Елена
Конспект НОД «Задания старого пирата»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ
«Детский Сад «Зоренька»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте
в подготовительной группе
на тему: «Задания старого пирата.»
Воспитатель : Рюхова О. В.
с. Курья, 2017 год
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, физкультура.
Задачи :
Образовательные:
• Совершенствовать умение детей в дифференциации гласных и согласных звуков;
Темочки:
• Формировать умение выполнять звуковой анализ звуковых слов, различать гласные и согласные ;
• Упражнять в делении слов на слоги;
• Учить детей отгадывать загадки по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы;
• Упражнять в определении места звука в словах, в определении
• количества слогов в слове;
• Закрепить умение читать слова;
• Закрепить умение составлять предложения с заданным словом;
• Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа, навыки слогового чтения.
Развивающие:
• Развивать связную речь;
• Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность;
• Развивать грамматический строй речи.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к образовательной деятельности;
• Воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
• Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Методические приемы:
Словесные: беседа о гласных и согласных звуках, загадывание загадок о сказках;
Наглядные: игра «Лишняя буква», игра «Найди слог, получится слово», слайды с заданиями;
Материал (оборудование) :
Демонстрационный: экран, проектор, слайды с заданиями, сундучок с монетками, письмо от пирата, игрушка – попугай, мяч.
Раздаточный: карточки со слогами, карточки с буквами, карандаши.
Предварительная работа: чтение сказок, беседа о звуках, слогах, слове.
Организация детей на НОД:
1. Дети стоят на ковре полукругом;
2. Дети сидят на стульях;
3. Дети сидят за столами;
4. Дети стоят в кругу на ковре возле экрана;
5. Дети возле воспитателя на ковре, в кругу.
Словарная работа: гласные и согласные звуки, буква, слог, звуковой анализ слова, алгоритм действий.
Ход НОД:
- На адрес нашего детского сада пришла посылка - вот такой таинственный сундук и письмо от Старого Пирата. (на экране картинка пирата).
Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Я рад познакомиться с вами, и хочу поделиться своими сокровищами. Но открыть секретный замок на сундуке не так-то просто. Чтобы заполучить ключ от замка, который я спрятал в секретном месте, вы должны пройти мои хитрые и коварные испытания.
Желаю удачи. Старый Пират Весельчак».
- Ну что, ребята, хотите узнать какие же сокровища прислал вам пират Весельчак? Я думаю всем интересно, будем проходить его испытания?
- Здесь в письме указаны все задания, которые вы должны пройти, и так приступим. Давайте сядем на стульчики. Задания здесь о буквах и звуках, словах, слоге, и предложении. Сначала пират хочет проверить знаете ли вы звуки и буквы.
-Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим звуки. Это звуки речи.
- Какие бывают звуки? (гласные и согласные).
- Почему они называются «гласные»? (их можно петь)
Каким цветом обозначаются гласные звуки? (красным) (картинка на экране)
- Давайте назовем гласные звуки.
- Почему не поются согласные звуки? Что мешает? (губы, зубы, язычок). Каким цветом обозначаются согласные звуки? (синим) (картинка на экране)
- Давайте назовем согласные звуки.
- А какие две буквы не произносятся и не являются гласными и согласными? («ъ», «ь»). А для чего они нужны? (они придают слову мягкость или твердость).
- Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).
1 задание.
Дидактическая игра «Назови первый звук в слове».
Дети называют слово, а затем первый звук в этом слове (картинки на экране).
( Слова: жук, сок, лев, ваза, облако, маска, зебра, хлеб, апельсин и т. д.)
2 задание.
Игра «Лишняя буква» (дети садятся за столы и выполняют задание в карточках)
Каждому ребенку предлагается карточка с буквами. Его задача найти и зачеркнуть лишнюю букву (гласную или согласную).
Например: АОИКУ, БТЛАК, МВАГШ, УЫИЖЮ и т. д.
3 задание.
«Какой звук повторяется во всех словах?»(на экране картинки в виде группы)
1. Рак, рыба, тигр, радуга. (Звук «р»)
2. Заяц, зуб, зонт, арбуз. (звук «з»)
3. Жираф, баклажан, ёж, пожар. (звук «ж»)
4. Фонарь, флаг, светофор, шарф. (звук «ф»)
4 задание. (Физминутка) на экране
5 задание. (дети садятся на стулья)
«Чтение слов с пропущенными буквами».
(на экране картинки и слова, в которых пропущена гласная буква)
Например: д. м, рядом картинка «дом»
Лук, сыр, рак, кот, гриб, лес, и т. д.
6 задание.
«Звуковой анализ слова» (на экране картинка и слово ЛИМОН)
ЛИМОН - 5 букв, 2 слога, 2 гласных, 3 согласных, ударение на второй слог,
составьте предложение со словом «лимон».
7 задание.
Настольная игра «Найди слог, получится слово»
(на столе лежат карточки, на которых написана первая половина слова, нужно найти вторую половину слова, найти второй слог.)
Ар-буз зеб-ра мас-ка
Ба-нан руч-ка ёл-ка
Ли-са са-хар зи-ма
Ва-за ры-ба зу-бы
(дети делятся на две команды, первая команда ищут карточки с первыми слогами, а вторая команда – карточки со вторыми слогами, затем проверяют слова).
8 задание.
«Назови одним словом»
(на экране картинки, дети должны назвать эти картинки одним словом)
Например: мебель, профессии, времена года, транспорт, музыкальные инструменты, ягоды, цветы, посуда, насекомые, инструменты и т. д.
9 задание.
«В мире сказок».
(воспитатель читает загадки про сказки, а дети угадывают, на экране появляются картинки из сказок).
1. Не послушал он сестрицу,
Грязную попил водицу.
Из нормального ребёнка
Превратился он в козлёнка. (сестрица Аленушка и братец Иванушка)
2. Помог он сыну мельника
Маркизом стать богатым.
Есть у него усы и хвост,
Есть сапоги и шляпа. (Кот в сапогах)
3. Мальчишка деревянный,
Непоседа и проказник,
Карабаса наказал
И устроил куклам праздник. (Буратино)
4. Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
А ну, подскажите имя её. (Красная шапочка)
6. Удивляется народ:
Едет печь и дым идёт.
Едет парень на печи,
Ест большие калачи. (По щучьему велению)
7. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? (Волк и семеро козлят)
8. Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха - цокотуха)
9. И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться… (Айболит)
10 задание.
- А теперь осталось последнее задание. Пират пишет в письме, что у нас в группе спрятался его верный друг, у которого ключ от сундука, а чтобы его найти нужно выполнить в такое задание : нужно следовать алгоритму.
-столько шагов вперед – сколько частей в слове МАШИНА,
-столько шагов вправо сколько частей в слове МОРОЗ,
- поворот направо, выстроится в линию, кругом,
- столько шагов вперед сколько частей в слове СЛОНИХА
…. И тут сидит попугай Боцман, лучший друг нашего пирата.
- Ребята, посмотрите что же у него в лапках, какая то коробочка….(дети открывают, что же там? Это ключик от нашего сундучка.
- Давайте откроем сундучок. А в нем – монетки – шоколадки для вас, вот оказывается какое сокровище прятал от нас пират Весельчак.
- Давайте скажем ему спасибо (на экране пират).
Итог НОД:
- Скажите, пожалуйста, где вы побывали?
- Чем вы там занимались?
- Трудно ли было вам получить ключик?
- Какие трудности были у вас на пути?
- Как вы оцениваете свои старания?
- Справились ли вы с заданиями?
На этом наше путешествие закончилось. Что было интересного сегодня?
Что вам больше всех понравилось?