Лидия Ликунова
Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Здравствуй, Мокша».
Программное содержание:
Расширять понятия о природном мире. Продолжать формировать понятия о формировании реки, ее истоках. Учить сравнивать и находить различия между двумя источниками воды. Продолжать знакомство с реками Мордовии и их обитателями. Закрепить умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, водных животных.
Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи, совершенствовать устную речь детей, упражнять в образовании однокоренных слов и слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Активизировать словарный запас по теме.
Публикация «Конспект НОД „Здравствуй, Мокша“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Воспитывать любовь к природе Мордовии.
Материал:
Предметные картинки: речная рыба, водоплавающие птицы, водные животные. Карточки – схемы к модели «Природный мир». Плакат «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой», слайды с изображением горной и равнинной рек, реки Мокша, лесного родника, болота, рабочие листы «Сравни», карандаши.
Реквизит: мордовский народный костюм.
Мет. приемы:
Словесные: чтение художественной литературы, вопросы.
Наглядные: рассматривание слайдов, картинок, работа со схемами.
Игровые: игр. упражнения: «Кто внимательный?», «Сравни», игры: «Две речки», «Ерши и щука», «Скажи ласково», «Назови одним словом».
Предварительная работа:
Работа с картой Мордовии. Беседы о реках Мордовии, о правилах поведения на воде, в природе. Просмотр видео – материалов, иллюстраций, фотографий. Чтение стихов и рассказов мордовских писателей о природе Мордовии. Заучивание загадок.
Методика проведения занятия.
Дети стоят полукругом.
В. Дети, послушайте стихотворение:
Солнце светит и блестит роса,
Леса шумят и голубеют небеса,
Бабочка резвиться
И речка серебрится…
Живет под липой колючий еж,
А из тучи льет веселый дождь…
Все природою зовем –
Это наш огромный дом.
В. На какие две части делиться природный мир?
В. Правильно - на живую неживую природу. На столе лежат карточки – схемы, изображающие явления и предметы живой и неживой природы. Поиграем и узнаем, кто из вас самый внимательный. Карточки нужно разместить таким образом: слева – предметы живой природы, справа – объекты и явления неживой природы.
Игровое упражнение: «Кто самый внимательный»
(Проверка задания).
В. Молодцы! Никто не ошибся. Присаживайтесь за столы. Послушайте загадку:
Бежит, бежит – не выбежит,
Течет, течет – не вытечет. Что это?
В. Верно. Может вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
В. А вы знаете, откуда начинается река, где ее начало?
В. Правильно. А еще речка может начинаться в лесной глуши из оврага, где бьет родник. Послушайте стихотворение И. А. Бунина:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
В. Как же получается река?
В. Верно. Вода, вытекающая из родника, болота, собирается в ручьи. Они соединяются и получается река. А сейчас предлагаю поиграть. Сравните и соедините линией похожие, на ваш взгляд, предметы: родник, реку, болото, озеро, ручей с ключом, зеркалом, чашкой, змеей, шарфиком и с кастрюлькой с тестом.
Игровое упражнение «Сравни».
(Воспитатель задает вопросы, проверяя выполнение задания).
В. Дети, назовите реку ласково.
В. Верно, слова звучат очень ласково: речка, реченька, речушка. А как назвать огромную реку? Рыба, которая живет в реке как называется?
В. Молодцы. Сколько родственных вы придумали: речка, реченька, речушка, речища, речная. Все реки разные. Реки и речки бывают равнинными и горными. Равнинные текут медленно и плавно, у них низкие берега. Есть горные реки, у которых течение быстрое, бурлящее, а берега скалистые.
(Показ иллюстраций, слайдов, видео).
В. Посмотрите на эти иллюстрации и скажите, чем отличается горная река от равнинной?
(Активизация словаря: «В горной реке вода бурлит, течет быстро; берега - каменные, обрывистые.»).
В. Какое течение в горных реках? (В равнинных)
В. Верно. Течение горной реки быстрое, бурлящее, шумное, а равнинной реки – медленное, плавное, спокойное. Давайте поиграем. Сначала вы будете равнинной рекой, а затем - горной.
(Дети встают в колонну, держась за руки. Сначала они двигаются медленно, плавно, иногда выполняют «змейку», затем по сигналу воспитателя дети меняют темп движения: подпрыгивают, выполняют бег в медленном и быстром темпе, приседают, поднимая руки вверх, встряхивают кистями рук, затем встают, бегут «змейкой».)
