочка)
- Придумайте ей имя)
- Что она делает?)
- Ребята, как живется птицам зимой?
Реб-ок Голодно
Вос-ль Почему?
Реб-ок Трудно добывать корм.
Вос-ль А чем можно угостить птиц?
Реб-ок Зернышками, семечками, хлебом и т. д.
Физминутка
Птички на ветке сидели (обнимают себя за плечи)
Головами вертели (повороты головой)
А потом полетели (машут руками-крыльями)
Летели, летели (летят)
Опять на ветку сели (приседают)
Среди белых голубей (идут по кругу, заложив руки за спину)
Скачет шустрый воробей (в центре скачет на корточках один ребенок)
Воробушка-пташка, (встают лицом в круг, берутся за руки, идут
Серая рубашка приставным шагом. «Воробей» пытается
Откликайся, воробей «вылететь», а «голуби» его не пускают.
Вылетай-ка, не робей.
Упр-е «Скажи наоборот» (работа по картинке)
Вос-ль Закончите предложение:
- Воробей маленький, а ворона - … большая
- У синички хвост короткий, а у сороки - …длинный
- Голубь тяжелый, а воробей - …легкий
- У синички клюв тонкий, а у вороны – … толстый.
Молодцы, ребята.
Дидактическая игра «Собери картинки»
Вос-ль Ребята, возьмите в руки конверты и достаньте из них целые картинки.
Вы узнали птичек?
Назовите их?
(дети по очереди называют птиц на своих картинках)
А теперь достаньте такие же картинки, только разрезанные на части.
Соберите их.
(дети выполняют задание. Вос-ль оценивает работу детей, 2-3 детям
предлагает рассказать о своих птичка и убрать картинки в конверты)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают
кулачки)
Прилетело? Мы расскажем (машут перекрестно сложенными
ладонями)
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают
Шесть ворон и голубей, по одному пальцу, начиная с
Дятел в пестрых перышках большого, на обеих руках)
Всем хватило зернышек (трут большие пальчики об
указательные, как бы насыпают корм
в кормушку).
Молодцы! Покормили птиц. Они очень благодарны вам. Теперь им не
страшен мороз. Только не забывайте делать это каждый день.
Составление рассказов с использованием мнемотаблицы
Вос-ль Ребята, назовите этих птиц?
Реб-ок Ворона, воробей.
Вос-ль Чем они похожи?
Реб-ок Части тела
Вос-ль Чем отличаются?
Реб-ок Размер, окраска, голос, повадки
Вос-ль А сейчас, ребята, мы составим рассказ об этих птицах. И нам в этом
поможет схема. Рассмотрите ее внимательно (подробно разбирают
содержание схемы: размеры, части тела, окраска перьев, кто как голос
подает, где обитают, чем питаются).
Примерный рассказ:
Это воробей. Лапы, голова, крылья у воробья маленькие, хвост короткий.
Перья коричневого и серого цвета. Воробей чирикает. Живет поближе к
человеческому жилью. Питается зернами и семенами деревьев.
Это ворона. У нее большие лапы, голова, крылья, хвост длинный. Перья
у вороны черного и серого цвета. Ворона каркает. Живет поблизости
человеческого жилья. Питается отбросами.
Вос-ль вызывает двух детей, предлагает им превратиться в птиц и
рассказать о себе, похвастаться друг другу, какой ты воробей и какая ты
ворона. (предложить шапочки)
Вос-ль приглашает детей пройти на ковер
Дыхательное упражнение
Ребята, посмотрите, какие красивые синички. Сейчас мы научим их летать.
Положите птичку на ладошку. Держите ладошку напротив губ. Вот так
(показ). По моей команде вы сделаете вдох и станете дуть на синичку,
вытянув губы, не раздувая щек. (упр-е выполнить 3-4 раза).
А сейчас, ребята, мы покажем сюрприз нашим птичкам, который мы им
приготовили (вос-ль достает кормушку, дети хором читают стихотворение) :
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушку
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки?
Прилетайте на опушку,-
Угощенье ждет в кормушке.
Итог НОД
- О ком мы говорили сегодня на занятии?
- Что вам понравилось, запомнилось больше всего?
- О чем вы не должны забывать?