Игра «Две речки».
В. Поиграли? Присаживайтесь.
(Звучит музыка, входит Ведява.)
В. Кто вы?
Г. Я хозяйка рек и озер. Зовут меня Ведява. Услышала я, что вы говорите про реки и решила прийти к вам в гости. Здравствуйте, дети!
В. Проходите, присаживайтесь.
Г. Спасибо. Дети, а вы знаете, что у нас в Мордовии тоже много рек?
В. Дети даже знают, как они называются.
Г. Я очень рада. Называйте реки, а я буду их считать.
(Дети называют реки : Сивинь, Рудня, Вад, Исса, Нуя, Алатырь, Инсар, Мокша и др.)
Г. Правильно. В Мордовии более 100 больших и малых рек. Самая большая река Мокша. (Показывает на карте). У Мокши много притоков – малых рек, которые наполняют ее водой. (Показ иллюстраций). Мокша широкая и полноводная река с чистой и прозрачной водой. Течение спокойное и плавное. По берегам Мокши растут и зреют хлеба. Мордовский народ гордится своей рекой, следит за её чистотой. Ей посвящают стихи:
Догорела, догорела
Ало – ало засияла
Ранняя заря.
Тихой Мокши гладь.
Пал на воду луч восхода,
Ивы в росах моют косы,
Золотом горя.
Всюду – благодать.
(М. Безбородов.)
В. Спасибо, тебе Ведява, за рассказ. Теперь послушай, что знают наши дети.
В. Дети, послушайте загадку:
Хвостом она виляет,
Зубаста, а не лает.
Кто это?
В. Хотите поиграть? Игра называется «Ерши и щука».
(Дети тихо бегают по группе и подходят к водящему – щуке).
Д. Над речушкой в тиши
Шелестят камыши,
А в воде у камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей – малышей
Щука ждет у камышей.
(Дети разбегаются, водящий их ловит).
Игра «Щука и ерши».
В. Присаживайтесь на ковер. Сейчас мы с вами вспомним, кто живет рядом с ершами и щукой.
(Дети загадывают и отгадывают загадки).
По дну реки гулять идет
И ножницы с собой несет. (Рак).
У лошадки – жеребенок,
А у свинки – поросенок,
У собаки – щенок,
А у рыбки – (малек).
Пузырек в воде резвился,
В лягушонка превратился. (Головастик).
В. Какие рыбы, кроме щуки и ерша, живут в Мокше? (Дети показывают картинку и называют ее).
В. Молодцы! Хорошо знаете пресноводных рыб. А какие птицы гнездятся на берегах Мокши? (Дети отгадывают загадки о водоплавающих птицах.)
Красные лапки щиплют за пятки. (Гусь).
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка).
Улетали с севера на юг
И теряли белый, белый пух. (Лебедь).
В. Молодцы! А теперь посмотрите на эти плакаты и назовите как можно больше растений, животных, насекомых, рыб, которые живут на воде, под водой и рядом с водой.
(Дети работают с раздаточным материалом и рассказывают о том, что знают об обитателях реки Мокша).
Г. Да, не ожидала я, что вы столько знаете о реке Мокша и ее обитателях. Молодцы! Хочу предложить вам игру «Назови ласково».
Окунь – окунишка, окунек, окунечек.
Плотва – плотвичка.
Ерш – ершик, ершишка.
Лещ – лещик.
Сом – сомик.
Комар – комарик.
Лягушка –лягушечка.
Утка – уточка.
Гусь – гусенька.
Лебедь – лебедушка.
Водомерка – водомерочка.
Г. Молодцы! Есть еще одна игра для вас называется «Назови одним словом».
Гусь, лебедь, утка -…
Ондатра, выдра, бобр - …
Змея, ящерица - …
Ива, береза, рябина - …
Лещ, карась, окунь - …
Комар, водомерка, жук – плавунец - …
Лилия, кувшинка - …
Г. Спасибо дети, порадовали меня. Но мне пора уходить. До новых встреч.
В. Дети, кто приходил к нам в гости? О чем мы говорили? Что вам запомнилось? Что вас заинтересовало?
В. Вы замечательно отвечали. Я рада, что вы много знаете о Мокше.